Определение основных направлений инвестиционной деятельности корпорации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Конкуренция как неотъемлемый элемент рыночных отношений предполагает не только определенный экономический динамизм, но и его обратную, негативную сторону – стагнацию производства. Условия функционирования любого субъекта рыночных отношений таковы, что ему самому приходится решать проблему привлечения оборотных средств для возобновления нормального процесса функционирования. В этом случае субъект рыночных отношений становится заемщиком и обращается к другой стороне – кредитору, которая обладает надлежащими ресурсами. При размещении денежных средств их владелец всегда стремится обезопасить себя от возможных потерь, которые могут быть вызваны невозвратом вложенных сумм. Возможность потери вложенных средств или их части называется риском невозврата ссуды. Задача кредитора – минимизировать вероятные потери (риски). В этой связи для кредитора возникает задача тщательного отбора потенциальных контрагентов. Известно, что кредитный риск связан с возможностью невыполнения заемщиком своих финансовых обязательств. Наиболее распространенными в практике зарубежных кредиторов (корпораций-инвесторов либо банков, таких как «MerrillLynch», «CSFirstBoston» и др.) мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска являются: 1. Оценка инвестиционной привлекательности заемщика. В практике зарубежных кредиторов все большее распространение получает метод, основанный на балльной оценке ссудополучателя. Этот метод предполагает определение рейтинга заемщика. Критерии, по которым производится оценка заемщика, строго индивидуальны для каждого кредитора, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются.
2. Уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику. Этот способ применяется, когда кредитор не полностью уверен в достаточной инвестиционной привлекательности клиента. 3. Страхование кредитов. Страхование кредита предполагает полную передачу риска его невозврата организации, занимающейся страхованием. Все расходы, связанные со страхованием, как привило, относятся на ссудополучателей. 4. Привлечение достаточного обеспечения. Такой метод практически гарантирует кредитору возврат выданной суммы и получение процентов. Приоритет при защите от риска невозврата ссуды отдается не привлечению достаточного обеспечения, предназначенного для покрытия убытков, а анализу инвестиционной привлекательности заемщика, направленному на недопущение этих убытков, поскольку ссуда выдается в расчете на то, что она будет возвращена в соответствии с кредитным договором. 5. Выдача дисконтных ссуд. Дисконтные ссуды лишь в небольшой степени позволяют снизить риск невозврата. Такой способ предоставления кредитов гарантирует как минимум получение платы за кредит, а вопрос о ее возврате остается открытым, если не используются другие методы предупреждения и минимизации рисков. Для характеристики надежности заемщика используется понятие инвестиционной привлекательности, с помощью которого можно классифицировать потенциальные объекты вложения ресурсов и разбивать их на группы, в зависимости от целей инвестора или кредитора. То есть, инвестиционная привлекательность корпорации – это совокупность значений определенных показателей формальной и неформальной оценки различных аспектов ее деятельности. Совокупность показателей, выбираемая для оценки инвестиционной привлекательности, зависит от многих условий, однако для корпорации можно выделить несколько наиболее значимых: - кредитная и коммерческая репутация корпорации;
- характер деятельности и степень диверсификации корпорации; - сумма предоставляемых ресурсов; - форма и степень участия инвестора в деятельности корпорации; - направление использования получаемых ресурсов. Репутация корпорации может характеризоваться, прежде всего, ее кредитной историей. Кредитная история – это финансовая «биография» корпорации, характеризующая ее предыдущие взаимоотношения с кредиторами или инвесторами. Зачастую, при оценке кредитной репутации у кредитора или инвестора складывается определенное мнение о корпорации как потенциальном объекте вложения средств. Цель оценки инвестиционной привлекательности – не определить положение дел внутри корпорации, а оценить риск возможного вложения средств. Для решения этой цели в практике кредитора всегда существует система принципов, с помощью которых оценивается инвестиционная привлекательность корпорации [5, с.134]. В связи с вышесказанным, общий порядок оценки инвестиционной привлекательности можно изобразить в виде принципиальной схемы (рис.3), представляющей собой последовательность этапов, выполнение которых способствует снижению риска вложения денежных средств. Знание этих этапов позволяет менеджменту корпорации наиболее эффективно управлять инвестиционной привлекательностью. На первом этапе, независимо от характера предстоящей кредитной сделки, корпорация идентифицируется. На втором этапе оценивается кредитная история корпорации и ее коммерческая репутация. Формальные показатели рассчитываются на основании данных финансовой отчетности корпорации, подлежащих обязательному раскрытию. Неформальные показатели могут быть оценены только экспертами, они не имеют формул для расчета и четкого набора исходных данных. Комплексная оценка финансовой отчетности представляет собой структурный анализ деятельности корпорации. Оценка коммерческой репутации – это комплексное экспертное заключение, которое является своего рода рекомендацией о продолжении сотрудничества с корпорацией.
