Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Роль шариата в современной России




В современной России представляется актуальным рассматривать исламскую религию как одну из духовных опор общества и государства. Речь не должна идти о вторжении религии в политику, государственное управление, систему права, а об использовании позитивного нравственно-интеллектуального и политико-правого потенциала ислама как культуры и цивилизации.

Н.В. Володина отмечает: «С начала 1990-х годов в России усиливается роль ислама в разных областях жизни. Ислам превращается в важный элемент политического процесса, что диктует необходимость серьезной корректировки отношения российского государства к исламу. С позиций российской власти участие ислама в политике не может быть оценено однозначно. Причем в последнее время оно приобретает формы и направленность, которые не отвечают национальным интересам страны и задачам укрепления государства». В настоящее время ислам используется для запутывания отношений федерального центра и субъектов федерации, давления на федеральную власть, поддержания в регионах традиционного распространения ислама внутренней напряженности. Националистические силы противодействуют федеральному центру. Ислам используется в антигосударственных деструктивных целях, а не в интересах консолидации общества и укрепления государства. Н.В. Володина пишет: «Это происходит не в силу природы ислама, а потому, что российская власть оказалась не готовой к масштабному вторжению ислама в политическую жизнь».

Недостаток знаний в области мусульманской правовой культуры приводит к тому, что в республиках Северного Кавказа под видом возрождения шариата легализуются обычаи и традиции, не имеющие с правом ничего общего.

В конце 1980 - начале 1990-х годов в республиках Северного Кавказа стало отмечаться усиление активности исламских радикалов, которые проповедовали идеи всеобщей исламизации населения. В Дагестане и Чечне в этот период наблюдался рост числа приверженцев ваххабизма. Они стремились подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти. Ими создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования, налаживались контакты с руководителями экстремистских движений внутри России, так и за ее пределами.

Последователи «чистого ислама» в Дагестане, а затем и в "Чечне, заявляли, что на земле должен действовать только закон Аллаха, а все другие законы, написанные людьми, не подлежат исполнению. Провозглашалось, что для установления всеобъемлющего божественного закона необходимо объявить джихад, трактуемый ими как вооруженная война против «неверных», в разряд которых зачислялись и мусульмане, не придерживающиеся ваххабитских взглядов.

Со временем ваххабиты перестали скрывать свои политические цели, которые сводились к силовому захвату власти в Дагестане и Чечне и, в перспективе, созданию на территории Северного Кавказа исламского государства.

Ваххабизм представляет собой фундаменталистское религиозное движение в суннитском исламе. Он имеет сильный идеологический потенциал, способный мобилизовать отдельные социальные группы (безработную и студенческую молодежь). Ваххабизм привлекает идеей социальной организации в виде небольших общин, воплощающих идеи братства, равенства, справедливости.

Для обоснования возможности насилия над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, ваххабитами используется концепция, согласно которой мусульманин обязан побуждать всех следовать тому, что предписано шариатом и предотвращать совершение запрещаемого им. Этот принцип закрепляется в сурах Корана, одна из которых гласит: «и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобрение и удерживает от неодобряемого» (3:104).

Одной из центральных мест в идейной платформе ваххабизма занимает позиция непризнания любой власти, отходящей от предписания шариата. В качестве основного аргумента в пользу этого берется положение Корана: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу» (4:59). Ваххабиты понимают это требование как категорический запрет подчиняться «неверной» власти, при этом ссылаются на стихи Корана: «И никогда Аллах не устроит неверным дороги против верующих!» (4:141), «Не повинуйся же неверным и борись с ними... великой борьбой» (25:52).

Характеризуя северокавказский ваххабизм, А.А. Ярлыкапов приходит к выводу: «Экстремизм северокавказских ваххабитов — огромная проблема. Ее трудно решить путем переговоров, поскольку сама идеология ваххабитов не предполагает переговоров с «безбожниками». Государство, основанное на человеческих законах, по их мнению, должно быть разрушено. В мире должны господствовать только божественные законы, как они полагают».

К.М. Ханбабаев, анализируя идеологию, цели, пути финансирования исламского радикализма на Северном Кавказе, пишет: «Главная угроза общественной безопасности Российской Федерации со стороны религиозно-политического экстремизма заключается в его стремлении навязать обществу модель «исламского государства» на основе жесткого - вплоть до вооруженных форм - подавления инакомыслия. Представители ваххабизма отвергают региональную модель ислама, проявляют нетерпимое отношение к неисламским традициям. Главный вызов ваххабизма брошен не столько религиозной, сколько социально-политической сфере. На Северном Кавказе он обладает определенной мобилизационной идеологией, опирается на поддержку международных исламистских организаций и других внешних сил, которые предоставляют им немалую финансовую, материальную, кадровую и пропагандистскую помощь».

