Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подачи воды на




ПОЖАРЕ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ

УСЛОВИЯХ

К неблагоприятным условиям относятся: низкие температуры, высо­кие температуры, ограниченные возможности подачи огнетушащих веществ.

22.1. Особенности подачи воды на пожаре в условиях низких температур

Зимой бесперебойная подача воды по рукавным линиям к месту ра­бот связана с большими трудностями, особенно в северных районах, где температура воды в водопроводе снижается до 0,5- ГС, а в открытых во­доемах, реках и озерах — до 0°С. Иногда вода в рукавных линиях замерзает, так как отдает теплоту в окружающее пространство. Количество теряемой теплоты пропорционально разности температур воды и окружающего воз­духа и возрастает с уменьшением скорости движения воды. Таким образом, по мере движения воды по рукавной линии температура ее понижается. Особенно велика опасность замерзания воды в рукавной линии в начальный период работы насоса. При наружной температуре минус 40°С и ниже тем­пература стенок рукавов близка к температуре окружающего воздуха, и поступающая в них вода быстро охлаждается, превращаясь иногда в ледяную пастообразную массу ("шугу"), которая закупоривает линию и ствол. Чтобы избежать образования льда в рукавах, воду подогревают насосом. При работе насоса на максимальных оборотах и не полностью открытой задвижке напорного патрубка вода нагревается от трений в рабочем колесе и корпусе насоса. Степень нагрева зависит от количества воды, подаваемой насосом в рукавную линию, напора, развиваемого насосом, и температуры воздуха.

При работе на открытых водоисточниках целесообразно забирать воду с больших глубин, где температура ее несколько выше, чем в верхних слоях. Это позволяет подать воду на большие расстояния.

Значительные сложности возникают при подаче воды по рукавным линиям в условиях низких температур (-20°С и ниже). Температура воды в водоемах достигает 0,4°С. За время прохождения ее по всасывающему рукаву она понижается до 0°С, а в насосе снова повышается до 0,38-0,45°С. Падение температуры на каждые 100 м длины рукава на линии представлены в табл. 17. В этих условиях внутренняя поверхность рукава через 20-30 минут близка температуре окружающей среды, способствует появлению "шуги" и последующему прекращению подачи воды. Исследованиями, проведен­ными в различных регионах с низкими температурными режимами, полу­чены предельные длины по обледенению, после которой начинается


Таблица 17. Среднее значение падения температуры воды на 100 м длины

Рукавной линии

 

 

 

Температура воздуха, °С Диаметр рукавной линии, мм Скорость ветра, м/с Де, °С
-31   0,5 0,18
  0,5 0,13-0,17
-40     0,7-1,4
-27   1,5 0,16-0,4
  1,5 0,16-0,4
-32     0,62-0,95

Таблица 18. Коэффициент использования рукавной линии в рабочих линиях

На 3 рукава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура воздуха, °С Скорость ветра, м/с U  
-20 0,5   0,89
    0,42
    0,36
-30 0,5   0,58
    0,28
    0,25
-40 0,5   0,44
    0,22
    0,19
-50 0,5   0,36
    0,17
    0,14

ледообразование, возникают сопротивления, уменьшается расход пода­ваемой воды. То есть коэффициент использования рукавной линии будет равен:

К, = Ln/Lr

где Ln — предельная длина, м; Lr — длина рукавной линии в обычных условиях в зависимости от гидравлических характеристик, м.

В табл. 18 даны значения К и Ln при заборе воды с открытого водо­источника и подачи ствола А и ствола Б по одной магистральной линии, проложенной из прорезиненных рукавов.

Известен ряд технических устройств, применяемых в пожарной охра­не для поддержания работоспособности рукавных линий. Это прежде всего, использование различных компактных источников тепла, паяльные лампы, факелы. Они наиболее часто используются для отогрева рукавной арматуры и других металлических частей насосно-рукавных систем. Используется также в качестве теплоносителя горячая вода и водяной пар. Предусмат­риваются также различные теплотехнические защитные устройства. Они все же малоэффективны и предназначены прежде всего для уборки замо­роженных рукавных линий.


