Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б. Обобщенное описание рабочего дня социального педагога, работающего в школе


Для социального педагога установлена 36-часовая рабочая неделя. В большинстве случаев график следующий:

- 2 выходных;

- 4 дня по 8 часов;

- 1 день 4 рабочих часа.

Рабочий день СП начинается в 8 часов и делится на две части (один день в неделю – 4 рабочих часа выполняется только первая часть):

1. Исполнение своих обязанностей на рабочем месте (в пределах школы).

Эта часть длится примерно с 8.00 до 13.00. Осуществляется принцип доступности для детей, т.е. пока у детей идут учебные занятия, пока они находятся в школе, то и СП должен быть на своем рабочем месте, чтобы ученики всегда имели возможность к нему обратиться.

В это время решаются различные текущие вопросы:

· консультации родителей, учеников, местных жителей, классных руководителей;

- разрешение конфликтов (между двумя детьми, между учеником и его классом и т.п.);

- выяснение и преодоление причин снижения успеваемости и плохой посещаемости учебных занятий;

Зачастую СП не просто сидит в своём кабинете, а активно ищет необходимую информацию (в коридоре школы, наблюдая за поведением учеников, в учительской, запрашивая сведения из личных дел и т.п.).

- психологическая поддержка ребёнка, попавшего в трудную ситуацию;

- исправление поведения некоторых учащихся (вызывающего, хулиганского, асоциального).

· составление документов, планов;

- составление рабочего плана на день, месяц, учебный год;

- сбор и оформление необходимой документации (например, для получения учащимися проездных билетов или составление акта о психолого-педагогической атмосфере в семье).

- материалы по диагностическим обследованиям социально-психологических особенностей детей и условий их жизни.

Обеденный перерыв длится 15-30 минут, точное время ухода на обед не фиксировано.

2. Исполнение своих обязанностей за пределами школы (обход семей, различных государственных учреждений, связанных с социальной защитой детей).

Приблизительно с 13.30 до окончания рабочего дня происходит и сотрудничество с различными организациями, которые занимаются защитой прав ребёнка:

· посещение семей:

- ребёнок находится на внутришкольном учете

- посещение семьи по жалобе классного руководителя

- неблагополучные семьи

- семьи опекаемых – 2 раза в учебный год должно производится контрольное обследование и т.д.

· сотрудничество с организациями:

- отдел защиты прав и детства при УНО г. Бор.

- Детская комната милиции г. Бор.

- УВД г. Бор.

- Управление по труду и социальной защите населения (работа с детьми-инвалидами, заявки на проездные для многодетных и т.п.).

- Муниципальный центр социальной помощи семье и детям (собираются сведения о многодетных и неблагополучных семьях, оказывается материальная помощь и помощь по организации досуга, сотрудничество с психологом, психотерапевтом) и т.д.

Согласно профессиограмме перед СП стоит широкий круг задач, но, как мы видим, в реальной деятельности СП можно выделить три основных направления:

· оказание психологической поддержки;

Например, ученика обидели в коридоре, и он приходит со своей проблемой к СП.

· оказание материальной поддержки;

- постановка на бесплатное питание;

Постановка на питание: заявление от родителей (инициатива может исходить либо от родителей, либо от классного руководителя), акт обследование материально-бытовых условий семьи (посещение семьи производится классным руководителем, социальным педагогом, членом родительского комитета класса), справка о з\п родителей, обсуждение на педсовет. Список учеников, которым предоставляется бесплатное питание, изменяется каждый месяц.

- предоставление проездных билетов;

Существует несколько видов проездных билетов (для учеников, для учеников из многодетных семей, для опекаемых), для каждого вида проездных необходимо собрать определённую документацию (заявление, удостоверение многодетной матери, выяснение места жительства ученика, кружков, секций, которые он посещает).

- оказание материальной помощи детям;

Необходимо собрать те же документы, что и при постановке на бесплатное питание, а так же заявление от родительского совета класса. Решение об оказании материальной помощи принимает директор школы. Выплата единовременная. В квартал каждой школе выделяется 2400 -2800 р. – эта сумма распределяется между всеми претендентами.

· Оказание правовой поддержки.

Ученикам, классным руководителям, родителям разъясняются социальные права ребёнка, возможности их осуществления.

Составление списка ПВК. Первичная апробация

А. составление списка ПВК

В основе составления списка ПВК лежат определённые теоретические представления, а именно то, что все ПВК можно поделить на:

1. Объективные характеристики труда социального педагога (профессиональные знания и умения).

