Тема 4. Понятия прибыльности и ответственности.
Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности. Прибыль – чистый доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Она может быть получена не только от основной, предпринимательской, деятельности предприятия. Составными элементами ее могут быть: 1) Прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). 2) Прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества предприятия. 3) Прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду, получение дивидендов. Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли. В экономике различают: 1) балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия и рассчитывается по формуле: БП = В – З, (4.1)
Где БП – величина балансовой прибыли; З – затраты на ее производство и реализацию; В – выручка от реализации продукции, исчисляемая как
В = ∑Аi Цi – НДС, (4.2)
Где Аi – объем произведенной и реализованной i – продукции в натуральном выражении; Цi – цена реализации i-ой продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; 2) чистую прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, ее величина определяется по формуле:
Ч = ∑Аi Цi – НДС – З – Н – Ш, (4.3)
Где Ч – чистая прибыль; Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием из прибыли; Ш – предъявленные штрафные санкции, уплаченные предприятием. Как видно из формулы, величина прибыли субъективно зависит от объемов произведенной и реализованной продукции и суммы затрат на нее, а также цен. По которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последние в свою очередь – результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективного фактора
Рис. 4.1. Факторы, влияющие на величину прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности.
Конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособнойявляется такая продукция, комплекс потребительских и стоимостных свойств которой обеспечивает ей предпринимательский успех. Уровень конкурентоспособности продукции является ее сравнительной характеристикой и определяется как комплекс следующих оценок: 1) ценовой конкурентоспособности– соотношение цен, по которым предприятие реализует свою продукцию, и цен ее потребления с соответствующими ценами на аналогичную продукцию основных конкурентов. При этом полная цена потребления продукции за весь ее срок службы у потребителя определяется по формуле:
С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10 + С11,
Где С1 – цена рынка; С2 – расходы на транспортировку; С3 – стоимость установки; С4 – стоимость хранения; С5 – стоимость технической информации и прочей документации; С6 – расходы по обслуживанию изделия; С7 – расходы на топливо, энергию; С8 – расходы на ремонт; С9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов; С10 – стоимость страхования; С11 – стоимость утилизации;
2) уровня качества продукции, под которым понимается относительная характеристика, полученная в результате сравнения значений показателя качества (экономических, технических, эксплуатационных и т.д.) оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей;
3) полезного эффекта использования, представляющего собой отдачу от использования продукции. Это интегрированный показатель, определяемый как совокупность используемых в конкурентных условиях частных показателей удовлетворения потребности.
После всех оценок рассчитывают сводный параметрический индекс конкурентоспособности продукции(IИ.К.П.), характеризующий степень удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами, индекс конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам (IИ.К.Э), и интегральный показатель конкурентоспособности продукции (IИ.К.И.):
IИ.К.П. = ∑αiXi;
IИ.К.Э. = ∑βiYi,
Где αi, βi – веса i- го параметрического индекса; Xi, Yi – параметрические индексы i-го параметра; n – число анализируемых количественных (экономических показателей);
IИ.К.И. = IП IЭ. С помощью этих показателей производится оценка конкурентных преимуществ выпускаемой продукции. Она задается показателями, характеризующими объективное влияниеконъюнктуры внешней среды: 1. Потребность в выпускаемой продукции; 2. Значением ее цены для потребителя и его готовностью платить более высокую цену; 3. Объемом импортных поставок аналогичной продукции на рынок. Для получения субъективной оценкиизучается совершенство концепции продукции и рассчитываются параметры ее качества; путем опросов или сравнительных тестов определяется соответствие его мировому уровню, рассматривается возможность снижения или увеличения цен на продукцию с учетом возможных скидок или наценок, оценивается глубина проводимых маркетинговых исследований, эффективность сбыта и его стимулирования с точки зрения используемых каналов товародвижения, а также эффективность рекламной деятельности; изучаются пути улучшения обслуживания покупателей. По результатам исследований, проведенным по всем рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности выпускаемой продукции, проводится сравнительный анализ значений ее отдельных характеристик и соответствующих показателей у предприятий-конкурентов, в ходе которого определяется ее уровень. Такими показателями были признаны: полезность, цена, дизайн, предпродажное и послепродажное обслуживание, качество, эффекты от потребления.