Предотвратить обледенение напорной рукавной линии возможно и химическим способом, введением специальных веществ в воду, что позво­ляет снизить температуру ее кристаллизации. Однако этот способ приме­нения в пожарной охране не нашел. Перспективным считается введение в воду морозоустойчивых (-40, -50°С) пенообразователей, а также исполь­зование ультразвука.

Кроме того, от обледенения в пожарных рукавных линиях можно избавиться созданием определенных гидравлических параметров.

То есть созданием больших напоров воды в рукавных линиях, тем самым ниже будет температура кристаллизации.

Находит применение теплотехнический способ предотвращения обледенения.

Для эффективного его применения используют различные техничес­кие устройства (вставки), что позволяет поднять температуру воды, подаю­щуюся по напорным рукавным линиям на 1,ГС-2.0°С. а это при прочих равных условиях увеличивает их длину в три раза. Кроме этого, в рукавной арматуре (соединительных головках) используются в качестве материала втулки полимеры, что позволяет в частности повысить теплоизолирующую способность рукавных головок.

Для более эффективной защиты рукавных разветвлений используется энергия паяльной лампы, при этом на разветвление одевается защитное устройство, благодаря чему удается избежать потерь какой-то части тепла, создаваемого паяльной лампой.

22.2. Особенности подачи воды на пожаре в условиях высоких температур

Высокие температуры оказывают существенное влияние не только на снижение работоспособности человека, а также на снижение такти­ческих возможностей пожарной техники.

При этом воздействие негативно сказывается как на технической ха­рактеристике двигателя пожарной машины, так и на всасывающей способности пожарного насоса. Допустимая высота всасывания приведена в табл. 19. Таблица 19. Допустимая высота всасывания

 

t,°C +10 +20 +30 +40 +50 +60
hB 7,0 6,5 5,7 4,8 3,8 2,5

В случае необходимости забора воды с глубины, превышающей до­пустимую высоту всасывания (не > 7 м), требуется предварительная заливка воды во всасывающую полость насоса.


22.3. Подача воды на пожаре при ее недостатке

Ограниченные возможности по подаче огнетушащих веществ условно можно разделить на:

- неудовлетворительное водоснабжение;

- безводные участки.

К неудовлетворительному водоснабжению относятся участки мест­ности, где подача воды в пределах 10-15 л/с, или расстояние от места пожара до водоисточника 300-500 м, или запасы воды имеются, но трудно забирать воду.

К безводным участкам относятся участки местности с расходом менее 10 л/с, или расстояние до водоисточника более 500 м.

Для обеспечения подачи воды в таких условиях предусматриваются следующие схемы:

- подача воды перекачкой;

- подвоз воды;

- подача воды с использованием гидроэлеваторных систем.

Подача воды перекачкой

Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если рас­стояние от водоисточника до места пожара велико, напор, развиваемый одним насосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй. Расстояние до 2 км.

Перекачка применяется также, если подъезда к водоисточнику для пожарных автомобилей нет (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т.д.). Для этой перекачки применяют переносные технические устройства с уста­новленными на них насосами. При подаче воды перекачкой необходимо:

- выбрать схему перекачки;

- рассчитать количество ступеней перекачки;

- определить требуемое количество пожарных машин;

- определить требуемое количество пожарных рукавов;

- организовать связь между ступенями перекачки;

- определить время начала работы системы;

- определить возможный ход развития пожара;

- назначить ответственного за работу ступеней перекачки;

- создать необходимый запас ПТВ.
Способы подачи воды перекачкой могут быть:

- из насоса в насос;

- через промежуточную емкость;

- комбинированный способ подачи воды перекачкой.
Наиболее надежна перекачка с промежуточной емкостью. При этом

способе всегда видно наполнение емкости, и легко регулировать подачу воды насосом, забирающим ее из емкости; так как вода поступает "на


излив", полностью используется напор пожарного насоса, работающего в перекачку. Однако, большим недостатком этого способа является то, что не всегда на пожаре может быть промежуточная емкость. Этот способ не всегда применим.

