Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Понятие конъюнктуры предпринимательской деятельности.




Тема 2.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

По организационно-правовому признаку, т.е. по способу объединения капиталов юридических и физических лиц с целью осуществления предпринимательского замысла, законодательство допускает осуществление предпринимательской деятельности в одной из организационно-правовых форм. Различают товарищества, общества с дополнительной и ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

1. Товарищество. Его разновидности:

· Полное товарищество – это форма, при которой предпринимательская деятельность участников считается деятельностью самого товарищества. Причем по обязательствам полного товарищества участники отвечают всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада;

· Товарищество на вере (или коммандитное) состоит из двух групп участников: одни осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут неограниченную ответственность своим личным имуществом по его долгам солидарно друг с другом; другие коммандитисты вносят вклады, но не отвечают личным имуществом по его обязательствам.

2. Общество. Его разновидности:

· Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - способ объединения капиталов, не требующий личностного участия своих членов в делах в делах общества. Отличительными признаками этой формы являются: деление уставного капитала на доли и отсутствие ответственности участников по долгам общества. Имущество, переданное в уставной капитал, принадлежит на праве собственности самому обществу и не образует объекта долевой собственности участников;

· Общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – способ объединения капиталов участников, при котором в случае недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники могут быть привлечены к имущественной ответственности их личным имуществом в солидарном порядке.

3. Акционерное общество. Его разновидности:

· Открытое акционерное общество (ОАО) – такой способ объединения капиталов, при котором уставной капитал разделен на определенное количество одинаковых долей, каждая из которых выражена акцией. ОАО распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц и проводит их свободную продажу;

· Закрытое акционерное общество (ЗАО) – отличительная особенность от вышеупомянутой формы состоит в том, что ЗАО распределяет свои акции только среди учредителей или среди заранее определенного круга лиц.

Участники акционерных обществ несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций.

По организационно-экономическим формам предпринимательства, т.е. по способу объединения самостоятельных предприятий для совместного осуществления ими своей деятельности, можно выделить холдинг, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово0промышленные группы, технополисы.

1. Холдинг - многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Холдинг приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.

2. Ассоциация добровольное объединение экономическисамостоятельных предприятий с целью совместного решения научно-технологических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

3. Консорциум добровольное объединение предприятий в целях совместного проведения крупной финансовой операции.

4. Синдикат объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними

5. Картель соглашение между предпринимателями одной отрасли на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства.

6. Технополис - современная форма интеграции науки и производства, межотраслевой научно-технический комплекс, состоящий из наукоемких предприятий, исследовательских лабораторий, посреднических форм наукоемких услуг группирующихся вокруг крупного университета или исследовательского центра.

 

Современное предпринимательство развивается на основе следующих экономических принципов:

· экономической свободы;

· экономической заинтересованности;

· непрерывной маркетинговой разведки;

· гибкости и мобильности;

· умения предвидеть риски;

· умения выделять приоритеты;

· личной инициативы;

· высокого чувства ответственности;

· цивилизованных методов разрешения споров.

 

 

Сущность и проблемы реализации экономических принципов развития предпринимательской деятельности