Управление конкурентоспособностью продукции– реализация мер по совершенствованию ее качества, поиску новых каналов ее сбыта и улучшению послепродажного сервиса. Внешняя конъюнктура непрерывно меняется. Следовательно, и управление конкурентоспособностью выпускаемой продукции – это непрерывный процесс, политика которого избирается в тесной привязке к фазам его жизненного цикла продукции, чтобы своевременно улавливать момент снижения значения какого-либо показателя конкурентоспособности и предпринять соответствующие упреждающие решения, например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка. При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен. В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшения ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.
Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкурентных условиях заниматься производством именно такой продукции. Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке конкурентам как по степени удовлетворения своей продукцией конкурентной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Следовательно, это относительная характеристика. Никто не заставляет предприятие повышать его конкурентоспособность, кроме угрозы банкротства.
Рассмотрим ответственность предпринимателей. Существует административная, экономическая, гражданская и уголовная формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства. А. Ответственность предпринимателей перед государством Следствием законодательно установленных правил осуществления предпринимательской деятельности является возникновение ответственности у субъектов, ее осуществляющих, в случае нарушения этих правил и причинения ущерба государственным интересам. К наиболее распространенным видам нарушения относятся: 1. Деятельность незарегистрированных предпринимателей; 2. Осуществление деятельности без лицензии в тех случаях, когда это необходимо в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. № 39; 3. Несоблюдение ограничений монополистической деятельности, регламентируемой Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (ред. 30 декабря 2001 г.). Если такое нарушение обнаруживается, на руководителя налагается штраф до 200 размеров минимальной оплаты труда, а в отдельных случаях применяется принудительная реорганизация предприятия; 4. Несоблюдение дисциплины цен, регулируемых государством; правовой основой в выборе формы наказания является Гражданский кодекс РФ;
5. Несоблюдение законодательства о стандартизации и сертификации. Правовой основой регулирования служит Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (ред. 31 июля 1998 г. с изм. От 22 ноября 2001 г.), а также требования ГОСТов и правил обязательной сертификации продукции по установленным перечням. Самой распространенной формой ответственности в настоящее время является экономическая. В рамках ее могут применяться следующие виды санкций: штрафы, пени, изъятие средств, полученных предприятием в результате нарушений законодательства, в бюджет; выдача предписания о запрете или приостановке реализации и эксплуатации проверенной продукции; выдача предписаний об устранении выявлений нарушений ГОСТов на стадии разработки продукции, подготовки ее к производству, изготовления, транспортировки и утилизации; применение штрафов; запрещение ввоза импортной продукции, не прошедшей государственной регистрации; нарушение налогового законодательства. Б. ответственность предпринимателей перед партнерами по хозяйственным договорам. Ответственность перед экономическими партнерами наступает в случае несоблюдения условий хозяйственного договора. Виновный несет имущественную ответственность, которая носит компенсационный характер. Она наступает не автоматически, а при наличии следующих условий: несоблюдении обязательств договора, наличии вытекающих из этого убытков, а также при доказуемости вины нарушителя. Должник признается невиновным в двух случаях:если принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства и если ущерб возник в результате действия непреодолимой силы. Виды санкций, применяемых к нарушителю: 1. Компенсация прямых убытков, упущенной выгоды или выплата неустойки в пользу экономического партнера; Упущенная выгода (правовое основание: ст. 15 ГК РФ) – неполученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях оборота. При определении ее может использовать «Временная методика определения ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров» от 21 декабря 1991 г. Неустойка – определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан заплатить кредитору в случае неисполнения договора. 2. Меры оперативного воздействия без обращения в судебные инстанции, а именно: право отказаться от некачественной продукции, закрепленное в договоре, задержка выдачи груза до момента его оплаты, обязанность продавца устранить недостатки проданного товара в соответствии купли-продажи с гарантийным сроком; 3. Пеня и возмещение убытков, причиненной просрочкой (правовое основание: ст. 405 ГК РФ). При этом должник не считается просрочившим свои обязательства, которые возникли вследствие просрочки кредитора. В. Ответственность предпринимателей за нарушение трудовых прав работников Виды нарушений: неисполнение требований трудового законодательства, обязательств коллективного договора, положений устава предприятия по поводу соблюдения минимальных гарантий продолжительности рабочего времени, отдыха, оплаты труда, осуществления обязательного страхования. Виды ответственности: 1. Дисциплинарная – за нарушения правил техники безопасности, охраны труда и производственной санитарии; 2. Административная –за нарушение трудового законодательства; 3. Уголовная – за хищение имущества, фиктивное или умышленное банкротство, за несчастные случаи с работниками со смертельным исходом и т.