При подаче воды перекачкой из насоса в насос в конце каждой рукавной линии необходимо поддерживать избыточный напор.

Этот напор нужно поддерживать не менее 10 м, но не более чем позволяет техническая характеристика насоса.

При перекачке воды насосами пожарных машин должна быть полная синхронность их работы по всей линии, что достигается сохранением мини­мального напора каждого насоса. Поэтому обслуживающие водители строго следят за показаниями приборов и немедленно выравнивают режим работы насоса.

Для этого необходима бесперебойная связь по линии перекачки. Прокладывать рукавные линии лучше с помощью рукавных автомобилей; большое значение имеет рассредоточение пожарных с резервом рукавов по участкам линии перекачки — они могут быстро заменить вышедшие из строя рукава.

При перекачке на водоисточник устанавливается наиболее мощный насос, а головной автомобиль устанавливается как можно ближе к месту пожара. Рассмотрим схемы перекачки воды и дадим им тактико-техничес­кую оценку по законам гидравлики. Обозначим расстояние между водоис­точником и местом пожара L, расстояние между ближайшим (к месту по­жара) головным автонасосом и местом пожара /1; а расстояние между авто-насосами по линии перекачки /. Тогда L = Kj / + /1; (Kj — число ступеней перекачки). Число насосов К = К + /. При решении задач по перекачке обычно задается расстояние L между водоисточником и местом пожара. Кроме того, необходимо знать расход воды или число струй, которые следует подать на пожар. По принятой рукавной схеме и данным таблиц определяют расстояние 1Х между местом пожара и головным автонасосом. Разность L — 1Х = Kj/ — расстояние, на которое требуется перекачивать воду от водо­источника к головному насосу пожарной машины. Для определения числа ступеней перекачки и, следовательно, числа пожарных машин, необходимо знать расстояние между соседними машинами. Это расстояние определяют в зависимости от требуемого расхода воды, характеристики насосов, типов и диаметров рукавов, числа рукавных линий и разницы высот расположения пожарных машин (на наклонной местности).

Развиваемый насосом напор Н затрачивается на преодоление раз­ницы геометрических высот расположения соседних насосов h и потерь напора в рукавных линиях:

Н = h, + h.

Так как характеристика насоса обычно известна, и разница метри­ческих высот задана (исходя из местных условий), следовательно, известны развиваемый напор и разница высот. Отсюда напор, который может быть затрачен на преодоление потерь напора в рукавных линиях:


h, = H - lv

Из этого значения следует вычесть запасной напор h3, гарантирую­щий надежность работы всей системы перекачки, тогда

h, = Н - li, - h3.

h3, как отмечалось раньше, примерно 10 м.

Из курса практической гидравлики известно, что потери напора 1ц по длине рукавной линии определяет по формуле:

hj = nS'Q2,

где S' — сопротивление одного рукава длиной 20 м.

Отсюда число рукавов, прокладываемых между соседними автона­сосами:

n=h/(S'Q2)

Эта формула справедлива для прокладки между автонасосами по одной рукавной линии. При перекачке воды по двум параллельным линиям одинакового диаметра и длины, по каждой из них пойдет половинный расход воды. Следовательно, потери напора в этом случае:

h = nS'(Q/2)2,

откуда:

n = 4h/(S'Q2).

Расстояние между соседними пожарными автомобилями в случае перекачки воды по двум параллельным линиям в 4 раза больше, чем при перекачке воды по одной линии.

При перекачке воды через промежуточную емкость все гидравли­ческие расчеты, приведенные выше, справедливы, за исключением того, что запасной напор h3 в данном случае не учитывается, так как вода пос­тупает в промежуточную емкость или в бак автоцистерны на излив, и напор в конце линии перекачки условно можно приравнять нулю.

Если подавать воду по двум параллельным линиям, то можно полу­чить два результата: при заданном расстоянии 200 м увеличить общий расход воды до полной подачи насоса, или, сохранив расход 20 л/с, увели­чить расстояние перекачки в 4 раза.

