Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5. Основы психической саморегуляции сотрудников ОВД

В психологической литературе существуют различные определения саморегуляции. Саморегуляция (от лат. „приводить в порядок“, „налаживать“) - целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов.

Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой облегчение перехода к отдыху.

Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом.

Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).

Процесс эмоционально-волевой саморегуляции строится на трех основополагающих принципах: релаксации; визуализации; самовнушения.

Сущность принципа релаксации заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно услышать свой внутренний голос и почувствовать связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, она оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Второй принцип – визуализация. Интуитивное мышление использует различные пути проникновения в сознание. Основным является путь рисования картин, или визуализация образов. Это называется созданием внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов. Сущность принципа самовнушения заключается в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Самовнушение – это ясное утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что человек в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели.

Комплексная структура методов психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, которая является эффективной в развитии эмоционально-волевой саморегуляции специалиста такова:

Когнитивные методы:

-психологическое просвещение;

-когнитивные тренинги (тренинги внимания, восприятия, памяти, логического мышления, анитиципации);

-макетирование поля предстоящей деятельности;

-моделирование (имитация) действий преступников в реальных пространственно-временных параметрах с последующим групповым обсуждением их сильных и слабых сторон;

-моделирование событий с использованием тренажеров и компьютерных систем.

Перцептивные методы:

-психотехники адаптации органов чувств к условиям предстоящих действий (например, темновая адаптация, снижение порогов слуховой чувствительности) и др.

Аффективные методы:

-психотехники группового эмоционального заражения и мотивации (мобилизующие митинги; собрания-обещания; призывы; обращения; встречи с жертвами насилия противника и др.);

-самоубеждение и самовнушение;

-методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состояниями;

-аутотренинг.

-активная и пассивная мышечная релаксация;

-экспресс-методики психической саморегуляции;

-сенсибилизация и десенсибилизация.

Операциональные методы:

-идеомоторная тренировка;

-тренажерные методики.

Комплексные методы:

-социально-психологический тренинг;

-гетеротренинг;

-ситуативно-образная психорегулирующая тренировка;

-гипноз;

- трансовые методики;

-применение фармакологических препаратов;

-психологические операции, поддерживающие служебную деятельность;

-расстановка личного состава с учетом психологической совместимости и опыта.

Таким образом, в процессе психологической подготовки сотрудник правоохранительных органов должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для служебной деятельности воздействий на его организм и психику, научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Оперативная, социальная, и эргономическая среды предстоящей деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных задач служебной деятельности.

Существуют разные способы саморегуляции. Например, спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:
1) устранение внешних причин эмоциональной напряженности;
2) отвлечение сознания с помощью "умственного действия" (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его технике и тактики приемах);
3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ.

К общим закономерностям саморегуляции относятся их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. Метод саморегуляции основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.

Саморегуляцией рекомендуется заниматься людям с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов. Склонным к быстрой смене настроения и чрезмерно впечатлительным. В методе саморегуляции важны правильно составленные словесные формулы. Они должны быть понятны, коротки, категоричны, не должны вызывать сомнения и напряжения. Словесные формулы составляются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для создания большего эффекта самовнушения словесные формулы необходимо произносить старательно, с желанием, думая о содержании произносимых слов. Приемы саморегуляции состоят из двух основных частей - расслабляющей и мобилизующей.

Психическая саморегуляция:

- позволяет снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов;

- имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой - облегчение перехода к отдыху.

Наиболее важным является применение простейших методов саморегуляции, т.к. данные методы помогут создать оптимальные внутренние условия для успешного выполнения служебных действий сотрудником. При этом необходимо иметь в виду ряд моментов:

- закрепление положительной установки относительно себя («Я справлюсь»), повышение чувства уверенности в себе;

- гармонизация и активация эмоционально-аффективных процессов (особенно в ситуациях связанных с риском, чувством страха, дефицитом времени на осуществление профессиональных действий и т.д.);

- повышение сосредоточенности при подготовке к выполнению оперативно-служебного действия (следственного, оперативно-розыскного, профилактического и т.д.);

- ускорение перехода к отдыху после больших служебных нагрузок;

- поддержание высокого уровня функциональной готовности и работоспособности при большой продолжительности оперативно-служебной деятельности (например, при круглосуточных дежурствах и т.п.).

Применение простейших методов саморегуляции в первую очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок сотрудника в отношении себя, своих возможностей, ожидаемых профессиональных результатов. Прежде всего, имеется в виду выработка оптимистического профессионального настроя. Сюда же относятся и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии (например, к сидящему напротив обвиняемому на допросе). Методы саморегуляции надо специально подбирать с учетом особенностей характера сотрудника, его темперамента, специфики деятельности и многих других обстоятельств.

Таким образом, в процессе психологической подготовки сотрудник правоохранительных органов должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для служебной деятельности воздействий на его организм и психику, научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Оперативная, социальная, и эргономическая среды предстоящей деятельности должна стать привычной, комфортной, способствующей эффективному решению конкретных задач служебной деятельности.

Несмотря на реальные успехи развития правоохранительной системы, сегодня, как никогда, существует необходимость совершенствования организационных и содержательных аспектов ее психологического обеспечения и поиска оптимальных форм психологической работы с сотрудниками правоохранительных органов, особенно в части улучшения эмоционально-волевой саморегуляции.

Заключение

Эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия на поведение человека. Сотрудник ОВД не может постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удивление, презрение и восхищение являются результатом его морально-оценочной деятельности, средством воспитательного воздействия. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бед и страданий случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития сотрудника органов внутренних дел. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации. В то же время сотрудник ОВД должен уметь контролировать свои эмоции, не допуская их диффузии, когда эмоции становятся фактором дезорганизации сознания, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств.

 

 

 

Список литературы

1. Маклаков А.Г Общая психология. Учебник для вузов (Гриф УМО МО РФ): Изд-во ПИТЕР, 2015.

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов.: Изд-во «Питер» 2014.

3. Немов Р.С. Общая психология Том 3: Психология личности. Учебник для ВУЗов.(Гриф МО) Изд-во «Юрайт»,2014.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для ВУЗов:Издательство Питер,2015.

5. Еникеев М.И Юридическая психология: Учебник для вузов(Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015

6. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015.

7. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.

8. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.

9. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

10.Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.

11.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.

 

Доктор педагогических наук,

профессор, академик РАЕН,

профессор кафедры юридической

психологии УНК ПСД Московского

университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...