Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение содержания группового занятия




Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в его названии. Начальный этап (разминка) и окончание занятия также подчинены основной теме. Уклонение обсуждения в сторону или захватывание в круг групповой дискуссии других вопросов делают занятие излишне громоздким по содержанию и организации, а сами слушатели начинают задавать такие вопросы.После окончания занятия они расходятся с ощущением того, что попусту просидели несколько часов, не получив ожидаемого результата.
Именно поэтому в ходе группового обсуждения или дискуссии перед психологом стоит задача направлять коллективное мышление по единому руслу и "закрывать" не связанные с основной темой разговоры и размышления.
Исключением из этого правила могут выступать ситуации, в которых неожиданно для психолога, да и для самой группы, кто-то из ее участников начинает эмоционально говорить о чем-то своем наболевшем.

Работа над программой (сценарием) тренинга построена на оп­ределенном профессиональном мировоззрении автора. Каждый из специалистов, опираясь на определенную концеп­цию, определяет цели, задачи и предмет работы, формирует ос­новное содержание групповой работы в зависимости от его опы­та, цели и конкретных задач.

Следующую последователь­ность работы над программой и сценарием тренинга:

■ первый шаг — осознание той идеи человеческих отно­шений, которую тренер желает осуществить в своей работе;

■ второй шаг — выбор общей логики тренингового про­цесса. В частности, предлагаемая ею логика исходит из еле­дующего представления о фазах коммуникации: установле­ние контакта, содержательный обмен (информацией, чув­ствами, смыслами), завершение контакта; ■ третий шаг — подбор тем для отработки.

Говоря о содержании сценария, следующие темы.

1. Установление контакта с партнером на вербальном и невер­бальном уровне, выход из контакта.

2.Взаимоподдержка и обратная связь.

3. Выражение и понимание чувств в процессе общения.

4.Межличностные позиции в общении.

5. Нормативное и ценностное развитие группы (групповая 121d34hb динамика).

6. Активное слушание и «Я-сообщение».

7. Совместное принятие решений, переговоры и конфликты.

8. Убеждающее поведение, навыки аргументирования своей позиции (Битянова М. Р., 2000).

При подборе конкретного со­держания тренинговой программы, как правило, используется следующая стратегия: 1) предлагаются упражнения, направленные на снятие напря­жения участников, преодоление их закрытости и недоверия к партнерам;

2) используются техники, направленные на расширение пер­цептивного опыта участников, развитие эмпатии, стимули­рование идентификации с партнерами по взаимодействию;

3) создаются ситуации, в которых проявляется неуспешность в попытках использовать привычные для участников мани-пулятивные и авторитарные стратегии поведения;

4) на созданной предыдущей стадией психологической осно­ве, на уже сформированной психологической готовности участников, происходит освоение новой для них партнер­ской стратегии межличностного взаимодействия.

5) в заключительной части тренинга используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на стимули­рование осознавания себя как профессионала и человека, своего места в мире, на переосмысление системы ценно­стей.

При выборе комплекса конкретных упражнений (игр, техник) можно опираться на сле­дующие критерии:

■ соответствие упражнений основной цели занятия;

■ необходимая смена ритма жизнедеятельности участников, чередование разговоров и действий;

■ чередование совместной групповой, парной и индивидуаль­ной деятельности участников;

■ возможность каждого принять участие во всех упражнени­ях и обсуждении их результатов.

Всегда важно четко пред­ставлять, как начинать встречу и чем ее заканчивать: план про­ведения занятий должен быть законченным, но не окончатель-

Именно гибкость веду­щего позволяет участникам почувствовать, что все, что делается, делается именно для них, а не является стандартной процеду­рой, под которую все должны подстраиваться.

Програм­ма является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, а иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. В то же время обращается внимание на тот факт, что наличие програм­мы является обязательным условием эффективной работы, по­скольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.

 

51.ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ

Конец работы психотерапевтической группы – это значительно большее, чем завершение курса психотерапии. Это составная часть психотерапевтического процесса. "завершение является одним из важнейших аспектов группового процесса. Если оно организовано недостаточно хорошо, участники могут не только закончить группу без эффективных изменений, но и не станут больше прибегать к психотерапевтической помощи, даже если бы и нуждались в ней. Сам процесс завершения может побудить участников к новым способам поведения".

Важнейшие задачи заключительного этапа групповой психотерапии таковы:

-Обсуждение чувств, вызванных расставанием;

-Оценка результатов работы группы;

-Консолидация достигнутых результатов;

-Подготовка к жизни без группы;

-Обмен участников оценками группового опыта.

Чувства, вызванные окончанием работы группы и расставанием, могут быть довольно интенсивными.

На завершающем этапе работы группы важно обозначить и обсудить чувства, вызванные расставанием, поскольку участники нередко избегают делать это.

Терапевт может сказать и о своих чувствах, так как для него окончание работы группы тоже означает расставание с одним из "творений", в которое он вложил много души и энергии. По словам I.D.Yalom

Заканчивая работу группы, важно оценить достигнутые результаты, т.е. назвать и конкретизировать их, а также обсудить, как участники группы намереваются воплотить в жизнь приобретенный в группе опыт. Хотя участников постоянно учили избегать общих утверждений, однако в заключительной стадии конкретность особенно важна.

Следует заново пересмотреть всю работу группы, сказать о самых важных и значительных вещах группового опыта. Если имеются записи групповых встреч (видео- или звукозаписи или записи наблюдателя), их можно использовать, чтобы участники могли ощутить не только пройденный путь, но и более наглядно увидеть, что изменилось в них за время работы группы. Возврат к важнейшим конфликтам в группе, повышает возможность интеграции накопленного в группе опыта и его использования в повседневной жизни.

В конце работы группы следует еще раз обсудить, как участники будут применять достигнутые результаты в ситуациях повседневной жизни.

Эта заключительная беседа должна быть конкретной, в ней не должно быть оценок, особенно отрицательных. Здесь намного важнее обобщение и оценка приобретенного опыта. Это как бы обмен последними "подарками" в группе.

Как отмечает большинство практиков групповой психотерапии, после завершения работы группы полезно организовать еще одну встречу спустя 2-3 месяца.На ней можно оценить достигнутые в группе результаты уже в контексте реальной жизни.

Некоторое время спустя после окончания работы группы возможны и индивидуальные контрольные встречи терапевта (на 30-40 мин.) с каждым участником. Их цель такая же, как и у контрольной встречи группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...