Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения мусульманского уголовного права и его источники




Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Мусульманское уголовное право и особенности уголовного законодательства мусульманских государств …………………………………. 5

§ 1.1. Основные положения мусульманского уголовного права и его источники…………............................................................................................... 5

§ 1.2. Понятие и элементы преступления в мусульманском уголовном праве……………………………………………………………………………… 10

Глава 2. Система наказаний в мусульманском уголовном праве…………………………………………………………..………………….. 13

Глава 3. Роль шариата в современной России………………………………………..…………………………………... 21

Заключение ……………………………………………………………………... 24

 


Введение

В последние годы в России религия начинает значительно влиять на общественную жизнь и восстанавливать свои позиции, утраченные после 1917 г. Теологические идеи проникают в современные российские криминологические теории, указывая на онтологичность общественной опасности, преступления и существование объективных законов бытия в социальной сфере. Мы начинаем рассуждать о духовно-нравственных ценностях, определяющих правовою идеологию, сознание и культуру. В современном постмодернистском обществе только мусульманская правовая культура сохраняет онтологические фундаментальные позиции, где право не представляет главную часть в социальной, религиозной и культурной системе общества. В Российской Федерации проживают 20 млн человек, которые исповедуют мусульманскую религию либо придерживаются мусульманских воззрений. Ислам в нашей стране переживает период возрождения, вовлекая новых адептов в свою сферу. Он состоит из различных направлений, но имеет общую цель – по- строение общества, живущего по законам шариата, предполагая возрождение классического мусульманского уголовного права. Система мусульманского права основана на переплетении и взаимодействии законодательства и традиций, а его нормы нацелены на защиту основных пяти ценностей религии, жизни, разума, продолжение рода и собственности. В то же время население напугано террористическими актами и убийствами, регулярно происходящими на востоке Северного Кавказа, где сторонники радикального ислама желают воссоздать Халифат. Незнание основных положений мусульманских правовых институтов, сознательное искажение положений шариата превращают исламскую правовую систему в деструктивный элемент. Поэтому изучение основных положений классического мусульманского уголовного права и уголовного законодательства мусульманских стран поможет юристу объективно разобраться в проблеме, понять процессы, происходящие в российских регионах, где преобладает мусульманское население, подготовит его к возможным дискуссиям. Сравнительное изучение мусульманского права, понимание его отличий от европейских систем, от системы общего права раскроет отечественному исследователю многие правовые феномены и явления.

 

Глава 1. Мусульманское уголовное право и особенности уголовного законодательства мусульманских государств

