Полученный после первичной апробации список ПВК был предоставлен экспертам. Им было предложено проранжировать имеющиеся в списке ПВК по степени их значимости в профессиональной деятельности СП (см. Приложение 6).
Табл.4 Экспертная оценка основных составляющих (блоков) профессиональной деятельности социального педагога.
Блок ПВК
Эксперт 1
Эксперт 2
Эксперт 3
Эксперт 4
Эксперт 5
Итоговая сумма
Итоговый ранг
Наличие базовых профессиональных знаний
1
2
3
3
3
12
3
Освоенные конкретные профессиональные умения
2
1
2
2
1
8
1
Личностные и индивидуальные особенности самого социального педагога
Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.
7
Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.
8
Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно.
II
Личностные и индивидуальные особенности
1
Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).
2
Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности
3
Морально-нравственная устойчивость.
4
Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными).
5
Социальная адаптированность
6
Толерантность.
7
Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.
8
Адекватная самооценка.
9,5
Справедливость и принципиальность.
9,5
Жизнерадостность.
11
Способность к самоанализу, саморегуляции.
12
Наблюдательность.
13
Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок.
14,5
Готовность к постоянному профессиональному развитию
14,5
Эмпатия
16
Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе).
17
Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.
III
Базовые знания
1
Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.
2
Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.
3
Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д.
4
Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.
Список литературы
1. Методика работы социального педагога. Сборник статей. М: «Школьная пресса», 2004. – 94 с.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
3. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.
4. Социальный педагог: введение в должность./ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. – СПб.: КАРО, 2002. – 272 с.