Рис. 3. Схема оценки инвестиционной привлекательности Если анализ проводится в рамках корпорации, то есть происходит распределение внутренних финансовых потоков, то начинать процедуру анализа целесообразно с идентификации заемщика, то есть определения его места в структуре корпорации, специфики и типа его деятельности. После идентификации заемщика и определения набора формальных и неформальных показателей менеджеры корпорации переходят к непосредственному расчету и получению экспертного заключения.
Алгоритм расчета и оценки формальных показателей представлен на рис. 4. С помощью формальных показателей оценивается финансовое состояние заемщика, его финансовые результаты, а также эффективность затрат и ресурсов.
Рис. 4. Алгоритм расчета и оценки формальных показателей заемщика. Расчет формальных показателей проводится на основании финансовой отчетности заемщика. В этой связи, при общем подходе, существуют некоторые особенности расчета формальных показателей, обусловленные, прежде всего, различиями во внешней отчетности. Поскольку в диверсифицированное корпоративное объединение могут входить заводы, банки, страховые компании, целесообразно, на наш взгляд рассматривать специализированные подходы к расчету формальных показателей для каждого типа юридических лиц. Описанные мероприятия по оценке инвестиционной привлекательности являются основой привлечения ресурсов. Их выполнение необходимо для создания предпосылок привлечения внешних ресурсов, например, за счет выпуска акций. Рассмотрим основные аспекты деятельности корпорации при осуществлении стратегической эмиссии, то есть выпуска акций с возможностью последующего выпуска АДР. Эмиссия как инструмент привлечения ресурсов может использоваться корпорацией достаточно гибко. С одной стороны корпорация может эмитировать свои акции, то есть увеличивать акционерный капитал корпорации, с другой стороны топ-менежмент может принять решение об эмиссии акций компании-участника корпорации для привлечения ресурсов в конкретный вид бизнеса корпорации. Действия менеджмента корпорации в обоих случаях аналогичны и зависят только от уровня эмиссии, который определяется эмиссионной стратегией корпорации.
Инвестиционная деятельность является неотъемлемой частью финансовой деятельности корпорации. Она включает в себя такие мероприятия, как размещение капитала и ресурсов, их продажу или приобретение. Наиболее эффективным подходом к управлению инвестиционной деятельностью корпорации является, на наш взгляд, портфельный подход, сущность которого рассмотрена выше. Тем не менее, остановимся на проблеме корпоративных инвестиционных портфелей детальнее. Инвестиционный портфель Основной задачей при выборе направления инвестирования является определение экономической эффективности вложения средств в инвестиционную ценность (объект инвестиций). В рамках корпорации таких направлений может быть несколько. По каждому объекту целесообразно составлять самостоятельный инвестиционный план, являющийся частью портфельной стратегии корпорации. Структура портфеля Главная цель инвестиционной стратегии корпорации, заключается в формировании инвестиционных портфелей (рис.5). Портфельная стратегия создает условия для роста накоплений за счет внешних субъектов вложений. Формируя портфельные стратегии, руководство корпорации исходит из своих стратегических задач, определяемых на общем собрании акционеров. Как правило, основными принципами формирования любого инвестиционного портфеля являются безопасность и доходность вложений, их стабильный рост, высокая ликвидность. Ни одна из инвестиционных ценностей не обладает всеми перечисленными выше свойствами. Поэтому неизбежен компромисс. Если объект инвестиций надежен, то доходность будет низкой, так как те, кто предпочитает надежность, будут предлагать высокую цену.
Рис. 5. Структура инвестиционного портфеля. Главная цель при формировании конкретного портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания между риском и доходом для корпорации. Рассматривая вопрос о формировании инвестиционного портфеля, финансовый менеджер корпорации должен определить параметры, которые будут использоваться для определения состава портфеля, а также количества его элементов с учетом стратегии корпорации. В целом, определенный набор инвестиционных портфелей призван снизить риск потерь корпорации до минимума и одновременно увеличить его доход до максимума. Методом снижения риска крупных потерь служит диверсификация портфеля. Риск снижается, когда вкладываемые средства распределяются между множеством разных видов вложений. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одному элементу портфеля будут компенсироваться высокими доходами по другому. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель множества различных элементов, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности.