Основные положения мусульманского уголовного права и его источники

Рассматривая основные положения мусульманского уголовного, необходимо учитывать, что предписания ислама делятся на три группы: 1) идеологические (основы религии) – система, формирующая мышление и идеологию мусульманина (человека), которая предполагает убежденность в правильности веры, веру в Бога, в Его посланников, Судный день и т.д.; 2) практические (предписания и законы) – предписания, которые включают в себя дозволения и запреты, а также порядок их соблюдения при наличии правильной веры и поклонения Всевышнему; 3) нравственные – руководства, воспитывающие человека и обеспечивающие его духовное развитие. Источники мусульманского права, в частности уголовного, делятся на три группы: бесспорные (Коран, Сунна), рациональные (иджма, кияс, иджтихад, фетва) и позитивные. Коран (Калам Аллах) – незыблемая основа мусульманского права, его бесспорный и основной источник. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и правовые установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи, «в надежде, что люди опомнятся и исправятся», произнесенные пророком Мухаммедом в Мекке и Медине, которые в свою очередь были сообщены Ему Аллахом. Стихи Корана разделяют на мухкамат – бесспорные, недвусмысленные и муташбихат – стихи, которые толкуются по-разному. В мусульманском праве существуют проблемы, связанные с толкованием конкретных стихов Корана: 1) ряд мусульманских ученых-правоведов считают, что в судебных решениях нельзя ссылаться на стихи, которые могут толковаться по-разному; 2) при толковании Корана возможны три подхода: – буквальное толкование, когда наличие тайного смысла в тексте не допускается (ахл аз-Захир); – толкование с поиском тайного, скрытого смысла в стихах Корана (ахл ал-Батан); – при коллизии положений Корана и Сунны первенство отдается разуму, а не писанию (рационалисты); 3) различают два отношения к Корану: а) в традиционном понимании Коран – это предвечное и непосредственное слово Бога; б) согласно позиции мутазилитов, Коран – сотворенное и предвечное слово Бога, т.е. надо принимать возможность того, что Бог может сотворить его вновь. Говоря о Коране как об основе и первоисточнике мусульманского права, нельзя забывать о Сунне (Суннат ан-Наби) – сборниках хадисов, т.е. рассказов, касающихся высказываний (аквал), действий (афал) и невысказанных одобрений (такарир) самого пророка Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных известными мусульманскими богословами и юристами VII–IX вв. Коран – слово Бога, а хадис – слово человека, отражающее мысль и Его волю, дополняя и разъясняя коранические установления. До возникновения полноценной теории мусульманской юриспруденции во время Шафии, который окончательно определил Сунну как практику, восходящую к Пророку, а не его сподвижникам или последователям сподвижников, позиция Сунны не была ясна. Первый сборник хадисов, составленный Маликом ибн Анасом, назывался аль-Му-вата (расчищенная тропа). Основатель ханбалитской правовой школы объявил Сунну единственным комментарием к Корану, поэтому вся ханбалитская литература представляла собой тщательно подобранные, систематизированные и сгруппированные по темам хадисы. Хранителями и передатчиками хадисов первоначально были родственники, друзья, сподвижники и ученики Пророка, после смерти сподвижников их хадисы начали собирать непосредственные ученики, далее ученики учеников. Постепенно количество хадисов достигло такого размера, что в их достоверности возникли сомнения: только в суннитском исламе в конце IX в. число хадисов превышало 600 тыс., а в шиитском – 1,5 млн1. Каждый хадис состоит из двух частей: из самого текста (матн), т.е. собственно рассказа о том или ином поступке, изречении или молчаливом одобрении Мухаммеда, и из «опоры» (иснад) – перечисления непрерывной цепи пересказчиков хадиса, восходящих непосредственно к самому Пророку, поэтому собиратель хадисов мог самостоятельно судить об их ценности. О данной тенденции свидетельствует следующий пример: «Мухаммед – Абу Ханифа – Асим ибн Абиън-Наджуд – Абу Разин – Ибн Аббас: Женщины не могут быть казнены, в случае если они вероотступничают, но могут быть понуждены с целью возвращения их в ислам». Рациональные источники мусульманского уголовного права – это мнения и решения по обсуждаемым юридическим вопросам, которые возникли после смерти пророка Мухаммеда и на которые нет ответа ни в Коране, ни в Сунне. Так, иджма – это единодушное мнение мусульманских ученых-факихов г. Медины по вопросам толкования и применения норм. За аксиому было признано положение, согласно которому мусульманская община (умма) единогласно не может принять ложное мнение. Малик ибн Анас и Идоис аш-Шафии в качестве иджмы признавали только единогласное мнение ученых г. Медины, а Абу Ханиф ибн Сабит считал, что иджма может исходить от любой авторитетной группы мусульманских ученых. По способу возникновения различают три вида иджмы: а) высказанное вслух общее решение, принятое гласным обсуждением; б) решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых, уже высказанных решений и действий, сделанных при одинаковых обстоятельствах; в) решение, известное в принципе всем, против которого не было сделано никаких возражений. К источникам мусульманского уголовного права относится кияс – аналогия, т.е. когда решение по правовому вопросу принимается по аналогии с другими источниками, согласно основным положениям логики. В соответствии с мусульманским правом умозаключение по аналогии состоит из четырех частей: 1) случай, дело, вопрос и т.