Лицу, организующему перекачку, надо помнить важное правило: если нет времени и трудно провести хотя бы ориентировочный расчет, или не хватает рукавов для прокладки второй магистральной линии, лучше немного завысить число ступеней перекачки.

Когда вода на тушение пожара будет подана, можно в процессе тушения внести поправки и лишние ступени перекачки (пожарные маши­ны) снять, направить их на другие участки, или проложить за это время вторую магистральную линию.

Все расчеты по перекачке воды насосами пожарных машин при сложном рельефе местности и больших расстояниях до водоисточника нужно проводить заранее в оперативных планах.

Если застройка сгораемая, а водоисточники находятся на очень боль­шом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше


подвозить воду автоцистернами с параллельной организацией перекачки. В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, при­нимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, рас­стояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомо­билей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.

Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстоянии более 2 км или, если имеются сложности в заборе воды и отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблаго­приятных условиях.

При принятии решения по доставке и подаче огнетушащих веществ с помощью подвоза РТП (НТ) обязан:

- рассчитать и сосредоточить необходимое количество автоцистерн;

- создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн;

- создать у места пожара пункт расхода воды (подачи ОТВ на пожар);

- определить оптимальные варианты заправки цистерн и подачи воды;

- назначить ответственных лиц за работу на организуемых пунктах.
Схемы заправки автоцистерн могут быть различны. Наиболее рас­
пространенными являются:

- самостоятельный забор воды пожарной машиной;

- заправка емкости АЦ пожарной машины или с помощью гидро­
элеватора.

Имеются различные способы использования емкости автоцистерн у места пожара:

- подача стволов непосредственно от прибывшей пожарной машины;

- пополнение водоема и подача стволов от пожарной машины, уста­
новленной на него;

- пополнение емкости пожарной машины, от которой подаются
стволы.

При ограниченном количестве автоцистерн и удобном подъезде к горящему объекту, нужно в действующую рабочую линию непосредственно включать автоцистерны, прибывшие с заправки. При заправке от колонки, установленной на гидрант водопроводной сети диаметром 150 мм и более и напоре 15-20 м, воду подают через оба штуцера колонки.

Расчет требуемого количества автоцистерн для подвоза воды осу­ществляется по формуле:

где тсл, то6, тзап, тр — соответственно время следования к водоисточнику и обратно, заполнения и опорожнения цистерны.

Непосредственному забору воды пожарными автомобилями из естес­твенных водоисточников часто препятствуют крутые и заболоченные берега. В таких случаях необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации. Сформулируем рассматриваемую задачу следующим образом. На тушение пожара требуется подать определенное количество


Рис. 39. Рабочая характеристика гидроэлеватора Г-600

стволов NCTB с общим расходом Q. Подъезд к водоисточнику возможен не ближе L1; высота перепада местности от места забора воды до автомобиля составляет h.

Определить требуемый напор на насосе автоцистерны и предельную длину магистральной линии от автомобиля до позиции ствольщика /пр (м). Схема боевого развертывания для забора воды гидроэлеватором и подача стволов показана на рис. 40. Техническая характеристика гидроэлеваторов приведена в табл. 20.

Таблица 20

 

 

 

Показатели Единицы измерения Гидроэлеваторы
Г-600 Г-600А
Производительность при давлении перед гидроэлеватором 0,8 МПа л/мин    
Рабочее давление МПа 0,2-1,0 0,2-1,2
Рабочий расход воды при давлении перед гидроэлеватором 0,8 МПа л/мин    
Коэффициент снижения   1,1 1,1
Наибольшая высота подсасываемой воды: м    
- при рабочем давлении 1-2 МПа      
- при рабочем давлении 0,2 МПа   1,5 1,5
Масса кг 6,9 5,6

Последовательность решения задачи следующая. 1. Требуемое количество рукавов П! от автоцистерны до гидроэлева­тора определяется по формуле:



 


Рис. 40. Схема боевого развертывания для забора воды гидроэлеватором и подача

стволов


р

где h — высота забора воды, м; Lj — расстояние от водоисточника до автоцистерны: 1р средняя длина одного напорного пожарного рукава, м (равна 20 м).

