Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Менеджмент качества проекта




 

1.
Краткая экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Русская механика» - дочернее предприятие НПО «Сатурн», выделенная из состава объединения в 2005 году с единственной целью: поднять изготовление снегоходной техники на принципиально новый, более высокий уровень.

ОАО «Русская механика» - один из крупнейших производителей снегоходов в России, в частности одной из известнейших марок на территории стран СНГ, знаменитых «Буранов», выпуск которых был начат НПО «Сатурн» (ранее − «Рыбинские моторы») в 1971 году. Эти снегоходы, за три с половиной десятилетия разошедшиеся уже 250-тысячным тиражом, и сегодня пользуются высоким спросом, оставаясь одной из самых популярных моделей в нашей стране и за ее пределами.

Помимо «Бурана», в модельной линейке предприятия есть еще одно семейство снегоходов, производимых с 2000 года под названием «Тайга». Основываясь на богатом опыте производства, с 2007 года начат выпуск не только зимней продукции и аксессуаров к ней, но и продукции летнего ассортимента: скутеры и мотовездеходы (ATV).

«Русская механика» − компания молодая, активная и амбициозная. Но амбиции базируются на мощном фундаменте общепризнанного авторитета и многолетнего опыта НПО «Сатурн» на ниве производства снегоходов. Сегодня в штате компании трудятся более тысячи сотрудников, осуществляющих полный производственный цикл, начиная от проектирования снегоходной техники и заканчивая ее предпродажными испытаниями. Для этого предприятие решает целый ряд задач:

-  совершенствование производимой продукции;

-  расширение ее ассортимента;

-  совершенствование фирменной дилерской сети не только в России, но и за ее рубежами: в странах СНГ;

-  увеличение выпуска еще недавно дефицитных запчастей и многие другие.

Полное наименование предприятия: ОАО «Русская механика»;

Вид деятельности: производство;

Характер выпускаемой продукции: средства передвижения;

Юридический адрес: 152914, Россия, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Толбухина, д. 16;

Правовая форма: открытое акционерное общество;

Сведения об уставном капитале: на 31.12.2007 уставный капитал общества составляет 50 100 000 (пятьдесят миллионов сто тысяч) рублей и состоит из 50100 (пятидесяти тысяч ста) обыкновенных именных акций. Номинальная стоимость одной обыкновенной акции общества составляет 1000 (одна тысяча) рублей. Привилегированных акций общества нет;

Информация о количестве и составе акционеров: на 31.12.2008 в реестре акционеров открытого акционерного общества «Русская механика» зарегистрирован 1 (один) акционер, владеющий 100% акций общества.

ОАО «Русская механика» выпускает:

- снегоходы «Буран», «Тайга», «Барс»;

- детали для ЮН 83/12;

- запчасти для снегоходов;

- квадроциклы;

- скутеры;

- запчасти для летней тематики;

- сопутствующие товары;

- прочее.

На конец 2008 года мощности завода составляют:

- детали для ЮН 83/12 - 34 851 тыс. руб.;

- сдача входящих ДСЕ на склада сбыта - 3 595 тыс. руб.;

- снегоходная техника - 1 114 785 тыс. руб.;

- запчасти для снегоходов - 144 876 тыс. руб.;

- квадроциклы − 79678 тыс. руб.;

- скутеры - 24 399 тыс. руб.

Новые разработки общества, планируемые к производству в 2009 году:

- выпуск снегоходов «TAYGA WT» и «TAYGA Patrul SWT» в новом дизайне с августа 2009 года;

- сборка опытно-промышленной партии снегохода «TIKSI 250» в количестве 50 штук с сентября 2009 года;

- сборка опытно-промышленной партии снегохода «TAYGA 850 Patrul SWT» в количестве 50 штук с сентября 2009 года.

Изменение объема производства продукции с 2005 по 2008 года приведено в таблице 1:

 

Таблица 1. Динамика объема производства продукции ОАО «Русская механика»

 

Хотя в 2008 г. в стане наблюдался кризис и как его последствия уменьшения объема заказов, снижение платежеспособности потребителей, это не сказалось на объеме производства продукции.