п., требующий юридического решения (фар); 2) случай, являющийся образцом для решения, с которым первый случай будет сравнен и соотнесен по аналогии (асл); 3) основание, т.е. то общее, что роднит оба случая и позволяет считать их аналогичными (илла); 4) норма, ранее примененная при решении первого случая и переносимая по аналогии на второй из-за сходства (хукм). Основные вопросы применения кияса как источника мусульманского права были разработаны Хамма- дом ибн Абу Сулейманом (первая половина VII в.) и основателем ханифитской правовой школы Абу Ханиф ибн Сабитом. Фетва – это решение (мнение) по какой-либо правовой проблеме, выносимое муфтием или выдающимся мусульманским ученым-правоведом, имеющим общепризнанный авторитет (муд- жтахид) в исламском мире, основанное на принципах шариата. В своей фетве Совет исламской академии правоведения указывал, что «обычай, который следует принимать во внимание с точки зрения шариата, должен удовлетворять определенным требованиям: а) не противоречить шариату; если обычай противоречит священным текстам или одному из положений шариата, он является неприемлемым; б) быть постоянным или часто повторяемым; в) быть распространенным в обществе, если это важно с точки зрения его учета в каком-либо документе». Как правило, фетва формируется на основании выводов той религиозно-правовой школы, к которой принадлежит вынесший её муфтий или муджтахид. Фетва содержит в себе постановку проблемы и изложение доводов муфтия, опирающихся в первую очередь на Коран, во вторую – на Сунну, в третью – на уже существующие заключения тех исламских ученых, которые являются для него авторитетами. К самым сложным источникам мусульманского уголовного права относится иджтихад. Иджтихадом является либо вынесение независимых решений, исходя непосредственно из бесспорных источников, либо применение уже существующих решений. Независимые решения извлекали из Корана и Сунны сподвижники пророка Мухаммеда, основатели религиозно-правовых школ (мазхабов), а также имамы. В VIII–IX вв. основные и самые многочисленные правовые вопросы были систематизированы и решены, поэтому представители ханафитской, маликитской и шафиитской правовых школ сошлись во мнении, что дальнейшее продолжение иджтихада по правовым проблемам не требуется. После «закрытия врат иджтихада» появление новых мазхабов стало невозможным, и начался «век таклида» – подражания, следования авторитетам. Закрытие иджтихада не было признано ханбалитской правовой школой и шиитами, где иджтихад по всем правовым проблемам является открытым и проводится только в отношении проблем, по которым нельзя вынести однозначные решения, при необходимости разрешается обращаться не только к прямым доводам Корана, Сунны, но и к иджме, и к киясу. К позитивным источникам мусульманского уголовного права относятся правовые обычаи и местные традиции (адаты), которые не противоречат основам шариата и мусульманского права и являются наследием обычного права, или правовых обычаев. Адат – санкционированное обществом и государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано властью в качестве обязательной нормы поведения. В колониальный период на мусульманское право и шариат оказывают большое внимание колонизаторы, пытаясь изменить правовую систему на удобную и уже существующую на Западе. Однако вытеснить традиционное право в арабских странах не удалось, так как слитность общностей, общин, каст не приняло чуждую культуру. Запрет использования мусульманского права и шариата в законодательстве колониального периода трансформировал его в неофициальную сферу, где оно сохранялось и использовалось. Поэтому после получения независимости ряд арабских государств в последней трети ХХ в., взяли за основу шариат при создании собственного уголовного законодательства. Например, конституции Алжира, Ирана, Мавритании, Марокко, Пакистана, Туниса провозгласили подчинение государства принципам ислама. Гражданские кодексы Египта (1948), Алжира (1975), Ирана (1951) предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права, а Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам мусульманского права. Провозглашение некоторыми странами идеи возвращения к шариату на самом деле означает использование норм шариата в семейном праве и использование коранического прецедента. Когда М. Каддафи в 1972 г. заявил о восстановлении норм шариата, касающихся отсечения рук и ног у воров и разбойников, он этим озадачил мусульманских ученых-юристов, поскольку возвращение к исламским уголовным законом не вяжется с преобладающими теориями модернизации. Поэтому современная мусульманская юриспруденция, как правило, основывается на коранических заповедях, элементах исламских традиций, обычном праве, пережитках доисламских норм и элементах европейских правовых положений времен колониального периода. В шахский период Ирана большое влияние оказывало английское право, хотя на современном этапе первую часть Уголовного кодекса Исламской Республики Иран невозможно понять, не обратившись к источнику вероучения – Корану. В основу Уголовного кодекса Судана 1899 и 1925 гг., Уголовного кодекса Бахрейна 1955 г. был положен Уголовный кодекс Индии 1860 г., разработанный британскими учеными. В Египте на формирование уголовного законодательства оказали большое воздействие английское общее право, Кодекс Наполеона, а в Иордании – французское уголовное право. Кроме того, Египет был первым государством, которое в конце XIX в. перестало считать Коран, Сунну, иджму и кияс единственными источниками уголовного права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...