Проблема корпоративного управления
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение
Экономические преобразования в современной России направлены на создание цивилизованных рыночных отношений и эффективной системы функционирования капитала, прежде всего - в реальном секторе национального хозяйства. Одной из основных тенденций реформирования российских организаций (корпораций) стало развитие такой корпоративной формы собственности, как акционирование. Концентрация капитала в крупных корпоративных структурах (финансово-промышленных группах и холдингах) позволяет создать благоприятные условия для централизованного управления их финансовыми ресурсами, защиты прав участников (учредителей), четкого разграничения ответственности участников и менеджеров, использования современных методов привлечения капитала с финансового рынка с помощью выпуска и обращения корпоративных ценных бумаг. Реформирование отечественных организаций (корпораций) также необходимо для создания эффективного контроля за целевым использованием финансовых ресурсов (на основе внедрения системы бюджетирования доходов, расходов и капитала), повышения их инвестиционной привлекательности, преодоления и минимизации влияния рисков убыточности в деятельности многих из них.
Корпоративные структуры (объединения) - это институциональные образования, позволяющие строить партнерские отношения между организациями (корпорациями) и государством, регионами в лице органов исполнительной власти, малым, средним и крупным бизнесом с использованием финансовых методов мобилизации капитала. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой устойчивость экономического развития и конкуренции обеспечивается именно с помощью крупных вертикально или горизонтально интегрированных структур, которые включают множество средних и малых организаций. Создание корпоративных структур отвечает интересам как государства, так и частного бизнеса. Управление деятельностью корпораций, функционирующих в различных отраслях национальной экономики и межнациональном уровне, уже давно является предметом научного интереса исследователей всего мира. Проблема управления деятельностью корпораций является особенно актуальной для нынешнего этапа развития российской экономики, поскольку происходит активный процесс формирования сложноструктурированных хозяйствующих субъектов, в том числе межотраслевого и межрегионального уровня. Целью данной контрольной работы является изучение темы «Организация инвестиционно-финансовой деятельности корпорации». Задачи контрольной работы: 1. Изучить основополагающие аспекты деятельности корпорации; 2. Рассмотреть особенности организации инвестиционно-финансовой деятельности корпорации.
Глава 1. Основополагающие аспекты деятельности корпорации Корпорации как основа рыночной экономики
Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ на определенные требования времени. Термин «корпорация», как и многие другие, был заимствован из западной теории. В соответствии с законодательством США корпорация является одной из форм организации частной фирмы наряду с единоличным владением, товариществом и гибридными формами. По мнению американских экономистов Ю. Бригхэма и М. Эрхардта, корпорация – это «соответствующим образом юридически оформленная и зарегистрированная экономическая единица, чьи активы отделены от личной собственности владельцев и менеджеров». Такая форма организации обладает следующими характеристиками [5, с.31]:
- неограниченный срок жизни. Это означает, что корпорация может пережить своих владельцев путем последующей передачи акций; - высокая ликвидность собственности владельцев. Уставный капитал корпорации состоит из акций, что сокращает затраты (в том числе и временные) по продаже компании; - ограниченная ответственность. Заключается в том, что акционеры не несут ответственности по обязательствам корпорации и могут потерять лишь средства, вложенные в акции компании В наиболее общем виде понятие «корпорации» рассматривается в двух вариантах: 1)Корпорация как акционерное общество. Наличие такого значения обусловлено тем, что акционерное общество – это единственная форма организации предприятия, в основе которой лежит акционерный капитал и которая обладает схожими характеристиками с зарубежным вариантом корпорации. 2) Корпорация как объединение юридических лиц. Данная точка зрения обусловлена наличием в экономике таких крупнейших корпораций, как «General Electric», «Microsoft», «Coca Cola» и др., которые имеют огромное количество филиалов и представительств по всему миру. В связи с этим корпорация представляется как нечто масштабное и становится синонимом понятиям «финансово-промышленная группа», «холдинг», «бизнес-группа», «объединение компаний» и т.д.
Проблема корпоративного управления
Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления – обеспечить работу корпорации в интересах акционеров, предоставивших корпорации финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления.
Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией [7, с.55]. Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно недавнее, и возникла она как ответ на определенные требования времени. Говоря юридическим языком, корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление. Первые две характеристики проводят грань, отделяющую ответственность корпорации от ответственности ее отдельных членов: то, что принадлежит корпорации, может не принадлежать ее членам, и та ответственность, которую несет корпорация, может не быть ответственностью входящих в нее лиц. Мера ответственности индивидуальных инвесторов ограничена объемом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вклада. Распространение корпоративной формы ведения бизнеса позволяет инвесторам диверсифицировать риск инвестирования: чтобы не «класть все яйца в одну корзину», они могут одновременно участвовать в целом ряде корпораций. Благодаря этому корпорации получают значительные финансовые ресурсы, необходимые при современных масштабах экономики, а также могут принимать на себя риск, уровень которого недоступен для каждого индивидуального инвестора в отдельности.