Предприятие насчитывает более 1000 сотрудников (таблица 2). По сравнению с 2007 годом численность выросла на 52 человека, или 5,1%, при этом средняя заработная плата увеличилась на 2 941 руб., что составляет 20,7%

 


Таблица 1. Персонал предприятия и оплата труда

 

Анализируя приведенные выше данные, нельзя не заметить положительную тенденцию предприятия не только в создании все большего числа рабочих мест на предприятии, но и улучшение материальной сферы своих работающих.

Помимо обеспечения достойной заработной платы общество стимулирует труд своих работников, реализуя широкий комплекс социальных программ и мероприятий. Среди них:

- охрана здоровья и медицинское обслуживание работников, включая добровольное медицинское страхование;

- создание условий для отдыха и оздоровления работников и членов их семей, организация спортивно-оздоровительных мероприятий;

- социальная поддержка молодых специалистов.

Вся деятельность ОАО «Русская механика» за 2008 год имеет положительную динамику роста всех основных показателей. Этот факт свидетельствует о правильно принятой стратегии общества, которая была направлена на динамичное расширение производственных мощностей, выход на новые рынки продукции, в том числе и с продукцией летнего ассортимента, участие предприятия в конкурсах, устроение праздников; все это несомненно сказывается благоприятно на имени и бренде компании. В частности, в 2008 году обществом проведен ряд значимых мероприятий:

- Ребрендинг компании, в рамках которого полностью переработаны идеология и корпоративный стиль компании;

- Разработан и направлен на патентную регистрацию новый бренд PERSHERON, который планируется распространить на линейку мотовездеходной техники;

- Сформирован модельный ряд скутеров с внедрением торговых марок BRILUS премиум-класса и RM-X эконом-класса, которые в летнем сезоне 2008 года в рамках продолжения реализации проекта по диверсификации бизнеса компании были успешно представлены на российском рынке;

- Учрежден и проведен общегородской праздник «День скутериста»;

- Состоялись успешные выступления команды ОАО «Русская механика» в технических видах спорта:

o 2-3 февраля 2008 года в г. Кириллов Вологодской области прошел чемпионат РФ по Эндуро на снегоходах, где 1 место в отечественном классе занял представитель команды ОАО «Русская механика»;

o в июне 2008 года: 3 место команды в часовой трофи-гонке на квадроциклах в рамках международного фестиваля «День квадроциклиста», г. Санкт-Петербург;

o в июле 2008 года: 2 и 3 места в личном зачете в рамках Чемпионата России по квадрокроссу, г. Харовск Вологодской области.

Снегоходный рынок России в 2008 году претерпел изменения в составе участников. С января 2008 года ОАО «Русская механика» является единственным представителем отечественной отрасли снегоходостроения, поскольку ОАО «УМПО» г. Уфа, ранее выпускавшее снегоходы «Рысь» прекратило их производство в связи с его убыточностью.

Таким образом, основными игроками российского рынка снегоходов в 2008 года являлись:

- ОАО «Русская механика», Россия;

- Yamaha, Япония;

- BRP, Канада;

- Arctic Cat, США;

- Polaris, США.

Наряду с продукцией вышеперечисленных производителей в незначительном объеме были представлены снегоходы производства Китай, Италия, а также единичные образцы снегоходной техники, изготовленные российскими предпринимателями.

Основную конкуренцию ОАО «Русская механика» в 2008 году составила компания Yamaha и, в частности, модель утилитарного класса VK 540 III, сопоставимая с модельным рядом снегоходов «Тайга» как по техническим характеристикам, так и по ценовой категории.

Рассматривая снегоходный рынок России 2008 года, следует отметить, что во втором полугодии, т.е. период, когда осуществляются основные продажи снегоходной техники, наблюдался общий спад потребительской активности, вызванный финансовым кризисом. Данный фактор оказал негативное влияние на рынок в целом, что привело к сокращению объемов потребления снегоходной техники как российского, так и импортного производства. Объем рынка в 2008 году сократился на 23,5%, при этом по данным Министерства промышленности и торговли РФ объем ввоза импортных снегоходов уменьшился на 30,2% по отношению к предшествующему периоду.

По результатам деятельности в 2008 году российский рынок снегоходной техники распределился между основными игроками следующим образом:

 


Рисунок 1 - Доли рынка производителей снегоходов

 

Данные, приведенные на диаграмме, показывают, что ОАО «Русская механика» по итогам работы 2008 года в условиях мирового финансового кризиса не только сохранило свои рыночные позиции, но и укрепило их, увеличив долю продаж своей продукции в общем объеме российского рынка на 4%.