Требуемое количество напорных пожарных рукавов от гидроэлеватора щ до горловины цистерны пожарного автомобиля принимаем равным rij.

2. Определяем потери напора в системе от гидроэлеватора до горло­
вины цистерны пожарного автомобиля:

h2 = h + h, +n2SQ2o6lII,

где hr — расстояние or горловины пожарного автомобиля до земли, м (принимается равным 2,5-3,0 м); S — сопротивление одного пожарного напорного рукава длиной 20 м; Qo6nl — сумма рабочего и эжектируемого расхода, л/с.

3. Определяем по графику (рис. 39) требуемый перед гидроэлеватором
напор Нг при давлении за гидроэлеватором Нп и требуемом расходе воды Q.

4. При h2 < Нп система работоспособна, а в противном случае необ­
ходимо уменьшить расход (количество подаваемых пожарных стволов) и
провести расчет по п. 2.

5. Потери напора в системе от пожарного автомобиля до гидроэле­
ватора будут:

h, = r^SQ,2,

где

— рабочий расход воды, л/с (по характеристике Г-600 равен 9,1 л/с).

6. Определяем требуемый напор на насосе пожарного автомобиля:
Н = Н - h + h,.

н

7. Определяем объем воды для запуска гидроэлеваторной системы:

п

pl

где N; — количество i-x пожарных напорных рукавов в гидроэлеваторной системе, шт; Wpi — объем /-го пожарного напорного рукава, л; К= (1,5-2) (при одно-гидроэлеваторной системе К = 2, при двухгидроэлеватарной системе К = 1,5).

При условии \¥ф > W запас воды для запуска системы достаточен (здесь \¥ф — фактический объем воды в емкости пожарного автомобиля, л).


8. Определяем предельное количество пожарных напорных рукавов в магистральной линии для подачи воды при напоре на насосе Нн:

йм=------------------ 2-------------------------------------- .

где Ьрл — потери напора в рабочей рукавной линии, м; Z^ — высота подъема (спуска) ствола, м; ZM — перепад местности, м; Н^ — напор на насадке ствола, м; Q, — расход воды по данной магистральной линии, л/с.

п

здесь сцт1 — расход воды из /-го пожарного ствола, л/с; NcTi — количество i-x пожарных стволов, шт.

здесь пз - количество напорных пожарных рукавов в одной рабочей линии, шт; q — расход воды из пожарного ствола с наибольшим диаметрам насадка, л/с.


ИЗУЧЕНИЕ ПОЖАРОВ

Изучение пожаров производится:

- на моделях объектов;

- на натурных объектах;

- на опыте тушения реальных пожаров;

- в комплексе с использованием выше перечисленных методов.

Существенным недостатком первых двух является отсутствие дейст­вий подразделения, должностных лиц, невозможность прогнозирования реальной обстановки. Да и организовать систематические эксперимента­льные исследования пожаров практически невозможно из-за многообразия объектов, на которых они происходят, и различных условий, в которых приходится вести борьбу с ними.

Поэтому основным источником накопления данных о пожарах и опыта их тушения являются реальные пожары.

Значение опыта тушения пожаров определяется тем, что тушение пожаров — суровая и высшая школа проверки боевой готовности пожарных подразделений и подтверждения теории тушения пожаров.

И. Ньютон в одном из своих сочинений писал: "При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила". Эти замечательные слова в равной мере относятся ко всякому делу, поэтому описание пожаров, критический разбор их причин, широкое и правдивое освещение о них могут способствовать устранению повторения как самих пожаров, так и ошибок, допущенных при их тушении. Главное, как говорили древние: "Знать, чтобы предвидеть". Предвидеть во имя успешного тушения пожаров.

Таким образом, изучение опыта тушения пожаров позволяет найти пути совершенствования пожаротушения, боевой готовности, управления силами и средствами, подготовки личного состава и подразделений пожар­ной охраны.