Вместе с тем, преимущество ограниченной ответственности достигается за счет утраты части контроля за деятельностью корпорации. Акционеры передают право управления операциями менеджерам, то есть они делегируют право принимать решения по целому ряду аспектов деятельности директорам и менеджерам – за исключением решений принципиальной важности. В условиях значительной «распыленности» капитала, то есть когда корпорация основана большим количеством акционеров, каждый из которых владеет лишь незначительной частью акционерного капитала, «уступка» акционерами рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления. Для крупных корпораций открытого типа данная распыленность капитала является, скорее, нормой, чем исключением. Например, только у 13% крупнейших британских корпораций открытого типа, у которых вообще есть крупный акционер, принадлежащий этому акционеру пакет превышает 25% капитала. Лишь в 6% данного типа корпораций мы найдем крупного акционера, который является единственным, и только в одном случае из ста пакет акций, принадлежащий одному держателю, превышает 75% акционерного капитала. Разделение функций владения и контроля за деятельностью корпорации не представляло бы никаких серьезных проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали. Однако, есть все основания предполагать, что данные интересы расходятся. Во-первых, менеджеры испытывают воздействие целого ряда факторов – таких, как размер корпорации или власть и престиж, связанные с занимаемыми ими положением, – которые не имеют прямого отношения к интересам акционеров. Эти соображения могут привести менеджеров к принятию решений (скажем, о строительстве нового небоскреба для офиса корпорации), которые не только не будут соответствовать интересам акционеров, но могут и повредить им. Во-вторых, отличаются друг от друга форма и размер материального вознаграждения, которое получают менеджеры и владельцы корпорации. Менеджерам традиционно гарантируется вознаграждение в форме заработной платы, в то время как акционеры могут претендовать на ту часть прибыли, которая остается после того, как корпорация отчитается по всем своим обязательствам. Невозможность увязать эти две формы вознаграждения заложена в самой их природе, хотя и были предприняты многие усилия в этом направлении: менеджерам начислялось вознаграждение в форме акций корпорации, опционов, а также делались попытки увязать уровень их заработной платы с уровнем курсовой стоимости акций.
Но даже в том случае, когда подобные мотивационные методы увязки интересов менеджера и акционеров имеют успех, проблема остается. Как правило, акционеры инвестируют в конкретную корпорацию только часть своего состояния, распределяя свои инвестиции между целым рядом объектов. Напротив, менеджеры концентрируют все свое достояние в одном месте – в корпорации, которой они служат: работа является главной их ценностью, а ее утрата представляет самую серьезную опасность. Благодаря этому обстоятельству менеджер может предпочесть такие решения, которые не одобрил бы акционер, хотя их интересы в конечном счете могут совпадать. Акционеры предпочитают действия, которые ведут к получению высокой прибыли, то есть дивидендов, в то время как менеджерам выгодно предпринимать шаги, снижающие опасность воздействия непредвиденных обстоятельств, например, финансирование за счет нераспределенной прибыли, а не за счет внешнего долга, или диверсификация капитала корпорации для снижения опасности банкротства [8, с.95]. Акционеры, как группа, стремятся осуществлять надзор за управлением корпорацией. Когда число акционеров велико, у каждого из них в отдельности мало желания уделять надзору много времени и усилий – никто не желает брать хлопоты управления на себя, в то время как выгода равномерно распределяется между всеми. Это – классический пример того, что экономисты называют проблемой «бесплатного проезда» («free rider» problem): контролируя работу управленческого персонала корпорации, каждый из акционеров склонен возлагать усилия в этом деле на других («проехаться бесплатно»). Но если некому «тянуть воз», то никто и не «поедет», а потому при подобном отношении к управлению со стороны акционеров деятельность корпорации может выйти из-под их контроля. Проблема корпоративного управления и состоит в решении вопросов надзора и контроля за действиями управленческого персонала в условиях, когда функции управления и владения корпорацией находятся в известном противоречии в силу «распыленности» акционерного капитала. Процесс функционирования корпорации реализуется через акционерный механизм (рис. 1). Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводят к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен «спроектировать» принципы финансовой, в том числе, инвестиционной и кредитной, стратегии на базе следующих основных целей: - консолидация структурных подразделений корпорации в отношении налогов; - создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий; - проникновение через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров; - проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации; - ускорение процесса диверсификации; - организация внутренних инвестиционных потоков; - централизация участия в капитале других предприятий и др. Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена своевременными и правильными решениями высшего менеджмента как в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий корпорации, но и с учетом влияния финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|