 

2.
Анализ финансового состояния и диагностика вероятности банкротства

 

Проанализировать финансовое состояние предприятия и эффективность его функционирования можно по основным результирующим показателям - сумме прибыли и уровня рентабельности.

Динамика и структура финансовых результатов анализируется по данным формы №2 (табл. 1).

 

Таблица 1. Анализ динамики и структуры финансовых результатов

 

При анализе представленных данных в первую очередь обращает на себя внимание значительное увеличение прибыли, темп роста составил 950,41%. При этом прибыль от выручки росла более медленным темпом - 326,24%. Можно отметить увеличение как всех доходных статей, так и расходных, значительнее остальных выросли статьи «Отложенные налоговые обязательства», «Проценты к уплате» и «Прочие операционные расходы».


Таблица 2. Показатели рентабельности предприятия

 

Значения всех показателей рентабельности в 2008 году увеличились по сравнению с 2007 годом, на основании чего можно сделать вывод о росте доходности всех видов деятельности предприятия, снижение эффективности его работы.

Эффективность использования капитала, вложенного в оборотные активы, анализируется по показателям оборачиваемости, представленным в таблице 3:

Средние остатки по каждому виду оборотных средств выросли, следовательно, все рассчитываемые показатели по видам оборотных средств изменялись аналогичным образом.

Возросла продолжительность периода обращения средств в производственных запасах (+95 996 тыс. руб.), что может быть признаком увеличения производственного цикла, но скорее всего это произошло из-за увеличения объемов производства.

Значительно увеличилась продолжительность нахождения капитала в готовой продукции (+65 389 тыс. руб.), соответственно, продолжительность среднего оборота данного вида оборотных средств выросла на 15,47 дней, а коэффициент оборачиваемости снизился на 7,87.

Коэффициент загрузки оборотных средств в обороте вырос с 32,54 коп. до 44,48 коп., следовательно, объем оборотных средств, приходящийся на 1 рубль готовой продукции, увеличился на 11,94 коп.

 

Таблица 3. Показатели оборачиваемости оборотных средств предприятия

 

Для поддержания финансовой устойчивости предприятия необходим чистый оборотный капитал. Расчет этого показателя основан на правиле, согласно которому внеоборотные активы должны финансироваться за счет собственных средств, а оборотные активы - за счет краткосрочных заемных средств. При этом для снижения риска потери платежеспособности и повышения финансовой устойчивости часть оборотных средств должна финансироваться за счет собственных средств.

Расчет чистого оборотного капитала представлен в таблице 4.

 

Таблица 4. Анализ наличия и движения чистого оборотного капитала

 

Стоимость чистого оборотного капитала предприятия меньше 0, это означает, что у предприятия не хватает собственных средств для финансирования части внеоборотных активов, для чего используется краткосрочная кредиторская задолженность. Все оборотные активы профинансированы за счет заемных средств.

Это является показателем неустойчивости финансового состояния и наличия риска потери платежеспособности.

Анализ финансовой устойчивости предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия - это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Для оценки финансовой устойчивости анализируются различные относительные показатели: коэффициент автономии, маневренности собственного капитала и другие (табл. 5).

 

Таблица 5. Показатели финансовой устойчивости предприятия

 

Нормативная величина коэффициента финансового риска определяется как:

 

 


где ДВА - доля основного капитала в общей сумме активов;

ДТА - доля текущих активов в общей сумме активов;

ДЗА - доля заемного капитала.

Таким образом, на начало периода нормативный коэффициент финансового риска составляет:

 

На конец года аналогичный показатель равен:

 

Как видно из таблицы, на конец года, равно как и начало, все показатели финансовой устойчивости не соответствуют контрольным значением. Скорее всего это не связано с кризисом, наступившем в 2008 году, потому как тенденция резкого изменения не наблюдается.

Коэффициент автономии в начале года не соответствовал норме, равно как и в конце периода, доля собственного капитала в общей его сумме снизилась на 31,1%. Соответственно выросла доля заемного капитала в общей валюте баланса (рост на 3,45%). Коэффициент финансового риска также вырос на 50,16%, что свидетельствует о росте финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов. Таким образом, снижение первого показателя и увеличение остальных свидетельствует о неустойчивости финансового положения предприятия.

