Глава 2. Система наказаний в мусульманском уголовном праве
Историческое развитие мусульманского уголовного права показывает его особенность: все основные вопросы уголовного права связаны не с институтом преступления, а с институтом наказани я. Современный законодатель в мусульманском мире, приступая к реформированию или кодификации уголовного права, отталкивается именно от вопросов наказания, системы и видов наказания. Наказание в мусульманском уголовном праве — основа для построения особой классификации преступлений, и, следуя построению наказаний, исламские правоведы излагают основные вопросы уголовного права. Институт наказания помогает раскрыть социально-правовую сущность мусульманского уголовного права, его реальное действие, связь уголовного права с иными компонентами нормативного регулирования. Классическая мусульманская концепция наказания, зародившаяся в Арабском халифате, заключается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступлений либо путем его уничтожения — смертной казни, либо путем членовредительных наказаний, в результате применения которых человек остается жив и свободен, но как преступник становится не опасен. Таким образом, наказание является одним из видов борьбы с преступностью как социальным явлением. Отсутствие в мусульманском праве единого общепризнанного определения наказания можно объяснить казуистичностью норм шариата и мусульманского права, где редко встречается обобщение правовых категорий. Мусульманским ученым-юристам очень трудно дать общее определение наказания, сложно найти общую основу для выработки общего понятия наказания. Общая доктринальная идея, объединяющая все виды наказания и правила их назначения, выявляется соотносительно с тремя категориями преступлений, известных мусульманскому праву. В каждой из них идея наказания и практика применения наказания, по сути, индивидуальны: одно и то же наказание может назначаться за разные виды преступлений и может иметь разную природу и разные источники.
В мусульманской уголовно-правовой доктрине существуют разные определения понятия наказания. Например, Ахмад Фатхи Бахнаси пишет, что наказание — это заранее установленное законом (а под законом он понимает все источники мусульманского права, включая Коран, Сунну, ид-жму и т.д.) воздаяние за нарушение указанных в нем запретов с целью предупреждения совершения преступлений как со стороны осужденного, так и со стороны других лиц. Подобное определение наказания можно встретить у большинства арабских авторов. Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи отмечает, что наказание — это воздаяние, определяемое законом и назначаемое судом и заключающееся в преднамеренном причинении боли лицу, признанному виновным в совершении преступления. Ибрагим Килани полагает, что наказание — это возмездие или кара, которую приводят в исполнение государственные органы за нарушение норм шариата, а преступление — это все неправильные действия, запрещенные Аллахом. По мнению сирийского юриста Мухаммеда Аль-Фадел я, наказание — это предусмотренная законом кара, применяемая от имени государства к лицу, вина которого установлена и которое заслужило наказание за совершение преступления, предусмотренного законом. Алжирский автор Исхак Ибрагим Мансур считает, что наказание — это кара, установленная законом и назначаемая судом лицу, признанному виновным в совершении преступления, и состоящая в причинении страданий этому лицу, в ограничении его прав и свобод. Схожая позиция наблюдается у Джунди Абдель-Малека, который также считает, что наказание — это кара, налагаемая на преступника в интересах общества, боль, причиняемая преступнику за нарушение предписания закона.