Оптимальное количество элементов портфеля зависит от возможностей инвестора, наиболее распространенная величина – от 8 до 20 различных элементов инвестиционного портфеля. Однако управление портфелем не сводится исключительно к определению количественного состава портфеля. Финансовый менеджер корпорации выполняет и другие функции. Для целей управления деятельностью корпораций инвестиционный портфель – это совокупность как связанных, так и не связанных между собой элементов. К несвязанным элементам относятся инвестиционные ценности, происхождение которых не представляет собой связанных событий (например, золото и переподготовка кадров). С другой стороны, к связанным элементам относятся инвестиционные ценности, о которых можно сказать, что они происходят из одного источника (акции и облигации одного эмитента, государственные ценные бумаги различных видов). В этой связи, управление портфелем представляет собой процесс реализации определенных связей между всеми его элементами. На практике успешность управления портфелем зависит от того, насколько велики ресурсы, позволяющие достичь поставленной перед портфелем цели, и как они используются. Как следствие, возникает проблема оптимального размещения ограниченного объема ресурсов. Однако в общем случае проблема оптимального распределения ресурсов между инвестиционными ценностями является частью инвестиционной стратегии корпорации. Управление является чрезвычайно сложным видом деятельности в любой области народного хозяйства. Управление инвестиционным портфелем в этом смысле – не исключение. Поскольку процесс формирования и последующей реструктуризации портфеля представляет не одномоментную, а растянутую во времени деятельность, то, по нашему мнению, управление портфелем представляет собой инвестиционный процесс. В этой связи принцип системности по отношению к управлению инвестиционным процессом, т. е. взгляд на него как на систему, вполне естественен. Отсюда вытекает возможность декомпозиции и структуризации процесса управления инвестиционным портфелем. Рассматривая вопрос о формировании портфеля, инвестор должен определить для себя значения основных параметров, которыми он будет руководствоваться в инвестиционной деятельности. К ним относятся: - тип портфеля; - сочетание риска и доходности портфеля; - состав портфеля; - схема управления портфелем. Рассмотрим эти параметры подробно: 1. Существует несколько типов портфелей, наиболее распространенные: а) портфель, ориентированный на преимущественное получение дохода за счет высокого уровня прибыли от инвестиционных проектов, а также процентов и дивидендов по ценным бумагам, такие портфели в основном состоят из венчурных элементов и используются корпорацией при осуществлении перспективных исследований и разработок, доходы от которых заранее неизвестны; б) портфель, направленный на увеличение объемов производства по видам продукции, а также на преимущественный прирост курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, используется корпорациями для увеличения активов, например, за счет повышения рентабельности вложений или структурной перестройки производства. 2. В портфель обязательно должны входить различные по риску и доходности элементы. Причем, в зависимости от портфельной стратегии корпорации, доли разнодоходных элементов могут варьироваться. Эта задача вытекает из общего принципа, который действует на инвестиционном рынке: чем более высокий потенциальный риск несет инструмент, тем более высокий потенциальный доход он должен иметь, и, наоборот, чем ниже риск, тем ниже ставка дохода. В этой связи, руководство корпорации может для каждого портфеля определять диапазон колебания основных параметров. 3. Первоначальный состав портфеля определяется в зависимости от портфельной стратегии корпорации – возможно формирование портфеля, обуславливающего больший или меньший риск. Исходя из этого, финансовый менеджер может проводить агрессивную или консервативную политику. Агрессивная политика заключается в склонности к высокой степени риска, с акцентом на вложения в рискованные бумаги и проекты. Консервативная политика заключается в меньшей степени риска, с вложением средств в стабильно работающие компании, а также в облигации и краткосрочные ценные бумаги. 4. В практике деятельности корпораций существует несколько схем управления портфелем, каждая из которых определяет поведение финансового менеджера в той или иной ситуации. Первая схема. Руководство корпорации заранее определяет границы, в рамках которых финансовый менеджер разделяет инструменты по риску, сроку и доходности, формируя таким образом корзины с определенными характеристиками. Каждой корзине отводится определенный фиксированный вес (доля) в инвестиционном портфеле. Эта доля остается постоянной с течением времени, однако состав корзин может меняться при изменении тенденций развития макроэкономической среды деятельности корпорации. Вторая схема. Финансовый менеджер придерживается гибкой шкалы весов корзин в инвестиционном портфеле. Первоначально портфель формируется исходя из определенных весовых соотношений между корзинами и их элементами. В дальнейшем они пересматриваются в зависимости от результатов анализа финансовой ситуации на рынке и ожидаемых изменений конъюнктуры товарного и финансового спроса. Выбор конкретной схемы управления в рамках корпорации зависит от ее портфельной стратегии. Зачастую, применяется смешанная схема, в частности, для консервативных портфелей используется первая схема управления, а для агрессивных портфелей – вторая. Однако, и та, и другая схема управления портфелями в рамках корпорации подразумевает иерархический подход к анализу и отбору как элементов корзин, так и элементов портфелей. Суть иерархического подхода показана на рис.6. Он позволяет четко распределить полномочия и обязанности между финансовыми менеджерами корпорации. Руководитель группы или инвестиционного отдела выполняет функцию управления составом портфеля: определяет критерии распределения инструментов по корзинам, определяет веса корзин в портфеле, осуществляет координацию действий в случае перераспределения инструментов между корзинами. Каждый финансовый менеджер, как правило, занимается или «ведет» одну или несколько корзин. Частным случаем инвестиционного портфеля корпорации является портфель инвестиционных проектов, например, по созданию новых бизнес-процессов.
