II. Контроль качества медицинской помощи
Регламентирован приказом Федерального Фонда ОМС от 1 декабря 2010г. №230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Важнейшим условием успешного ОМС является внедрение системы контроля качества медицинской помощи. В системе ОМС устанавливается жесткая экономическая зависимость между оценкой качества и оплатой медицинских услуг. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи о существляется путем проведения: 1. медико-экономического контроля, 2..медико-экономической экспертизы, 3. экспертизы качества медицинской помощи.
Объектомконтроля является организация и оказание медицинской помощи по ОМС. Субъекты контроля: 1.Терр. фонды ОМС, 2.СМО, 3.МО, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Цели контроля: - защита интересов застрахованных, -предупреждение дефектов медицинской помощи, -проверка исполнения СМО и МО обязательств по оплате и бесплатному оказанию медицинской помощи по программам ОМС и др.
1. Медико-экономический контроль (МЭК) - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС, способам оплаты и тарифам на оплату медицинской помощи на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов. Осуществляется специалистами СМО и Терр.ФОМС. Проводится контроль всех случаев оказания медицинской помощи по ОМС в целях:
1) проверки реестров счетов на соответствие установленному порядку информационного обмена в сфере ОМС; 2) идентификации лица, застрахованного конкретной СМО (плательщика); 3) проверки соответствия оказанной медицинской помощи: а) территориальной программеОМС; б) условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС; в) действующей лицензии МО на осуществление медицинской деятельности; 4) проверки обоснованности применения тарифов на медицинские услуги, расчета их стоимости в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, способам оплаты и тарифам на оплату медицинской помощи и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС; 5) установления отсутствия превышения медицинской организацией объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Выявленные в реестрах счетов нарушения отражаются в акте медико-экономического контроля с указанием суммы уменьшения счета по каждой записи реестра, содержащей сведения о дефектах медицинской помощи и/или нарушениях при оказании медицинской помощи. 2. Медико-экономическая экспертиза (МЭЭ) - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документациии учетно-отчетной документации медицинской организации. Медико-экономическая экспертиза проводится специалистом-экспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее 5 лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Медико-экономическая экспертиза осуществляется в виде: а) целевой; б ) плановой. Целевая медико-экономическая экспертиза проводится в случаях: а) повторных обращений по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней - при повторной госпитализации;
б) заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи; в) получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность медицинской помощи в МО. При проведении плановой медико-экономической экспертизы оцениваются: а) характер, частота и причины нарушений прав застрахованных лиц на получение медицинской помощи по ОМС; б) объем оказанной медицинской организацией медицинской помощи и его соответствие объему, подлежащему оплате за счет средств ОМС; в) частота и характер нарушений медицинской организацией порядка формированияреестров счетов. Объем ежемесячных медико-экономических экспертизот числа законченных случаев лечения определяется планом проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций, и составляет не менее: при оказании медицинской помощи стационарно - 8%; при оказании медицинской помощи в дневном стационаре - 8%. При оказании медицинской помощи амбулаторно - 0,8% от числа поданных на оплату страховых случаев. При оказании медицинской помощи вне медицинской организации - 3% от числа поданных на оплату случаев. В случае если в течение месяца количество дефектов медицинской помощи и/ или нарушений при оказании медицинской помощи превышает 30% от числа случаев оказания медицинской помощи, по которым была проведена медико-экономическая экспертиза, в следующем месяце объем проверок от числа принятых к оплате счетов по случаям оказания медицинской помощи должен быть увеличен не менее чем в 2 раза по сравнению с предыдущим месяцем. В отношении определенной совокупности случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическим признакам (например, частота и виды послеоперационных осложнений, продолжительность лечения, стоимость медицинских услуг) может проводиться плановая тематическая медико-экономическая экспертиза.
3. Экспертиза качества (ЭК) медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбораметодов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путемпроверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике. Экспертиза качества осуществляется в виде: а ) целевой; б) плановой. Целевая экспертизакачества проводится в течение 1 месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату за оказанную медицинскую помощь застрахованным. В случае необходимости получения результатов патологоанатомического вскрытия при летальном случае, результатов расследования Роспотребнадзора при внутрибольничном инфицировании и иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, срок проведения экспертизы качества медицинской помощи продлевается. Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в случаях: а) получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации; в ) летальных исходов; г) внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания; д) первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей; е) повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней - при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней - при повторной госпитализации, в течение суток - при повторном вызове скорой медицинской помощи; ж ) заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт;
з) отобранных по результатам целевой медико-экономической экспертизы.
Оценке подлежат все этапы и уровни оказания медицинской помощи.
Плановая экспертиза качества проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по ОМС, не реже 1 раза в течение календарного года в сроки, определенные планом проверок Объем ежемесячных экспертиз качества медицинской помощи определяется планом проверок страховыми медицинскими организациями медицинских организаций, и составляет от числа законченных случаев лечения не менее: при оказании медицинской помощи стационарно - 5%; при оказании медицинской помощи в дневном стационаре - 3%. При оказании медицинской помощи амбулаторно - 0,8% от числа поданных на оплату страховых случаев. При оказании медицинской помощи вне медицинской организации - 1,5% от числа поданных на оплату случаев. Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится по случаям оказания медицинской помощи по ОМС, отобранным: а) методом случайной выборки; б) по тематически однородной совокупности случаев. Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи направлена на решение следующих задач: а) выявление характера и причин типичных (повторяющихся, систематических) ошибок в лечебно-диагностическом процессе и др. В проведении плановой тематической экспертизы качества медицинской помощи принимают участие эксперты качества медицинской помощи, являющиеся главными внештатными специалистами органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Экспертиза качества медицинской помощи может проводиться в период оказания застрахованному лицу медицинской помощи (далее - очная экспертиза качества), в том числе по обращению застрахованного лица или его представителя. Экспертиза качества проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. - врач - специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС.
Эксперт качества медицинской помощи при проведении экспертизы качества медицинской помощи: а) использует медицинские документы, содержащие описание лечебно-диагностического процесса, при необходимости выполняет осмотр пациентов; б) предоставляет сведения об используемых нормативных документах (порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, клинические протоколы, методические рекомендации) по требованию должностных лиц медицинской организации, в которой проводится экспертиза качества медицинской помощи; в) соблюдает правила врачебной этики и деонтологии, сохраняет врачебную тайну и обеспечивает сохранность полученных во временное пользование медицинских документов и их своевременный возврат организатору экспертизы качества медицинской помощи или в медицинскую организацию; г) при проведении очной экспертизы качества медицинской помощи (пункт 36 раздела V настоящего Порядка) обсуждает с лечащим врачом и руководством медицинской организации предварительные результаты экспертизы качества медицинской помощи.
Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом ОМС.
Приложения к приказу №230
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|