Таким образом, можно отметить, что мусульманское традиционное уголовное право — сложное социальное явление, которое находится в тесной связи с религией ислама, но при этом не соединяется с ней. Мусульманское уголовное право рассматривается как юридическое явление, которое относится к правовой, а не религиозной системе. В связи с этим нормы мусульманского уголовного права отличаются от религиозных правил поведения обеспеченностью принудительной силой государства. Вместе с тем мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе религиозно-нормативного регулирования. Сказанное позволяет заключить, что наказание по мусульманскому уголовному праву, прежде всего, — явление сакральное. Оно результат божественного откровения, даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммада. Наказания, предписанные в Коране, нацелены на исправление через устрашение. Смертная казнь, членовредительство, плети — все это должно заставить грешника раскаяться и избежать тем самым кары в загробной жизни. Коранические наказания несут в себе также идею воздаяния, возмездия преступнику. Коранические наказания применяются в назидание другим, что достигается публичным исполнением большинства наказаний. Наказание преступника — это не право государства, а его обязанность, прямо следующая из религиозных догматов. Особенно это проявляется применительно к преступлениям категории «худдуд», где Коран запрещает прощение виновного, возлагая на судью обязанность применить наказание. Наказание и по своей сути, и по своей цели связано с карой. Сущностью и содержанием наказания в мусульманском праве выступает кара — земное возмездие, воздаяние за причиненное зло: потерпевший и общество должны быть отмщены для восстановления нарушенной справедливости. Кара (возмездие, воздаяние) как промежуточная цель наказания встречается у многих мусульманских авторов. По мнению некоторых авторов, кара создает необходимые условия для достижения других целей, и прежде всего для предупреждения преступлений. Джунди Абдель-Малек полагает, что «наказание неразрывно связано с идеей причинения преступнику боли, хотя она (боль) не является целью наказания. Боль причиняется преступнику только ради достижения конечной цели наказания — защиты общества и обеспечения охраны общественного порядка. Конечная цель наказания отличается от непосредственных целей, которые состоят в предупреждении рецидива (частная превенция) и в удержании других лиц от совершения преступления (общая превенция). Наказание должно сбалансировать достижение обеих этих целей, чтобы одна из них не была принесена в жертву ради достижения другой. В этом смысле частная превенция достигается путем устрашения преступника, его исправления или же исключения из общества, если он окажется неисправимым (здесь имеется в виду назначение наказания в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения), а общее предупреждение — путем устрашения». На наш взгляд, автор под «болью» подразумевает кару и рассматривает ее как средство достижения иных целей наказания.
Али Абдель-Кадер Эль-Кахваджи рассматривает цель наказания как воздаяние, определяемое законом и назначаемое судом, заключающееся в преднамеренном причинении боли лицу, виновному в совершении преступления. Боль (кара) не является ее самоцелью, а выступает как средство (промежуточная цель) для достижения других целей наказания. Основная цель наказания — это борьба с преступностью. Она достигается с помощью более конкретных целей, таких как осуществление справедливости, общее и специальное предупреждение и исправление преступника. Среди всевозможных целей наказания он видит конечную цель наказания только в исправлении преступника, а все остальные цели вторичны по отношению к этой конечной цели. По мнению Махмуда Наджиба Хусни, преступление представляет собой покушение на справедливость как на общепризнанную социальную ценность, с одной стороны, и посягательство на чувство справедливости у индивидов — с другой. Оба аспекта несправедливости, вызванных преступным посягательством, должны быть устранены наказанием. Наказание должно восстановить справедливость как социальную ценность и удовлетворить общественные чувства, требующие его применения. Автор различает конечные и непосредственные цели наказания. Под конечной целью наказания он понимает защиту прав и интересов, охраняемых уголовным законодательством, а непосредственные цели наказания, по его мнению, заключаются в восстановлении справедливости (моральная цель наказания) и в предупреждении совершения новых преступлений как со стороны преступника, так и со стороны других лиц (утилитарная цель).
Мухаммед Аль-Фадель выделяет такие цели наказания, как защита интересов общества, направленная на предотвращение совершения преступления лицом, ранее уже совершившим преступление. Воздаянием, применением наказания к лицу, совершившему преступление, оказывается воспитательное воздействие на самого осужденного и на остальных членов общества. Другая цель, выделяемая автором, — это так называемая моральная цель, которая заключается в восстановлении социальной справедливости. Цель общего предупреждения заключается в предупреждении совершения преступлений другими лицами. Предполагается, что и факт применения наказания к конкретному лицу, совершившему преступление, должен оказывать превентивное воздействие на других граждан. В теории уголовного права нет единства мнений о том, на кого воздействует наказание в общепредупредительном плане. Согласно преобладающей точке зрения, общепредупредительное воздействие наказания адресовано лишь тем лицам, которые склонны к совершению преступления. На законопослушных граждан применение наказания к осужденному воздействует главным образом в воспитательном аспекте, создает у них убеждение в том, что такие деяния преступны, формирует непримиримое, негативное к ним отношение. Мусульманские юристы выделяют две основные цели наказания — общее и частное предупреждение, которые некоторыми авторами противопоставляются друг другу. Например, по мнению Абдель - Кадера Ауды, «н аказание по шариату преследует две противоположные друг другу цели. Одна — общее предупреждение: в центр внимания ставится, прежде всего, борьба с преступностью, а личности преступника не удаляется большого внимания. Другая цель — частное предупреждение, заключается в том, что в центр внимания ставятся не преступления и борьба с преступностью, а личность преступника. Мусульманское право вобрало в себя эти две противоположные друг другу цели и попыталось снять эти противоречия следующим образом: защита интересов общества должна быть обеспечена при назначении любого наказания. Поэтому при совершении преступлений, затрагивающих интересы общества, личность преступника игнорируется, а при совершении других преступлений личность преступника учитывается судом при назначении наказания. В этом последнем случае целью наказания является частное предупреждение».