2. Субъективные характеристики труда социального педагога (индивидуальные и личностные особенности, установки и ценностные ориентации).

На основе обобщения информации, касающейся профессиональной деятельности СП (см. предыдущий пункт) был составлен список ПВК для данной должности:

 

Табл. 2. Первичный список ПВК.

Объективные характеристики

Профессиональные знания

Теоретические знания
1.Базовые знания в педагогике, психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), социологии, физиологии.
2.Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.
3.Знание теории и истории социальной педагогики.
Методические знания
4.Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.
Прикладные знания
5.Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д.

Профессиональные умения

Коммуникативные
6.Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами.
7.Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.
Прикладные
8. Владение методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
9. Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки.
Организаторские
10.Умение организовывать подопечных для выполнения конкретных задач.
11.Умение рационально распределять свое рабочее время.
Аналитические
12.Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.
13.Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.
14.Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.
Педагогические
15.Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта.
16.Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно.

Субъективные характеристики

Ценностные ориентации и мотивы, эмоционально-волевые и психоаналитические характеристики, требования к сенсорным системам и т.д.

17.Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).
18.Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными).
19. Морально-нравственная устойчивость.
20.Справедливость и принципиальность.
21.Адекватная самооценка.
22.Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок.
23.Способность к самоанализу, саморегуляции.
24.Наблюдательность.
25.Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.
26.Жизнерадостность.
27.Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.
28.Толерантность.
29.Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе).

 

Объективные составляющие труда СП:

I. Знания

1. Теоретические знания.

Для успешной деятельности СП необходимы, прежде всего, определённые базовые теоретические знания.

- педагогика (результат деятельности направлен на социальную и педагогическую помощь ребёнку, работа в образовательном учреждении);

- психология (необходима в любой профессии типа Человек-Человек, в данном случае эта необходимость возрастает, т.к. СП касается в своей деятельности различных социальных проблем);

- социология (СП решает проблемы учащегося, которые проистекают из каких-либо неудачных социальных отношений, поэтому здесь важно знание и понимание основ социологии);

- физиология (социальное неблагополучие зачастую может проистекать из причин физического и физиологического свойства. Например, перестройки организма в подростковом возрасте, инвалидность с детства и т.д.).

К базовым знаниям должны прилагаться и более частные познания, определяющие специфику данной профессии:

- Знание теории и истории социальной педагогики.

- Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.

В трудовой деятельности СП часто приходится не только оказывать педагогическую и психологическую поддержку, но и бороться за права ребёнка правовыми методами (вплоть до выступлений в суде). СП важно знать все нюансы законодательства в данной области, чтобы оказать ребёнку своевременную и эффективную правовую поддержу.

2. Методические знания.

3. Прикладные знания.

Чтобы успешно выполнять свои рабочие функции, недостаточно просто обладать знаниями, необходимо уметь применить их. СП важно знать и понимать различные методы, методики, технологии своей профессиональной деятельности, а так же знать, как их применить в конкретной ситуации (конкретные способы, приёмы социально-педагогической помощи).

II. Умения

- коммуникативные;

Как уже отмечалось ранее, СП – профессия, относящаяся к типу Человек-Человек. Но коммуникативные умения здесь важны вдвойне, т.к. СП имеет дело в большинстве с людьми, попавшими в трудную ситуацию и даже выпавшими из общества. Поэтому так важно уметь найти к каждому человеку свой подход, уметь поговорить с ним на одном языке. К тому же часто необходимо поставить учащегося «на путь истинный», т.е. помочь ему с жизненным самоопределение, поэтому важно не просто уметь говорить, но и уметь убеждать в своих словах и побуждать к действию.

- прикладные;

Прикладных умений в любой профессиональной деятельности очень много. На мой взгляд, одним из ключевых является умение планировать свою деятельность, иначе она может не приводить к желаемым результатам. А в данном случае профессионал не имеет права на ошибку, т.к. его деятельность затрагивает судьбы людей.

- организаторские;

Умение распределять своё рабочее время – умение необходимое в любой профессиональной деятельности. Я посчитала нужным указать это умение здесь, потому что деятельность СП проходит как в школе, так и за её пределами (в социальных организациях, в домах подопечных), и поэтому важно правильно сконструировать свой рабочий график.

Умение организовать подопечных – СП важно не просто убеждать, но и так суметь организовать деятельность других, чтобы достичь необходимого результата.

- аналитические;

Умение анализировать конкретные жизненные ситуации – каждый раз СП сталкивается с конкретными жизненными обстоятельствами. Бывает очень трудно за ситуацией со всеми её мелкими деталями разобраться в сути.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...