д. 4. Материальная – предполагает возмещение предприятию расходов, связанных с нарушение трудового законодательства(например, оплата вынужденного прогула, восстановление в прежней должности в случае незаконного увольнения). Г. Ответственность предпринимателей перед собственником имущества предприятия. Предприниматель, не являющийся собственником имущества, осуществляет свою деятельность на правах хозяйственного ведения. При этом у собственников сохраняется право на получение дохода от использования имущества. Доход начисляется из чистой прибыли предприятия на основании решения отчетного собрания участников (собственников) прямо пропорционально доле оплаченного вклада каждого участника в имуществе предприятия. В случае неполучения дохода собственники вправе подать иск на его взыскание. Тогда предприниматель несет ответственность перед собственниками имущества предприятия на условиях предусмотренных в контракте, заключенном с ними. В условиях формирования рыночной экономики социальной ориентированности выявляется такое понятие как социальная ответственность предпринимательства. В его содержании лежит модель функционирования, в которой присутствует значительная направленность ресурсов предпринимательства, обеспечивающая значительную социальную поддержку всем своим работникам. Традиционно это проявляется в формировании социального пакета работникам, оплате обучения. Лечения их детей и т. д. Наличие социальной ответственности подтверждает качество, устойчивость предпринимательства. Контрольные вопросы. 1. Место прибыльности в системе показателей предпринимательской деятельности. 2. Виды ответственностей в предпринимательстве.
Тема №5: Социально-экономическоерегулирование предпринимательской деятельности. Важнейшим регулятором этой деятельности является государство и его структура. Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности: - создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определят права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции; - обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности; - стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики; - обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией; - принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии; - разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности; - организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы. Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными. 1. Негативные – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный крах, спад производства и т.д. Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению. 2. Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержании. Рассмотрим методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Эти методы воздействия на предпринимательскую деятельность бывают: экономические и административные. 1. Экономические методы. К ним относят: - налогообложение; - перераспределение доходов и ресурсов; - ценообразование; - кредитно-финансовые механизмы; - осуществление государственной предпринимательской деятельности. 2. Административные методы. Среди них: - принятие и корректировка законодательства; - контроль за его соблюдением. Последние методы используются только в том случае, когда экономические неэффективны или неприемлемы.
Меры государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Проведение экономической политики государства включает: 1) фискальную (бюджетную) политику – регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она проводится с помощью следующих средств: - в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм; - в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики; - разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот для малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; 2) кредитно-денежную политику – целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые в свою очередь воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Эта политика проявляется в том, что Центральный банк РФ, являясь исполнителем государственной политики, соответствующим образом воздействует на коммерческие банки, нормируя обязательные резервы, и тем самым стимулирует выдачу кредитов. В качестве другого экономического регулятора государство использует свое право покупки и продажи ценных бумаг, таким образом влияя на экономический рост и инфляцию, т.к. покупка ведет к увеличению денежной массы. А продажа – к ее снижению; 3) научно-техническую политику – обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.; 4) амортизационную политику – определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования; 5) инвестиционную политику – регулирование темпов роста производства, ускорения НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику; 6) осуществление государственного предпринимательства – участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг; 7) индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана; 8) ценовую политику – регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности; 9) внешнеэкономическую и социальную политику – обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов. Государственное регулирование занятости населения – комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочих сил, включающих создание рабочих мест, селективные меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу. Цель государственного регулирования на рынке труда заключается в том, чтобы достичь приближения к количественному и качественному равновесия спроса и предложения рабочей силы. Ее достижение обеспечивают следующие органы: - государственная служба занятости; - миграционная служба; - учебные заведения; - коммерческие агентства по трудоустройству. Все мероприятия, проводимые государством в области занятости, можно объединить в два направления в зависимости от степени активности по отношению к экономическим реформам. 