Заключение

Были рассмотрены основные положения мусульманского уголовного права. Надо понимать, что эволюционное развитие мира влияет и на мусульманское общество, изменяя мораль, нравственные ценности и социальные нормы. Но исламское общество предпринимает все попытки, чтобы противостоять культуре постмодернизма. Особенность мусульманского уголовного законодательства и уголовной политики заключается в том, что юридический компонент подчинен духовному. Арабские криминологи в целом придерживаются теологических начал, считая, что сугубо юридическими средствами нельзя решить все вопросы, связанные с удержанием личности в рамках правопослушного поведения. Поэтому мораль для мусульман – это не совокупность субъективных представлений о добре и зле, а объективно существующий и действующий неизменный закон, дарованный Богом и обладающий практической значимостью. Грех есть нарушение нравственного закона, а право в этой связи – объективное явление постольку, поскольку нормы морали и права совпадают. В мусульманском обществе мораль, которая сама по себе не материальна и непосредственно не наблюдаема, составляет основную ценность, норму, идеалы которой усваиваются личностью в ходе первичной социализации и формируют базовую для данного общества структуру личности. В мусульманском праве тесно переплетаются право и религия, не делая строгих различий между светским и религиозным. Направление в шариате, регулирующее судоустройство, вопросы войны и мира, семейных отношений (аль-муамалат), включает в себя и уголовное право (укубат), которое определяет виды преступных деяний, устанавливает наказание за их совершение, рассматривает процедурные вопросы, а также порядок исполнения наказаний. Система мусульманского уголовного права основана на взаимодействии формального признака (закон запрещает деяние) и традиционного (шариата) или только традиционного (шариата). В современном мире мусульманское уголовное право (укубат) существует в двух видах: в тех государствах, в которых оно не прерывало своего существования, оно продолжается в форме классической доктрины; а в тех государствах, где оно стало возрождаться с 1960-х гг., оно существует в виде уголовных законов и кодексов европейского типа. Поэтому справедливо утверждение о том, что необходимо различать классическое мусульманское право и право мусульманских стран, что не есть од- но и то же. К основным источникам традиционного мусульманского уголовного права, в частности, относятся: бесспорные (Коран, Сунна), рациональные (иджма, кияс, иджтихад, фетва), а в светских государствах источниками служат элементы исламских традиций и доисламских норм, обычное право, уголовное законодательство и Конституции (или Основные законы). В классическом мусульманском уголовном праве дефиниция преступного деяния отсутствует. В современных мусульманских государствах, находившихся под влиянием английского права, нет официального понятия преступления, а в странах, попавших под влияние французского права, определение преступного деяния носит формальный характер. Следуя британскому и французскому уголовному праву, мусульманские государства используют в юридической литературе понятия элементов преступления, хотя позиции мусульманских ученых по данному вопросу неоднозначны. В зависимости от уголовно-правовых доктрин к элементам преступления относят легальный, материальный и либо, как и в английском праве, actus reus – физический (материальный), или объективный, и mens rea – психический (мораль- ный), или субъективный. Легальный элемент предполагает принцип «нет преступления без указания на то в законе», к материальному элементу преступления относят преступное поведение, преступный результат и причинную связь. Моральный элемент выводится из старой формулы «actus non facit reuin, nisi mens sit rea» – «деяние не делает человека виновным, если его дух не ви- новен». Современное уголовное законодательство в мусульманских государствах с преимущественно суннитским населением (Бахрейн, Иордания, Кувейт, Сирия, Ливан), следуя французскому праву, предусматривает деление преступных деяний на преступления, проступки и иногда нарушения. В мусульманских государствах, попавших под влияние английского права (Кувейт, Египет), существует двучленное деление уголовно наказуемых деяний на преступления и проступки. В государствах, где шариат является основным источником права (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Судан, Иран, Катар), классификация уголовно наказуемых деяний двухуровневая: преступные деяния, которые считаются таковыми согласно шариату, и светские преступления. Определение наказания в теории мусульманского уголовного права развивалось в соответствии с культурологическими особенностями, религией и государственными институтами. Нельзя отрицать сильное влияние шариата и мусульманского права на институты наказания даже в тех странах, где шариат официально не является основополагающим источником. Согласно современным исламским уголовно-правовым теориям уголовное наказание – это не месть преступнику, а защита общества от опасного поведения и способ удержания лица от совершения преступлений. Компонент божественной справедливости не отрицается, что характерно для права, тесно связанного с исламской мора- лью. К целям наказания относят борьбу с преступностью и воз- действие на преступную и законопослушную личность. Отсутствие институтов Общей и Особенной частей в классическом мусульманском уголовном праве не позволило сформировать систему наказаний и определить их иерархичность за фиксированные преступления (худдуд, кисас, дийя). Тем не менее классическое деление преступлений на четыре группы аналогично разделило и наказания. Так появились фиксированные наказания, установленные Кораном и Сунной, наказания возмездия, вира, или плата за кровь, и наказания категории тазир – светские. Современные уголовные законодательства мусульманских государств в плане законодательного определения видов и порядка наказания уже мало отличаются от современных европейских уголовных кодексов. Однако в ряде государств виды наказания не претерпели сильного изменения и содержат доктринальные положения средневековых правовых школ. В заключение следует отметить: – сохранение религиозного влияния деликтного законода- тельства, содержащего императивные положения, позволяет сдерживать рост преступности в мусульманских государствах; – архаичные преступные деяния и наказания имеют как отрицательные, так и положительные моменты; – возрождение классического мусульманского права на определенных территориях Российской Федерации сегодня невозможно в силу культурологических и этических условий; – европейская криминология и философия оказывают серьезное влияние на теоретические положения уголовного права современных мусульманских стран.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...