Принципы Сущность Проблему развития
     
Экономическая свобода Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов в управлении собственным капиталом, ограниченная рамками конъюнктурных явлений Совершенствование законодательства Формирование высоких жизненных идеалов Обучение предпринимателей Социальное расслоение общества
Экономическая заинтересованность Нацеленность на получение максимальной прибыли Налоговая политика Бюджетная политика Кредитная политика Диагностирование деятельности предприятия
Непрерывная маркетинговая разведка Сущность этой работы в лозунге «производить, чтобы продать» Совершенствование методики и методов исследования конъюнктуры рынка Обеспечение предпринимательской тайны Развитие форм рыночных отношений
Гибкость и мобильность Способность мгновенно реагировать на изменение конъюнктуры, приспосабливая или изменяя профиль деятельности, а также быстро утверждаться в новом амплуа Диагностирование деятельности предприятия Прогнозирование конъюнктуры рынка Рекламная деятельность  
Умение предвидеть риски Учет риска при планировании деятельности предприятия – определение «взвешенного» риска Совершенствование методического обеспечения оценки риска
Умение выделить приоритеты Формирование объективных, экономических и социально-обоснованных критериев выбора мест приложения капитала Обучение предпринимателей Формирование высоких общественных ценностей Совершенствование методик и методов бизнес-планов Оценка эффективности
Личная инициатива Внутреннее побуждение предпринимателей к новым, белее эффективным формам и видам деятельности во всех ее проявлениях Повышение культуры предпринимательского дела Общественное формирование облика бизнесмена России
Высокое чувство ответственности Чувство необходимости выполнять свои обязанности, обусловленные предпринимательской деятельностью Совершенствование законодательства Общественное формирование облика бизнесмена России Дифференциация социального статуса предпринимателей
Цивилизованные методы разрешения споров Предусмотренные законодательством способы принятия компромиссных решений по спорам, возникшим в процессе осуществления предпринимательской деятельности Совершенствование законодательства Общественное порицании нецивилизованных форм сотрудничества Обучение предпринимателей

Рассмотренные принципы помогут легко отличить предпринимательство от других подобных ему явлений в современной рыночной экономике, например, таких, как управленческая деятельность, или менеджмент.

 

В научной литературе и практической жизнедеятельности предприятий часто не разграничивают предпринимательскую и управленческую деятельность, в связи с чем происходит путаница и возникают серьезные нарушения и ошибки в управлении предпринимательством, поэтому целесообразно уточнить сходства и различия двух его субъектов – предпринимателей и менеджеров (табл. 1.2).

 

Таблица 2.1 Сравнительный анализ предпринимательской и управленческой деятельности

№ n/n   Признак Деятельность
предпринимательская управленческая
1 2 3 4
  Риск Потеря собственного имущества, капитала Потеря работы  
  Реакция Личная выгода Профессиональное мастерство
  Мотив желания долго и упорно работать Жажда наживы Преданность своему делу
  Потребность вести организованность в неструктурную систему Отсутствует Смысл всей работы
  Круг творческих интересов Определение мест наиболее выгодного размещения капитала и удовлетворение своих потребностей Профессиональный рост и достойное денежное вознаграждение
  Цель Обеспечение нового качества жизни Интерес к работе
  Жизненная позиция Сотворение идеи Воплощение идеи в жизнь
  Стимул Дивиденды, социальное восхождение Заработная плата, профессиональное совершенствование
  Зависимость От сложившейся конъюнктуры От решений собраний собственников
  Свобода Экономическая Принятие решения в пределах своей компетенции

 

 

Несмотря на различия, между предпринимательской и управленческой деятельностью обнаруживается много общего:

· высокая ответственность за принятие решения;

· инициативность, ограниченная рамками компетенций;

· максимальная работоспособность до уровня «трудового маньяка»;

· умение управлять людьми;

· знание и соблюдение делового этикета;

· активная жизненная позиция.

 

Начавшийся XXI век объективно внесет свой вклад в организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Так в России начинает формироваться такой вид предпринимательства, как частно-государственное.

Контрольные вопросы.

1. В чем состоит необходимость различных форм предпринимательской деятельности?

2. Какие формы предпринимательства для России являются перспективными?

 

Тема 3. Понятие конъюнктуры предпринимательской деятельности.

Предпринимательский рынок.— это система экономических отношений между продавцами, осуществляющими предпри­нимательскую деятельность, и покупателями — потребителя­ми предпринимательской продукции по поводу ее купли-продажи, где формируется спрос и предложение товара, цены на него, а также экономическая конкуренция.

Предложение предпринимательской продукции — это совокуп­ность товаров с определенными ценами, по которым производи­тели готовы продать свою продукцию.

Предложение показывает, какой объем продукции с точки зрения выгодности цены может быть предъявлен к продаже (см. рис. 3.1).

Закон предложения: с повышением цен возрастает объем предложения, а со снижением их— уменьшается. |

Степень колебания объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения:

(3.1)

Если значение коэффициента больше единицы, предложение является эластичным.

Спрос на предпринимательскую продукцию — это платежеспо­собная потребность в ней, подкрепленная покупательной спо­собностью и доступностью цены.