1. Пассивная политика нацелена на решение социальных проблем, возникших в связи с реформами. В рамках этой политики осуществляются такие мероприятия: - субсидирование занятости в частном секторе экономики; - поддержка безработных, открывающих собственное дело; - выделение средств из фонда занятости предприятиям для создания рабочих мест; - выделение субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; - сохранение социально значимых рабочих мест на предприятиях, испытывающих временные трудности из-за разрыва хозяйственных связей; - оформление досрочного выхода на пенсию при наличии обязательного трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию; - социальная защита: выплата пособий по безработице, установление минимального размера заработной платы, индексация доходов населения, развертывание системы переобучения безработных; - квотирование рабочих мест; - разработка и внедрение программ организации общественных работ. 2. Активная политика занятости стимулирует продвижение реформ. Приоритетными направлениями являются: - содействие в трудоустройстве квалифицированных специалистов, создание многофункциональных бирж труда для различных профессиональных групп; - профессиональное обучение и консультирование, техническое перевооружение служб занятости на базе единой системы информационного обеспечения; - использование гибких форм занятости; - льготное кредитование; - сохранение экономически целесообразных рабочих мест на предприятиях, испытывающих временные трудности из-за разрыва хозяйственных связей; - введение правовых норм и экономических мер поощрения работодателей, расширяющих возможности для занятости (освобождение от налога на прибыль, направляемую на капиталовложения; налоговые льготы предприятиям, увеличивающим объем производства); - организация ярмарок вакансий; - разработка мер поддержки малого бизнеса (налоговые льготы, обеспечение выгодных кредитных ставок и сроков кредитования, страхование риска и т.д.). Современное предпринимательство обязательно использует бизнес-планирование. Бизнес-план является важным инструментом при рассмотрении большого количества вариантов решений, позволяющим выбрать наиболее приемлемые для реализации и определить средства достижения целей. Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателям: - оценить свои возможности; - изучить емкость и перспективы развития будущего рынка; - оценить необходимые затраты и соразмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию (услуги) для определения потенциальной прибыльности задуманного дела; - убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности предпринимательского проекта; - обнаружить возможные «подводные камни» в первые годы его реализации; - определить по оценочным показателям прибыльность или убыточность рассматриваемого проекта; - установить возможные контакты. Составляя бизнес-план, надо помнить, что ваш бизнес – в удовлетворении потребностей покупателя, а средствами достижения этого являются новые продукты или услуги. Имея новые технологии, продукты, изменения моделей, но с долгосрочными целями. Вы всегда будете в бизнесе. Бизнес-план может составляться как при создании собственного дела, так и для уже действующего предприятия при освоении новых видов продукции, новых технологий, новых видов услуг, для моделирования будущего развития предприятия. При разработке бизнес-плана предприниматель получает ответы: - как начать свое дело? - как эффективно организовать производство? - когда будут получены первые доходы? - как скоро можно будет расплатиться с инвесторами? - как уменьшить возможный риск? После составления бизнес-плана необходимо произвести самостоятельную проверку полноты его составления. Вам необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Описание будущего предприятия. Предприятие какого типа Вы планируете создать (производственное, торговое, сферы услуг). (Задание – машиностроительное производство). Какие именно продукты или услуги Вы будете предлагать? Почему оно сулит вам прибыль? Каковы перспективы его роста? 2. План маркетинга. Кто Ваши потенциальные потребители? Как Вы их будете удерживать на рынке? Кто ваши конкуренты? Кто ваши поставщики? Где будет находиться ваша фирма? Как Вы будете реализовать вашу продукцию? 3. План организации. Кто будет осуществлять управление предприятием? Сколько работников Вам потребуется? Как вы планируете выплачивать заработную плату? Как Вы будете вести бухгалтерскую отчетность? Какую форму собственности Вы выбираете, почему? 4. Финансовый план. Какой доход, по Вашим прогнозам, будет получать Ваше предприятие? Во сколько Вам обойдется создание Вашего предприятия и обеспечение его функционирования в течение года с момента создания? Каковы Ваши личные финансовые потребности? Какой объем продаж потребуется, чтобы обеспечить прибыль (хотя бы в течение года)? Каковы капитальные затраты на оборудование? Есть ли у Вас необходимое помещение или будете его арендовать? Сколько для этого потребуется финансовых средств? Каковы суммарные финансовые потребности? Какими средствами Вы располагаете? Каковы потенциальные источники финансирования: кредитор, инвестор отечественный или зарубежный? Когда Вы выплатите кредит (сроки кредитования и условия его погашения)? Контрольные вопросы.
1. Необходимость регулирования предпринимательской деятельности. 2. Методы, меры регулирования предпринимательства. 3. Бизнес-планирование как инструмент регулирования предпринимательства. Тема 6. Виды ресурсов предпринимательской деятельности.
