Лекция 6. Индивидуально-психологические особенности личности; их психолого-правовая характеристика и оценка.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание модуля 1 «Личность в сфере правоприменительной деятельности» Лекции Лекция 1. Предмет, содержание, задачи, методологические основы юридической психологии. Психика человека как объект научного исследования психологии. Психические явления и их классификация. Сознание как высшая форма человеческой психики. Психическое развитие личности. Возраст и периодизация процесса развития в онтогенезе (жизненном цикле). Формы, области и основные закономерности психического развития личности. Методологические основы юридической психологии. Предмет юридической психологии. Принципы научного познания психики. Классификация и характеристика методов исследования личности участников судопроизводства. Лекция 2. Предмет, содержание, задачи, методологические основы юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей психологического знания. Связь юридической психологии с другими направлениями психологической науки (социальной, возрастной, клинической психологией и др. отраслями) и правовыми науками. Этапы формирования юридической психологии. Основные пути и направления ее развития на современном этапе. Задачи, решаемые в различных направлениях юридической психологии. Роль юридической психологии в совершенствовании деятельности, повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры, в формировании личности юриста, в правовом регулировании, в формировании правосознания граждан. Лекция 3. Индивидуально-психологические особенности личности; их психолого-правовая характеристика и оценка.
Современные психологические теории личности. Личность и ее структура, характеристика основных подструктур (на примере концепций Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова). Темперамент: определение понятия, физиологические основы темперамента, его основные типы и свойства, их влияние на формирование индивидуально-типологических свойств личности. Проявление свойств темперамента в поведении участников уголовного судопроизводства.
Лекция 4. Индивидуально-психологические особенности личности; их психолого-правовая характеристика и оценка. Общее понятие о характере, его структуре и свойствах. Факторы, влияющие на формирование характера несовершеннолетних. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Акцентуации характера и их краткая характеристика. Биологические (свойства нервной системы, темпы физического развития и др.) и социальные (тип семьи и родительства, детско-родительские отношения, условия социализации и др.) факторы, влияющие на формирование акцентуаций характера несовершеннолетних. Акцентуированные характерологические особенности личности, предрасполагающие к формированию различных аномальных форм поведения личности (социально-дезадаптивного, противоправного, виктимного). Лекция 5. Индивидуально-психологические особенности личности; их психолого-правовая характеристика и оценка. Общее представление о самосознании и его структуре. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре. Основные виды деятельности. Природа и структура волевого действия. Волевые качества в структуре личности. Формирование воли как овладение собственным поведением. Лекция 6. Индивидуально-психологические особенности личности; их психолого-правовая характеристика и оценка. Направленность личности и ее проявления.
Потребности: определение понятия, свойства, классификация и характеристика. Мотивы и мотивация: определение понятия; основные психологические функции; классификация мотивов. Мотивационная сфера личности. Мотивационные свойства личности.
Лекция 7. Перцептивные и высшие формы психического отражения; их психолого-правовая характеристика и оценка. Ощущения и восприятия в структуре психики и личности. Основные теоретические подходы к пониманию ощущений. Классификация, закономерности, свойства ощущений. Закономерности и свойства восприятия. Особенности восприятия различных объектов, пространства и времени. Влияние экстремальных факторов, нервно-психических перегрузок на процессы восприятия юридически значимых обстоятельств. Внимание: сущность, виды и свойства внимания. Роль внимания в познавательной деятельности юриста. Память: общая характеристика различных видов, процессов и закономерностей памяти. Влияние на процессы памяти криминогенной обстановки, катастроф, аварий и других экстремальных условий, а также условий уголовного, гражданского процесса. Лекция 8. Перцептивные и высшие формы психического отражения; их психолого-правовая характеристика и оценка. Cознание: сущность, структура. Правосознание как особая форма сознания. Психологическая оценка способности лица понимать значение своих действий. Мышление и интеллект: их сущность и значение при оценке сознания, правосознания, понимания. Способности, творчество и одаренность.
Лекция 9. Эмоции, чувства, психические состояния – специфическая форма психического отражения; их психолого-правовая характеристика и оценка. Теории, объясняющие сущность и механизмы возникновения эмоций. Виды и свойства эмоций. Роль эмоций в жизни и деятельности человека. Эмоциональные свойства личности и их влияние на поведение субъектов правоотношений. Общее представление о чувствах, классификация чувств и их характеристика. Виды состояний психической напряженности, имеющих релевантное значение для правовой оценки. Стресс. Учение о стрессе Г. Селье. Динамика развития стресса, его признаки. Двойственный характер воздействия стресса на психику человека. Посттравматические стрессовые состояния (ПТСС) и расстройства (ПТСР). Влияние стресса на поведение, психику людей, на их способность к осознанно-волевому регулированию своего поведения в экстремальных условиях. Влияние стресса на профессиональную деятельность юриста.
Фрустрация и её влияние на формирование агрессивного поведения, депрессивного состояния, суицидного поведения, совершении насильственных преступлений против личности, общественного порядка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|