Для того чтобы изучить пожар, его необходимо всесторонне исследо­вать. Каждый пожар, независимо от его размеров, количества работающих на нем сил и средств и величины понесенного ущерба исследуют наиболее подготовленные лица среднего и старшего начальствующего состава пожар­ной охраны, не участвующие в тушении и не обслуживающие объект в пожар но-профилактическом отношении.

23.1. Отчетность о пожарах

Пожары с большим ущербом или гибелью более двух человек, а также представляющие практический или научный интерес в срок не более двадцати дней исследуются с составлением описания. На остальные пожары, в тушении которых участвовали силы более одного караула, в срок не более десяти суток составляется описание пожара или карточка боевых действий.


Карточка
боевых действий караула №___ на пожаре, происшедшем____________

(число, месяц, год)

1. Наименование объекта, его ведомственная принадлежность (ми­
нистерство, ведомство, адрес).

2. Характеристика объекта (размеры в плане, этажность, конструк­
тивные особенности, степень огнестойкости, категория производства, тех­
нологический процесс и его пожароопасность).

3. Кем охранялся объект и кто обнаружил пожар?

4. Время возникновения пожара, обнаружения пожара, сообщения
о пожаре, выезда дежурного караула, прибытия его на пожар, подачи
первого ствола, вызова дополнительных сил и средств, локализации,
ликвидации, возвращения в часть.

5. Площадь пожара на момент: обнаружения, сообщения, прибытия,
подачи первого ствола, вызова дополнительных сил и средств, локализации.

6. Водоснабжение: вид, характеристика, исправность, расстояние
до места пожара.

7. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн; с установкой
пожарных машин на водоисточники; подвоз; перекачкой. Для каждого спо­
соба указать количество и вид поданных стволов, используемой пожарной
техники, длину магистральной и рабочей линий, количество используемых
рукавов и их диаметр.

8. Обстановка на пожаре: что и где горело, ход развития и тушения
пожара, опасность для людей, животных, действия ДПД и населения до
прибытия пожарных подразделений, действия пожарных подразделений.

9. Оценка действий: РТП-1, РТП-2, начальника БУ, пожарных под­
разделений.

 

10.Особенности тушения пожара: время создания оперативного штаба
на пожаре, его состав, время создания боевых участков (секторов), их задачи.

11.Обстоятельства, способствующие развитию пожара и усложняю­
щие обстановку: позднее обнаружение и сообщение, удаленность пожарных
подразделений, метеорологические условия, плохие дороги, недостаток
воды, отсутствие связи, ошибки РТП, неудовлетворительное противопо­
жарное состояние объекта, наличие отравляющих, взрывчатых, радиоак­
тивных, ядовитых и других веществ, прочие обстоятельства.

12.Кем (чем) потушен пожар: ДПД, ПСО, ППЧ, ВПЧ, населени­
ем, совместно, с использованием автоматики, первичных средств, техники
народного хозяйства, сил и средств опорных пунктов тушения крупных
пожаров, звеньев ГДЗС (количество, время их работы).

13.С какими службами было организовано взаимодействие, в чем
это взаимодействие заключалось?

14.Неприбытие подразделений по расписанию выездов и плану при­
влечения сил и средств: какие подразделения, вид и количество техники,
причина. Оказало ли это влияние на качество тушения пожара?

15.Неисправность в работе пожарной техники, номер подразделения,


марка автомобиля, вид неисправности, влияние на тушение пожара, спа­сение людей, животных, продолжительность тушения.

16. Причина и виновник пожара.

17. Результаты пожара: количество спасенных людей и кем. Коли­
чество пострадавших и погибших на пожаре людей и животных. Причина
их гибели. Строения, уничтоженные пожаром, сумма убытка, причинен­
ного пожаром, общая стоимость спасенных материальных средств.

18. Израсходованные огнетушащие средства: вид и количество.

19. Случаи нарушения правил техники безопасности работниками пожар­
ной охраны: вид нарушения, сколько человек при этом погибло, пострадало.

