Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические идеи братьев Гракхов. Катон. Варрон. Колумелла. Римское право. Экономические идеи раннего христианства.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Экономические воззрения древнего Востока (Вавилония, Китай, Индия). Цивилизация зародилась в странах Ближнего Востока. Различия между Западными и Восточными странами в общественной жизни: 1) Для западных стран характерно главенство человека над обществом. В странах Востока главенствующая роль принадлежала государству (из-за природных явлений). В целях борьбы с природными явлениями в странах Востока люди начали объединяться в государства 2) Отношение к разделению труда: в странах Запада разделение труда было развито, а на Востоке – слабо развито. 3) В странах востока сохранились патриархальные традиции. Др. Вавилон Деление общества на рабов и владельцев считалось естественным и вечным. Охрана частной собственности и интересы мелких производителей. Др. Китай Конфуций, «Гуань-Цзы» Конфуций – этика политического учения. Только образованный правитель, с точки зрения К. способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. В основе лежит божественное начало. Деление общества на благородных и простолюдинов считал естественным. Простолюдины Þ физический труд. Обязательный долг человека – стремиться к моральному совершенству. По его мнению у народа будет достаток когда труд станет одинаково выгоден как в условиях крестьянской общины, так и в условиях рабовладельческого хозяйства. Стремился доказать, что рабовладельческий строй не противоречит прошлому – патриархально-общинному, а представляет собой осуществление лучших принципов. «Гуань-Цзы» ставили основной задачей сделать гос-во богатым, а народ – довольным. Условия для того, чтобы все трудились одинаково и получали поровну. Понятие богатства для них не только золото и жемчуг, но и другие материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежала сомнению. Деньги – средство обольщения, они должны способствовать обмену. Количество денег стоит в прямой зависимости от численности населения.
Др. Индия Архашастра – свод инд. Законов. Деление на рабов и владельцев – естественное и вечное. Арии (свободные) делились на 4 касты. Каждая занималась своим видом деятельности. Меры по ограничению рабства. Раб в Индии мог обладать собственностью, наследством, мог сам выкупать себя. Главной отраслью – земледелие, ремесло и торговля. Богатство – это материальные ценности. Богатство полученное от земли лучше денежного, так как денежное получается по средствам земельного. Рассматривается проблема стоимости вещей. Величину стоимости ставится в зависимость от количества дней работы и требует вознаграждения в строгом соответствии с результатами труда. Впервые отмечается влияние конкуренции на уровень цен. Экономическая мысль древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель. Ксенофонт - «Домострой» Ведение о обогащение хозяйства. Главная отрасль – земледелие. Труд земледельцев самый правильный. К ремеслам относился отрицательно Þ рабы. Разделение труда – естественное. Показал взаимосвязь между рынком и разделением труда. От разделения труда повышается качество продукции. Деньги – средство обращения и концентрированная форма богатства. Осуждал деньги, как торговый капитал Þ накапливать в виде сокровища. Впервые понял двоякое предназначение вещи: потребительская (только полезная вещь обладает стоимостью) и меновая стоимости. Платон – «Политика и государство» Идеальное государство. Государство – сообщество людей порожденное природой. Государство неизбежно делится на бедных и богатых. Большое внимание разделению труда Þ каждый человек от природы способен только к одному виду. Положительно относился к ремеслам и допускал мелкую торговлю. Идеальное государство: философы, войны, ремесленники и землевладельцы.
Аристотель сторонник рабовладельческой демократии. Свободные люди делились на земледельцев, ремесленников, торговый класс, военный, наемные рабочие. Все соответствующее интересам натурального хозяйства – правильно. Деятельность подразделял на: экономия (изучение естественных явлений) и хрематистика (изучение противоестественных явлений связанных с накоплением денег). Деньги – соизмеритель при обмене. Человек не может жить вне государства. Дети – одинаковое воспитание. Продукт – товар, имеет двоякое значение.
Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические идеи братьев Гракхов. Катон. Варрон. Колумелла. Римское право. Экономические идеи раннего христианства.
Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было земледелие, что и наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы.Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией. Катон. В III в. до н. э. возвысилось Римское государство, в котором наряду с крупными латифундиями существовали рабовладельческие хозяйства, тесно связанные с рынком. Защитником последних выступал Катон. Основной его труд – «Земледелие». Катон – военачальник, квестор, консул в Испании, талантливый оратор и наблюдательный историк; он досконально знал сельское хозяйство. Взгляды Катона:
Гракхи (Тиберий и Гай). Во вв. до н. э. в Римском государстве начал развиваться экономический и политический кризис. Попытку приостановить его предприняли братья Гракхи, выдвинувшие проект аграрной реформы.
Они требовали:
Но в своей борьбе против крупных рабовладельцев Гракхи погибли. Варрон. Укрепить латифундии стремился Варрон – ученый, агроном, археолог и историк. Учитывая рост товарного сельского хозяйства, Варрон поставил своей задачей обосновать получение в стране устойчивых урожаев и доказывал необходимость союза между земледелием и животноводством. Варрон высказывался за максимальную эксплуатацию рабов (основной его труд – трактат «О сельском хозяйстве»). Колумелла. В связи с усилением кризиса рабовладельческих латифундий возникает критика жестокого обращения с рабами. Взгляды Колумеллы:
“Римское право” стало основой последующего права. На его основе был разработан кодекс Наполеона - основа современной юридической науки. В то же время и сейчас по-разному рассматривают “римское право”. Это было право обычаев, которое предполагало принадлежность имущества тому, кто его произвел и у кого оно находится. Раннее христианство (I–II вв. н. э.) возникло в период упадка римского рабовладельческого общества и отразило стремление беднейших слоев населения осуществить социальное переустройство и избавиться от рабства и нищеты. Характерной особенностью раннего христианства является признание физического труда основной и почетной деятельностью человека. Главный тезис, имеющийотчетливое экономическое содержание, такой: «Каждый получит награду по своему труду» Раннее христианство требовало отказа от семьи, домашнего хозяйства и обещало уничтожить бедность путем распределения внутри общины средств потребления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|