Спрос задается ценой и объемом. Цена спроса — это макси­мальная цена, которую согласен заплатить покупатель за опре­деленное количество товара. Объем спроса определяется количе­ством товара, которое покупатель готов приобрести при задан­ных условиях в течение определенного промежутка времени.

Степень колебания спроса в зависимости от изменения цены характеризует эластичность спроса:

(3.2)

 

Если значение коэффициента больше единицы, спрос явля­ется эластичным.

Закон спроса: величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены продукции.

Спрос устанавливается под влиянием многих факторов:

С = f(Цi, Д, Б, В, М, S, Ца), (3.3)

где С — объем спроса на продукцию в единицу времени; Цi — цена продукции; Ца — цены аналогичной продукции; Д — доход покупателя; Б — уровень благосостояния покупателя; В — вкусы и предпочтения; М — мнение покупателя о своих перспективах; S — сезонность потребности, удовлетворяемой данной продукцией.

Кроме того, на спрос влияют: численность покупателей про­дукции; мода; реклама; полезность продукции; мнения близких людей; эффект присоединения к большинству — «быть не хуже других»; эффект престижного потребления — «быть лучше дру­гих»; эффект каприза и сиюминутных желаний у потребителя; эффект дохода, выражающийся в увеличении потребления ка­кой-либо продукции при сохранении в прежнем объеме потреб­ления другой; эффект замены, возникающий при желании по­купателя приобретать больше дешевых товаров.

Влияние многочисленных факторов на спрос указывает на то, что он выражает ряд альтернативных возможностей. Покупатель, ограниченный в своих средствах, может приобрести любой набор товаров, совокупная стоимость которых не превышает бюджетное ограничение.

Аксиома потребительского предпочтения: большее количе­ство товаров, входящих в набор, всегда предпочитается мень­шему их количеству, следовательно, существует определенная иерархия предпочтений, на которые накладывается бюджетное ограничение.

В результате соотношения спроса и предложения формируется рыночная цена единицы продукта предпринимательской деятельно­сти. Ее экономическое содержание заключается в следующем. Цена для предприятия — элемент его дохода, а для покупателя — его расхода. Следовательно, интерес первых состоит в увеличении

цены, а вторых — в ее снижении. Встречные интересы субъектов рынка можно изобразить графически в виде кривых предложе­ния –λ1 и спроса – α1 (рис. 3.1).

Рис. 3.1, Соотношение спроса-предложения на предпринимательском рынке

Конъюнктура рынка изменчива из-за влияния конкуренции.

Экономическая конкуренция на предпринимательском рынке

представляет собой экономическое состязание среди произ­водителей товаров со сходными потребительскими свойства­ми за привлечение как можно большего числа покупателей и получение максимальной выгоды от продаж, а среди потре­бителей — за приобретение наиболее качественной продукции по доступной цене.

Рост цен ведет к падению платежеспособного спроса поку­пателей, а значит, и к снижению объема производства. Графи­чески это отражается увеличением крутизны кривых предложе­ния —λ2 и спроса — α2. Неценовые факторы параллельно сдви­гают кривые предложения — λ3 и спроса — α3 вправо или влево (см. рис. 3.1). Соответственно в ходе конкуренции и точка рав­новесия А непрерывно смещается (из A0 в А1, следовательно, становится динамичной и рыночная цена.

Закон соотношения спроса и предложения: если спрос пре­вышает предложение, то цены поднимаются, если предложение превышает спрос, то цены снижаются.

Характеристика конъюнктуры рынка

Сегментация рынка — выделение отдельных частей (сегмен­тов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спро­са на товары, т.е. разбивка предпочтений потребителей по кри­териям мотивации и иным признакам; разбивка продукции пред­принимателей по качеству и иным признакам продукции.

Размер рынка — территория, на которой происходит реализа­ция товаров предприятия: площадь, торговые пути, численность населения, климат и т.д,

Емкость рынка —• объем реализованных на предприниматель­ском рынке товаров в течение определенного периода времени.