Рис. 6. Функции управления инвестиционными портфелями в корпорации. Управление портфелем инвестиционных проектов, как и управление любым сложным объектом с переменным составом, включает планирование, анализ и регулирование состава портфеля. Кроме того, управление портфелем включает в себя осуществление деятельности по его формированию и поддержанию с целью достижения поставленных руководством корпорации перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В общем виде структура управления портфелем инвестиционных проектов показана на рис. 7.
Рис. 7. Структура управления портфелем инвестиционных проектов. Для наиболее полного удовлетворения всех предъявляемых к конкретному портфелю требований для каждого из них в рамках портфельной стратегии корпорации разрабатываются самостоятельные инвестиционные стратегии (рис. 8).
Рис. 8. Цели портфеля инвестиционных проектов корпорации. Это связано с тем, что цели портфеля могут быть альтернативными и соответствовать различным типам портфелей. Например, если руководством корпорации перед финансовым менеджером ставится цель получения процента, то предпочтение при формировании портфеля отдается высокорискованным, низколиквидным, но обещающим высокую прибыль проектам. Если же основная цель, поставленная перед финансовым менеджером, – сохранение капитала, то предпочтение отдается хорошо разработанным проектам, с небольшим риском, высокой ликвидностью, но с заранее известной небольшой доходностью. Таким образом, портфельный подход реализуется в рамках инвестиционной деятельности, прежде всего, в том, что осуществляется поиск наиболее приемлемых объектов инвестирования и распределения их по соответствующим портфелям для достижения поставленных руководством корпорации целей. Одним из критериев успешности реализации портфельной стратегии корпорации является консолидированная ликвидность инвестиционной деятельности. Понятие ликвидности портфеля может рассматриваться как способность: - быстрого превращения всех элементов инвестиционного портфеля корпорации или его части в денежные средства (с небольшими расходами на реализацию); - своевременного погашения обязательств перед кредиторами, возврата им заимствованных денежных ресурсов, за счет которых был сформирован портфель или его часть. В данном случае на первый план выходит вопрос о соответствии сроков привлечения источников, с одной стороны, и формировании на их основе вложений средств, с другой. Высокая консолидированная ликвидность инвестиций корпорации достигается в основном благодаря грамотному анализу и выбору одной из возможных альтернативных инвестиционных стратегий. Выбор определенной портфельной стратегии, а также конкретных инвестиционных стратегий по каждому из портфелей зависит от нескольких факторов: 1. Финансовой стратегии корпорации. 2. Типа и целей портфеля. 3. Состояния рынка (его наполненности и ликвидности, динамики процентных ставок, легкости или затрудненности привлечения заемных средств, уровня инфляции). 4. Наличия законодательных льгот или, наоборот, ограничений на инвестирование. 5. Общеэкономических факторов (фазы хозяйственного цикла и т. д.). 6. Необходимости поддержания заданного уровня ликвидности и доходности при минимизации риска. 7. Типа стратегии (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная). В действительности, различные факторы, а, следовательно, и различные стратегии комбинируются между собой, накладываются друг на друга, и вследствие этого появляются сложные комбинированные варианты портфельной стратегии.
Заключение В заключение данной работы можно сделать следующие выводы: Корпорация – это широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Процесс функционирования корпорации реализуется через акционерный механизм. Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников корпорации. Таким образом, успешная финансово-инвестиционная деятельность корпорации обусловлена как своевременными и эффективными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутрикорпоративной финансовой системы, но и с учетом тенденций основных макроэкономических индикаторов, в том числе: динамики финансового рынка и фискальной политики государства. Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (редакция от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) 2. Федеральный закон от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» (ред. от 29.06.2015). 3. Федеральный закон от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.06.2015). 4. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 201 5. Бандурин А. В. Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 2014. – 600 с., с ил 6. Бард В. С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 304 7. Бочарова И. Ю. Корпоративное управление: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 368 с. 8. Дементьева А. Г. Основы корпоративного управления: учебное пособие по направлению «Менеджмент». – М.: Магистр, 2011. – 575 с. 9. Зинатулин Л. Ф. Корпоративное управление. Сб. Документов. – М.: «Нива России». 2012. – 304 с 10. www.oecd.org Приложение
Рис. 1. Структура акционерного механизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|