Коэффициент финансового риска и на начало, и на конец периода заметно превышает нормативный показатель, следовательно, степень финансового риска высокая.

Коэффициент инвестирования снизился на 14,8%, то есть, если в 2007 году внеоборотные активы были профинансированы за счет собственных средств на 40,45%, то в 2008 году всего лишь на 34,46%, что явно недостаточно для устойчивости финансового положения.

Коэффициент маневренности, показывающий долю собственного капитала предприятия, вложенную в наиболее маневренную часть активов, был значительно ниже контрольного значения и в начале года, и в конце 2008 года еще уменьшился до уровня в -190,17%.

Ситуация с обеспеченностью оборотных активов собственными средствами, то есть, коэффициентом мобильности, немного другая: в начале года значение ниже контрольного (-19,63%), а в конце еще большее наблюдается его повышение (-16,35%). Отрицательные значения демонстрируют, что оборотные активы целиком финансируются за счет заемных средств.

Так же коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом не имеет удовлетворительного значения в течение рассматриваемого периода, к концу года он снизился на 38,81% до уровня в 0,1238.

Такие отрицательные результаты произошли из-за того, что заемные средства в разы превышают собственные. Такая ситуация сложилась потому что, ОАО «Русскую механику», являющуюся дочерним предприятием НПО «Сатурн», выделенную из состава объединения в 2005 году с единственной целью: поднять изготовление снегоходной техники на принципиально новый, более высокий уровень; возможно, финансирует более опытная компания «Сатурн». Т.к. «РМ» еще достаточно молодая компания шефствует над ней ее «мать». И даже в составе совета директоров ОАО «Русской механики» находятся такие члены, как: зам. ген. директора по корпоративному управлению НПО «Сатурн», ген. директора НПО «Сатурн», директор по экономике и финансам ОАО НПО «Сатурн» и др.

Оценка платежеспособности производится по показателям ликвидности (таблица 6).

 


Таблица 6. Показатели платежеспособности предприятия

 

Так, коэффициент текущей ликвидности, характеризующий степень покрытия текущих пассивов текущими активами, в конце года упал на 15,28%, и уже не превышает контрольное значение в 1. Более удовлетворительным является коэффициент текущей ликвидности, равный 2, следовательно, значение показателя, равное 1,1662, нельзя считать очень хорошим, не говоря уж о значении на конец рассматриваемого периода равном 0,9880.

Поскольку структура баланса неудовлетворительна, необходимо рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный 6 месяцам:

 

 

 

где ,  - значение коэффициента текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода;

 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, =2.

- период восстановления платежеспособности, в месяцах.

Т - отчетный период в месяцах, Т=12.

Результаты расчета приведены в таблице 7.

 

Таблица 7. Оценка структуры баланса и платежеспособности предприятия

 

При неудовлетворительной структуре баланса у предприятия еще и отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность в ближайшие 6 месяцев (коэффициент восстановления платежеспособности меньше 1). Следовательно, можно предположить, что в ближайшее время предприятие не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

В общем, можно сказать о том, что финансовое состояния предприятия заметно улучшилось в конце 2008, несмотря на наступление кризиса, ведь объем реализации увеличился, соответственно, увеличился размер прибыли. Но снизилась способность предприятия финансировать свои долги за счет результатов деятельности, это произошло потому что, у предприятия значение заемного капитала сильно превышает собственный. Хотя, на мой взгляд, это не влияет на финансовое благополучие компании, т. к. она находится под «крылом» довольно сильной компании ОАО НПО «Сатурн», и является, по сути его дочерним предприятием. Однако, обществу все же необходимо стремится к большей самостоятельности, и как следствию упрочнению своей финансовой устойчивости и уменьшения рисков банкротства.

Размер краткосрочных займов и кредитов увеличился в несколько раз из-за необходимости выдачи заработной платы, пополнением оборотных, внеоборотных средств и погашением налогов в бюджеты, что то же несомненно повлияло на сокращение доли собственного капитала в общей сумме, что так же вызвало снижение всех показателей финансовой устойчивости до неудовлетворительного уровня.

Отрицательным моментом является высокая вероятность наступления банкротства.

 

3.
Основные направления развития предприятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...