Доля рынка — удельный вес продукции предприятия в сово­купном объеме продаж товаров на данном сегменте рынка. И так, коньюктура предпринимательства совокупность рыночных показателей, влияющих на конкурентоспособность товара, услуги.

И так, конъюнктура предпринимательства есть совокупность рыночных показателей, влияющих на конкурентоспособность товара, услуги.

В зависимости от сложившейся и прогнозируемой рыночной конъюнктуры каждое предприятие, осуществляющее предприни­мательскую деятельность:

а) делает выбор ее вида и форм;

б) оценивает возможности предпринимательства и его продол­жительность;

в) проводит обоснование выбора стратегии развития своей дея­тельности иповедение рынке.

Далее подробнее рассмотрим основы технологии каждой из перечисленных операций.

Выбор вида и форм предпринимательской деятельности

Обоснование выбора производится на основе маркетинговой разведки, преследующей цель определения ниши предприятия на рынке. В процессе такого исследования изучаются, помимо ры­ночных, изменения политических, экономических (например, уровня инфляции, характера финансово-кредитной политики), социальных (например, состояния покупательной способности различных слоев общества), экологических и правовых условий предпринимательства. В результате получают характеристики конъ­юнктуры рынка, оценки потенциальных потребностей покупате­лей в предпринимательской продукции (услугах, работах), прогноз

прибыльности деятельности и делают выбор вида и форм дея­тельности по критериям выгоды и ориентации на потребителя.

Маркетинговая ориентация на потребителя предполагаетучет запросов потребителя в направлении уникальности и ад­ресности продукции, предоставления высококачественного сер­виса, установления доступной цены, достижения своевременности поставок, надежности, стабильности и т.д.

Оценка возможностей предпринимательства и его продолжительности

Для получения оценки проводится анализ конкурентов пред­приятия, в ходе которого определяется место его в системе ры­ночных отношений; оценивается значимость деятельности и ее результатов для общества и предприятия, выполняется ориенти­ровочный расчет прибыли от осуществления предприниматель­ства и риска ее получения. Затем возможность осуществления предпринимательства согласовывается с наличием соответствую­щих знаний, навыков и желаний у предполагаемых исполните­лей дела.

Обоснование выбора стратегии развития предпринимательской деятельности и поведения на рынке

Возможны следующие варианты стратегий развития пред­приятия:

интенсивный рост, признаками которого являются: возмож­ный рост объема выпуска продукции при существующих производственных мощностях, глубокое внедрение в струк­туру рынка, расширение его границ и совершенствование производимой продукции;

интеграционный рост, признаками которого выступают: воз­можность интеграции с системой маркетинга отрасли, рег­рессивная интеграция (усиление влияния на поставщиков и контроль за ними), прогрессивная интеграция (усиление влияния и контроль за системой распределения), горизон­тальная интеграция (усиление влияния и контроль предприятий-конкурентов);

диверсификационный рост характеризуют следующие при­знаки: возможность интеграции с системами маркетинга других отраслей, концентрическая диверсификация (пополнение ассортимента товарами, похожими на выпускае­мые предприятием), горизонтальная диверсификация (по­полнение ассортимента товарами, не похожими на товары, выпускаемые предприятием, но интересными для сущест­вующих рынков), конгломератная диверсификация (попол­нение ассортимента товарами, не имеющими никакого от­ношения ни к применяемой технологии, ни к существую­щим товарам и рынкам). Делая выбор варианта стратегии развития предприятия, це­лесообразно учитывать маркетинговую ориентацию на потреби­теля и влияние внешних факторов;

Виды стратегий поведения предприятия на рынке

Стратегия конкурентного поведения предприятия <—наборконкретных программ стратегического характера, используе­мых фирмой для достижения ее главных целей рыночной деятельности.

Выбор стратегии конкурентного поведения предприятия про­изводится на основерезультатов анализа стратегических зон дея­тельностифирмы на рынке (СЗД). В ходе его исследуются перспек­тивы рентабельности функционирования предприятий в каждой конкретной зоне, характеризующейся определенным размером прибыли при заданных затратах; ожидаемым уровнем стабиль­ности внешней среды; применяемыми методами ведения конку­ренции; траекторий жизненного цикла товаров и услуг, объемом и ценой спроса на них. Критериями выбора возможной стратегиче­ской зоны предпринимательской деятельности выступают степень собственного влияния на рынке, рыночная доля предприятия, рост объема спроса на его товары и услуга в сопоставлении соответствующими показателями у основных влиятельных конкурентов.