Главным условием успешного осуществления предпринимательской деятельности является её достаточное и своевременное ресурсное, методическое, правовое, организационное, информационное, научно-техническое и инвестиционное обеспечение. Учитывая разнообразную природу данных элементов обеспечивающей подсистемы, следующим важным принципом экономического и социального управления предпринимательством выступает логическая координация и интеграция. Ресурсы занимают центральное место в обеспечивающей подсистеме рассматриваемой системы управления предпринимательством, без которых её функционирование вообще немыслимо. Поэтому далее остановимся на более подробном их рассмотрении. Предпринимательские ресурсы включают имущество предприятия и рабочую силу (см. рис. 6.1). Всё имущество предприятия подразделяется на оборотные и внеоборотные средства. Ресурсы каждого вида отличаются друг от друга физической формой, ролью и местом в производственном процессе, а также влиянием на экономические результаты деятельности предприятия. Среди всех предпринимательских ресурсов основными являются рабочая сила, основные производственные фонды и оборотные средства. Рис. 6.1. Состав предпринимательских ресурсов. Рабочая сила Оценка эффективности использования рабочей силы предприятия выявляется в ходе социально-экономического анализа кадрового обеспечения предприятия и результатов трудовой деятельности работников. Социально-экономический анализ обеспечения и использования персонала – важное направление экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, нацеленное на выявление путей повышения эффективности работы предприятия за счет лучшего использования персонала.
Цель анализа – выявление внутрипроизводственных резервов использования рабочей силы потенциала предприятия и на этой основе определение повышения эффективности его деятельности. Задача анализа – увеличить значимость каждой единицы рабочей силы персонала. Основные производственные фонды Основные фонды – это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям. В зависимости от характера их участия в процессе расширенного воспроизводства все основные фонды подразделяются на производственные и не производственные (см. рис. 6.2). Первые составляют материально - техническую базу предпринимательской деятельности. В их составе выделяют активную часть – фонды, которые обслуживают решающие участки предпринимательской деятельности и непосредственно определяют её производственные возможности; и пассивную, обеспечивающую нормальное функционирование активных элементов. В соответствии с действующей видовой классификацией чаще всего к первой группе относят оборудование, а ко второй – здания, сооружения, инвентарь. Рис. 6.2. Состав основных фондов предприятия
Для планирования т анализа состояния, обеспеченности и использования основных фондов производится оценка их стоимости. По причине длительного участия основных производственных фондов в деятельности рассчитывают первоначальную, восстановительную, остаточную и среднегодовую стоимость. Первоначальная стоимость основных фондов – сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж. Восстановительная стоимость – затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях, которые устанавливаются во время переоценок. Остаточная стоимость – разница между восстановительной стоимостью и её изношенной частью. Среднегодовая стоимость – двенадцатая часть суммы половины остаточных стоимостей основных производственных фондов по состоянию на начало и конец расчетного года, а также их остаточных стоимостей на начало всех остальных месяцев расчетного периода. Изношенная часть стоимости основных фондов образуется в результате накопления амортизации, которая рассчитывается путём умножения восстановительной стоимости основных производственных фондов на норму амортизации. Амортизация – денежное возмещение износа основных фондов путём включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Накопленная за весь период эксплуатации основных производственных фондов сумма от амортизационных начислений представляет собой денежное выражение физического и морального износов фондов. Физический износ – постепенная утрата Основными производственными фондами их первоначальной стоимости. Моральный износ – уменьшение восстановительной стоимости основных производственных фондов под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство. В условиях ускоряющихся темпов научно-технического прогресса период морального износа сокращается, и предприятие несет убытки в случае его превосходства над периодом физического износа (рис. 5.4). Наибольший эффект в эксплуатации основных производственных фондов достигается при совпадении во времени их физического и морального износа.
Рис. 6.3. Эффект от соотношения темпов морального и физического износа основных производственных фондов
Показатели, характеризующие состояние основных производственных фондов(ОПФ) Среди таких показателей – детальная структура ОПФ в соответствии с принятой видовой классификацией, которая показательна в динамике. С её помощью выявляют тенденции изменения доли активной части ОПФ, её соотношения с пассивной частью. Это дает возможность рассмотреть резервы повышения эффективности использование ОПФ на основе оптимизации их структуры, что оказывает непосредст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|