20. Выводы, предложения и принятые меры.

21. На отдельном листе выполняется план-схема расстановки сил и
средств с соблюдением условных обозначений БУПО.

На основании карточек боевых действий караула составляется свод­ная таблица по тушению пожаров и анализируются боевые действия пожар­ных подразделений. Ниже представлен вариант сводной таблицы.

Сводная таблица

боевой работы пожарных подразделений по тушению пожаров в районе
выезда ВГГЧ. За__ квартал 200_ г.

- Выезды дежурных караулов по тревоге: всего выездов, в том числе
на пожары в свой и соседние районы; на аварии, несчастные случаи; на
горение сажи; на лесные, торфяные пожары; на ложные, в том числе и
срабатывание АПС; на пожарно-тактические занятия и учения в ночное
и дневное время.

- Тушение пожаров: населением до прибытия пожарных подразде­
лений, АУП; силами одного караула, первым стволом от емкости авто­
цистерны, несколькими стволами от емкости автоцистерны, при помощи
установки пожарных автомобилей на водоисточники; с привлечением до­
полнительных сил и средств.

- Количество пожаров, потушенных с использованием различных
сил и средств, определяют по таблице:

Количество пожаров, потушенных с и спользованием

 

стволов пенооб­разова­теля смачи­вателя огнетуша-щего по­рошка автолестниц, авто-
2, 3-4, 5-6, свыше 7 водяных 1 -2 воздуш-нопенных подъемников, рукав­ных автомобилей и т.д.
           
           

- Следование к месту пожара (аварии) до 5, до 10, более 10 мин.

- Определение количества пожаров осуществляют по нижепри­
веденной таблице:


Время с момента прибытия до ликвидации пожара, мин

Количество пожаров, %, к
общему числу пожаров____


До 15


16-30


31-60


60-120


Более 120



- Результаты пожаров: спасено людей, в том числе пожарными;
погибло людей, в том числе до прибытия пожарных подразделений; пос­
традало людей; уничтожено строений; сумма убытка, причиненного пожа­
рами; общая стоимость спасенных материальных ценностей; допущено
дорожно-транспортных происшествий при следовании на пожар и следо­
вании с места пожара; допущено несчастных случаев с работниками пожар­
ной охраны, в том числе с летальным исходом. Случаи отказов пожарной
техники и краткая характеристика отказавшей техники.

Желательно каждую позицию для удобства использования пред­ставлять в виде табличек.

В зависимости от местных особенностей разделы могут быть допол­нены данными, необходимыми для анализа боевых действий пожарных подразделений.

Определенную сложность для начальника караула, особенно начи­нающего свою служебную деятельность, представляет оформление данных о работе на пожарах, на которых силы и средства работали по повышенному номеру вызова. Некоторые методические рекомендации по этому вопросу представляется возможным сгруппировать и представить в форме рапорта, основные позиции одного из вариантов которого представлены ниже.

- Адрес пожара, наименование и принадлежность объекта.

- Дата и время получения сообщения о пожаре и выезде части на
пожар.

- Тип пожарных автомобилей и численность боевых расчетов, выез­
жающих на пожар, должность, звание, фамилия и инициалы руководи­
телей, возглавлявших дежурные караулы и отделения.

- Расстояние до пожара в километрах.

- Время прибытия к месту пожара.

- Обстановка на пожаре (на боевом участке) к моменту прибытия.

- Информация о пожаре, время се получения.

- Количество вызванных дополнительных сил, время вызова.

- Распоряжения от должностных лиц, время их выполнения.

- Участие в спасании и эвакуации людей.

- Звание, должность, фамилия и инициалы участвовавших в прове­
дении спасательных работ. Количество спасенных, пути и способы спасания.

- Количество и тип поданных водяных, пенных и порошковых ство­
лов. Время, место, пути и способы их подачи, продолжительность работы
стволов, расход воды, пены, порошка. Длина и диаметр магистральных и
рабочих линий.