Одним из наиболее популярных методов проведения анализа СЗД является матрица БКГ (Бостонской консультационной груп­пы) (см. рис. 3)

В представленной матрице по оси абсцисс откладывается зна­чение коэффициента доли рынка предприятия:

(3.4)

Рис. 3.2 Определение стратегических зон деятельности предприятия с помощью матрицы БКР.

_ _ __ _ ' типичный путь развития стратегической

~~" "" зоны деятельности предприятия

——► основные направления финансовых потоков

В зависимости от величины соотношения рыночной доли предприятия и роста объема спроса на его продукцию выделяют четыре группы стратегий предприятия по зонам влияния (см. табл. 3.1).

Для предприятия лучшее положение из рассмотренных, ко­гда его деятельность находится в стратегической зоне «звезда». Однако, чтобы это положение как можно дольше сохранялось, необходимо иметь заинтересованного экономического партнера, функционирующего в стратегической зоне «дойная корова», так как постоянно будет ощущаться недостаток финансовых средств для своего развития,

Малым и средним предприятиям трудно на фоне крупных пробиться на рынок, занять там достойное место и выжить, но их главным преимуществом является гибкость и мобильность, т.е. умение своевременно и Легко адаптироваться к непредсказуе­мом рыночным процессам. При этом стратегия приспосаблива­ния может быть различной:

стратегия «хамелеон»: — используется в деятельности франчайзинговых предприятий, которые по договоренности с франчайзерами (крупными предприятиями) получают в доста­точных количествах материальную базу, пользуются сформированными ими элементами инфраструктуры. Взамен полу­ченных услуг франчайзи (малое предприятие) обязуется вес-ги свое дело по установленным франчайзером правилам;

Таблица3.1 Характеристика стратегий поведения предприятий в каждой из стратегических зон влияния

 

Наименования Характерные признаки  
зон влияния поведения предприятия на рынке  
«Звезда» — высокая Это зона с высокой результативностью и  
доля на рынке с боль- существенными доходами, но значительная  
шим спросом на това- часть доходов предназначена для сохране-  
ры и услуги ния лидирующего положения предприятия на рынке, поэтому в данной зоне ощущается постоянный дефицит денежных средств  
«Дойная корова» — Лидирующее и стабильное положение на  
высокая доля на рын- рынке мощной, но стареющей фирмы. В  
ке, спрос на товары и этой связи финансовые средства на рекламу  
услуги заморожен и и конкурентную борьбу не тратятся, так как  
развивается низкими другие, более мелкие, конкуренты не могут  
темпами «втиснуться» в данную товарную нишу  
«Трудный ребенок» — Складывается ситуация «либо — либо», т.е.  
низкая доля на рынке, либо наращивать усилия и финансовые за-  
но с быстрорастущим траты и становиться «звездой», либо ухо-  
спросом на фирмен- дить- с рынка. Как правило, /Собственных  
ные товары и услуги финансовых средств крайне недостаточно, и поэтому необходима помощь со стороны «дойной коровы» дня финансовой под­держки и становления на рынке  
«Собака» — низкая Данная фирма занимает calMoe худшее по-  
рыночная доля с ми- ложение. Прибыли не дает, а требует высо-  
нимальными темпами ких затрат для своего участия на рыйке. От  
роста спроса на товары «собак» надо вовремя избавляться или де-  
и услуги лать крупные финансовые вливания для перемещения их в состояние «звезд»  

• стратегия «премудрый пескарь» — применяется в деятель­ности малых брокерских, агентских, дилерских предпри­ятий, которые, «не высовываясь», оказывают существен­ное влияние на основные показатели деятельности крупных фирм на снижение издержек, росту качества товаров, услуг.

 

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается сущность коньюктуры предпринимательской деятельности?

2. Какие основные показатели предпринимательской конъюнктуры товара(услуги) на рынке?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...