Представление автора о предупредительном значении наказания не бесспорно, поскольку общество защищается в случае как общего, так и частного предупреждения. При этом в мусульманской уголовно-правовой теории можно наблюдать подход к определению цели наказания в зависимости от его вида. Большинство мусульманских правоведов выделяют три вида наказаний: 1) «хадд» («худдуд») — наказание (наказания), назначаемое за совершение преступлений против Аллаха; 2) «кисас» — возмездие однородным действием и 3) «тазир» — наказание, род которого устанавливается судьей. Наказания за совершение преступлений категории «худдуд» и «кисас» преследуют цель общего предупреждения. Другая группа наказаний, которые назначаются за преступления категории «тазир», преследует цель частного предупреждения. В мусульманской уголовно-правовой литературе также представляет интерес подход к определению целей наказания исходя из тех ценностей, которые защищаются применением наказания. В соответствии с нормами мусульманского права наказание направлено на защиту пяти основных ценностей ислама — религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности, которые выступают в качестве основных объектов охраны мусульманского права. Таким образом, наказание по мусульманскому уголовному праву имеет своей целью восстановление социальной справедливости, защиту нравственности, материальных и религиозных интересов общества, его членов. Оно упорядочивает взаимоотношения членов общества и в то же время отношения мусульманина с Аллахом и нормами права. Мусульманская уголовно-правовая доктрина считает, что, защищая основные ценности исламского общества, наказание является земной мерой ответственности, выражающейся в лишении или ограничении прав и свобод, преследует цель земного и нравственного исправления человека, предупреждения совершения новых преступлений и кары за совершенное деяние. Анализ источников мусульманской уголовно-правовой мысли позволяет прийти к выводу, что главная цель наказания, обусловленного природой преступного посягательства на законы, как мирские, так и божественные одновременно, заключается в исправлении виновного, понимаемого как его раскаяние перед Аллахом в совершенных грехах. Религиозный оттенок исправления, в свою очередь, связан с тем, что исправление возможно при применении любого вида наказания, вплоть до смертной казни: умирающий по приговору суда считается исправившимся, если он раскаялся в содеянном перед смертью. Другая цель наказания заключается в предупреждении, как общем, так и частном. Она достигается жестокостью предписанных мусульманским правом наказаний, публичностью их исполнения и неотвратимостью. Общепредупредительное воздействие наказания адресуется как законопослушным гражданам, воздействуя на них в воспитательном плане, формируя негативное отношение к преступлениям, так и лицам, склонным к правонарушениям. Основной предупредительный потенциал наказаний адресуется морально неустойчивым лицам, которые готовы совершить преступление, но боязнь, страх быть наказанными удерживают их от этого. С общим предупреждением тесно связана частная превенция, под которой понимается предупреждение совершения новых преступлений уже осужденными лицами. Суть его заключается в том устрашающем и одновременно воспитательном воздействии, которое призвано оказывать наказание. В мусульманском праве традиционно проводится деление между общим и частным предупреждением. Считается, что наказания за преступления категории «худдуд» и «кисас» своей строгостью и однозначностью преследуют преимущественно цели общего предупреждения, тогда как наказания за преступления категории «тазир», основывающиеся на свободном судейском усмотрении в приложении к данному человеку, преследуют в основном цель частного предупреждения. Кара (возмездие, воздаяние), как сущность и одновременно как цель наказания, создает необходимые условия для достижения других целей, и прежде всего цели предупреждения. Представляется, что идея боли (кары) и наказание неотделимы, наказание и по своей сути, и по своей цели связано с карой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|