- Использование специальных пожарных средств, ручных лестниц,
механизированного и электрифицированного инструмента, газодымоза-
щитной службы и другого пожарно-технического вооружения.

- Использование планов или карточек пожаротушения.

- Положительные стороны и недостатки в работе личного состава
дежурного караула и отделения.

- Случаи отказа в работе пожарной техники.


- Схема расстановки сил и средств.

- Дата, звание, должность, фамилия и инициалы лица, подгото­
вившего рапорт.

При составлении схемы следует пользоваться действующими услов­ными обозначениями. На схему наносится генплан объекта, места уста­новки пожарных автомобилей на водоисточники, прокладки магистральных и рабочих рукавных линий, установки разветвлений, автомобильных и ручных лестниц, размещение Штаба на пожаре, а при выполнении работ в этажах — поэтажные планы и наименование помещений, в которых производились работы.

Представление данных по единой форме позволяет организовать исследование и разбор происшедшего пожара.

В случае гибели людей на пожаре необходимо предоставить данные по каждому случаю, для чего по возвращении с пожара начальник караула не позднее 5 ч с момента окончания тушения пожара должен произвести личное исследование действий всего личного состава и представить рапорт, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

- Адрес пожара, наименование и принадлежность объекта.

- Дата и время получения сообщения о пожаре и выезде на пожар.

- Тип пожарных автомобилей и численность боевых расчетов, выез­
жавших на пожар.

- Должность, звание, фамилия и инициалы руководителей, воз­
главляющих дежурные караулы и отделения.

- Поступало ли при высылке или в пути следования сообщение о
том, что в горящих или задымленных помещениях остались люди?

- Расстояние от пожарного депо до пожара в километрах.

- Время прибытия пожарных подразделений и оперативного состава
к месту вызова.

- Были ли заявки от граждан о том, что в горящих помещениях
остались люди?

- Обстановка на пожаре к моменту прибытия пожарных подразделений.

- Время и содержание передаваемой информации о пожаре и время
ее поступления.

- Когда, кем и какие меры были приняты по розыску и спасению
людей?

- Действия по тушению пожара. Количество и тип поданных стволов.
Время, место и способы их подачи.

- Меры и действия по предотвращению паники среди людей.

- Использование средств спасания.

 

- Время, место и обстоятельства обнаружения трупа, должность,
звание и фамилия, обнаружившего его.

- Время и способ вызова скорой медицинской помощи.

- Меры по оказанию доврачебной помощи при наличии у постра­
давшего признаков жизни.

- Результаты пожара.


- Положительные стороны и недостатки в работе личного состава
пожарных подразделений при спасании людей и тушении пожара.

- Случаи отказа при спасании людей и тушении пожара пожарной
техники.

- Оценка действий личного состава пожарных подразделений.

К рапорту прилагают схему расстановки сил и средств при тушении пожара и схему помещения, на которой указывают место, где был обнаружен труп.

Кроме этих образцов документов в дежурном карауле могут быть и другие, учитывающие особенности несения службы, другие условия.

Любое научное или прикладное исследование представляет собой организованный процесс с вполне установившейся технологической схе­мой или последовательностью этапов:

- наблюдение,

- сводка и группировка данных, обработка результатов;

- анализ и обобщение полученных результатов.

Первым этапом, независимо, в какой области знаний проводится научное или прикладное исследование, является наблюдение.

В конкретном проявлении наблюдение означает процедуру сбора исходных данных, различных сведений о явлении, процессах или объектах реальной действительности, которые подвергаются исследованиям. Все вышесказанное в полной мере можно отнести к статистическому наблю­дению, к изучению пожаров.

Следует отметить, что высококачественная исходная информация — один из определяющих методологических принципов изучения пожаров.

Ошибки, допущенные на этапе сбора исходных данных, распростра­няются и на другие этапы исследования пожаров, сверку, обработку, ана­лиз и обобщение показателей. Откуда же берутся данные? Процесс сбора исходной информации может быть организован по-разному. Основные формы — отчетность и специально организованное наблюде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...