Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Воля: понятие, структура волевых действий, характеристика волевых компонентов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Я Кикотя

 

Кафедра юридической психологии УНК ПСД

 

Утверждаю

Начальник кафедры

юридической психологии

. В.Л. Цветков

 

Тезисы к лекции

по дисциплине «Психология»

 

Тема 4:

Психические эмоционально-волевые процессы.

Основы психической саморегуляции сотрудника полиции

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 11 от 5 мая 2017 г.

 

 

Москва 2017


План

Введение. 3

Вопрос 1. Понятие, виды и содержание эмоциональных процессов. 4

Вопрос 2. Понятие, виды и содержание эмоциональных состояний. 13

Вопрос 3. Воля: понятие, структура волевых действий, характеристика волевых компонентов……………………………………………………………27 Вопрос 4.Особенности проявления волевых действий в деятельности сотрудников ОВД 33

Вопрос 5. Основы психической саморегуляции сотрудников ОВД……………………………………………………………………………….36

Заключение. 43

Список литературы.. 44

 


Введение

Человек не только познает мир посредством психических познавательных процессов, но и оценивает его, вырабатывая собственное отношение к объективной действительности, что выражается в определенных эмоциональных-волевых феноменах. Такими феноменами являются эмоции, чувства, воля, настроение, аффект, стресс, фрустрация и другие. Знание содержания этих феноменов, механизмов их протекания и особенностей проявления в правоохранительной сфере позволяют сотрудникам ОВД анализировать эмоциональные проявления других людей, управлять собственным поведением, воздействовать на поведение других людей. Понятие аффекта имеет уголовно-правовое значение. Познание психологических особенностей развития этого состояния позволяет правильно квалифицировать деяния лиц совершивших преступление, в действиях которых содержатся признаки нахождения лица в непатологическом эмоциональном состоянии.

 

 

Вопрос 1. Понятие, виды и содержание эмоциональных процессов

Познавая окружающий мир, человек выражает свое отношение к нему: радуется, злится, любит, ненавидит, т.е. проявляет эмоции, которые выражаются в действиях. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, потрясать) – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции присущи и животным, и человеку. Но на эмоции человека наложили свой отпечаток социальный образ жизни, особенности выполняемой им деятельности, вследствие чего изменились характер эмоций и формы их выражения. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.

Отношения человека к другим людям, к выполняемой деятельности, к предметному миру, удовлетворение потребностей, возникших в процессе истории человечества, сформировали его чувства, которые развиваются и формируются на основе эмоций. Такая особая форма отношения к миру, как чувства, присущи только человеку.

Изучение эмоционально-выразительных движений тесно связано с именем Чарльза Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо тем, что они являются рудиментами инстинктивных действий, целесообразных для предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, это означает, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности представляет обязательное условие возникновения эмоции, оно не является единственным и достаточным. Это положение явилось основой для построения П.В. Симоновым информационной теории эмоций, согласно которой, эмоция - это отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Этот подход реализован в формуле: Э = - П (Ин - Ис), где:

Э – эмоция, ее сила и качество;

П – величина и специфика актуальной потребности;

Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает (Э=0), если потребность отсутствует или удовлетворена (П=0), а при наличии потребности - если система вполне информирована; 2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», признаваемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию «центрального мотивационного состояния» - комплекса нервных процессов, возникающего в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.

Чувства и эмоции выполняют несколько основных функций: энергетической мобилизации организма, сигнальную и регулирующую.

Функция энергетической мобилизации организма заключается в том, что в результате переживаний различных эмоциональных состояний человек мобилизует свои внутренние ресурсы для адекватной реакции на внешние условия и ситуации.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция состоит в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируя ее.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица) и пантомимическими (жестикуляция).

У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса: обобщенность и перенос, притупляемость, контраст, суммация и др.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс определенных объектов, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей.

Другой закономерностью является притупляемость чувств под воздействием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь, а шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает удовольствия. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек привыкает к неприглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п. Притупление отрицательных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнализировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению.

Следующая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации, а удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием.

Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувств у нас на всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Иногда это суммация переживаний (например, жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Например, человек, неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомобиль с некоторым опасением. Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также усиливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия.

Еще одной закономерностью эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта. В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми – создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.

Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Взаимовлияние амбивалентных чувств является одной из закономерностей эмоций и чувств.

Эти закономерности протекания чувств и эмоций необходимо учитывать сотрудникам органов внутренних дел в правоохранительной деятельности.

Эмоции можно классифицировать по различным основаниям: по направленности, по воздействию, по длительности, силе и интенсивности:

1. по направленности выделяют следующие виды эмоций:

- положительные (удовольствие, радость)

- отрицательные (печаль, гнев)

- неопределенные (равнодушие, безразличие)

- полярные (радость-грусть)

2. по воздействию:

- стенические (возбуждающие)

- астенические (тормозящие)

Любые качественно разнообразные эмоции могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость).

Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам (испуг, гнев, печаль).

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание (безразличие, незаинтересованность) возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации.

Еще одним специфическим свойством эмоций является их полярность - двойственное (амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (например, обаяние - отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением.

По воздействию на деятельность человека можно выделить стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью.

В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей человека одни и те же эмоции могут по-разному влиять на поведение. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются очевидцами преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление, предшествующее страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.

Чувства являются эмоциональным регулятором социальных функций личности. Чувства - это психическая форма отражения социальных потребностей.

Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во многих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию. Каждое третье тяжкое преступление против личности совершается из-за неприязни, ревности или мести.

По содержанию в психологии различаются следующие виды чувств: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.

Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. Эти переживания являются своеобразным результатом оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывает у человека чувство удовлетворения, отрицательные - внутренний протест.

Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, религии, господствующей идеологии и т.д.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти, а также справедливость, долг, совесть, честь и др.

Моральные чувства - важнейший регулятор поведения человека, мотивационная основа межличностных отношений. Регулирующая сила моральных чувств настолько велика, что даже в гипнотическом состоянии человека нельзя побудить к поступку, несовместимому с его моральными чувствами. Так, приказание похитить вещь у другого человека или оскорбить его, как правило, не выполняется большинством людей даже в гипнотическом состоянии.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе умственной деятельности. Примерами такого чувства являются любопытство, любознательность, удивление, сомнение и т.п.

Например, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя взоры присутствующих - в этих случаях функционирует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства, которое прекращается сразу же после его удовлетворения и не служит основой для дальнейшего познания.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Существование интеллектуальных чувств является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного: восхищение произведениями искусства, чувство прекрасного, возвышенного, трагического, героического и т.п.

Эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение и пр. Все это позволило некоторым ученым предположить, что эстетических эмоций в чистом виде не существует. Против такого взгляда говорит тот факт, что эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого предмета или его отдельного свойства.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным, поскольку чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

Эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия. Представитель правоохранительных органов не должен и не может постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удивление, презрение и восхищение являются результатом его морально-оценочной деятельности, средством воспитательного воздействия. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бед и страданий случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития сотрудника органов внутренних дел. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации.

В то же время сотрудник ОВД должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезорганизации сознания, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

Вопрос 2. Понятие, виды и содержание эмоциональных состояний

Эмоциональное состояние зависит от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и других причин. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, на характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности: например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое эмоциональное состояние. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации.

Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Отмечая особенности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, что это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние, кроме того, оно не предметно, а личностно.

Настроение всегда имеет причину: окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья и другие. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Можно научиться управлять настроением, для чего необходимо следить за ним и правильно его оценивать. В управлении настроением проявляется уровень развития личности. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

Одним из видов эмоциональных состояний является стресс, который представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, возникающего у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

В переводе с английского стресс - это давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Ганса Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа.

Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек.

На втором этапе - этапе стабилизации - все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – истощение - это может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями, которые проследили смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Врачи-хирурги и мелкие собственники почти в 10 раз, а судьи и адвокаты - в 5 с лишним раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего, но, если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, - выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.

Можно выделить три физиологических механизма стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Следовательно, для успокоения необходимо ликвидировать доминанту или создать новую, конкурирующую. Все отвлекающих приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему желательно иметь какое-то хобби, приносящее положительные эмоции.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция: возбуждается одна из глубинных структур мозга, заставляющая гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание).

В течение этой фазы подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но в отличие от первобытного современный человек вслед за стрессом обычно не реализует скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник - интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для' его реализации.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса — полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Содержание первого из них предполагает извлечение пользы из неудачи. Второй прием успокоения - предполагает доказывание себе, что «могло быть и хуже». Один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно переключиться на интересную тему или совместно определить путь к благополучному разрешению конфликта.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

К состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка и самооценка личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его). В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может усиливаться, ослабевать или исчезать. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Например, раздражительность, досада могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

Аффект (от лат. affectuctus - душевное волнение, страсть) - это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект представляет собой кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля.

Это является нормальным психическим явлением, если только аффект не приобретает признака патологического аффекта (изучается в психиатрии). В работах по юридической психологии, чтобы не смешивать эти понятия, иногда вносят уточнение – «физиологический» аффект, подчеркивая, что его основу составляют физиологические, нейродинамические процессы. В нормах закона также имеется в виду физиологический аффект, который следует отличать от патологического - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры больших полушарий головного мозга. Это обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта: гнева, отчаяния, радости или безысходного горя. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, не в состоянии оценить характер и значение содеянного.

Общим направлением хаотичных действий при аффекте является стремление устранить или нанести ущерб травмирующему раздражителю. В действиях в состоянии аффекта не бывает ни осознаваемых конкретных целей, ни осознанных способов действий. Используемые при этом средства действий ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания.

Аффективное поведение человека предстает как целостное психическое явление, своеобразный симптомокомплекс, поведенческих признаков, дополняемых субъективными переживаниями, ощущениями, частичными изменениями сознания. Совокупность всех этих объективных (внешне наблюдаемых) и субъективно переживаемых признаков позволяет с достаточной надежностью распознавать действительный физиологический аффект и отличать его от симулятивного поведения, маскировки.

Знание признаков аффекта помогает следователю (суду) путем допроса свидетелей, потерпевших, самого обвиняемого (подсудимого) собрать необходимую информацию на предмет установления состояния аффекта и последующей квалификации содеянного.

Диагностическими признаками аффекта, в частности, являются:

- субъективная внезапность возникновения аффективного возбуждения;

- кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;

- интенсивность, напряженность интенсивного переживания, проявляющаяся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении в виде импульсивных, стереотипизированых действий (т.н. привычные автоматизмы);

- специфические изменения сознания, его «сужение», концентрация на аффективно окрашенных переживаниях, в результате чего субъектом принимаются неадекватные ситуации решения в ущерб собственным планам интересам, о чем он впоследствии сам нередко сожалеет;

- нарушения психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти в виде частичной амнезии происшедшего;

- внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы: изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушенной артикуляцией, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада;

- снижение волевой регуляции поведения, уровня самоконтроля;

- постаффективное истощение нервной системы, заторможенность в стадии спада.

Состояние аффекта не является состоянием невменяемости. Преступление, совершенное в состоянии аффекта, уголовно наказуемо, ибо человек всегда в состоянии предотвратить наступление аффекта, а само состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий. Аффект - это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания при

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...