Требования к уровню подготовки учащихся
Прогнозируемые результаты уровня подготовки учащихся: - формирование устойчивого интереса к деятельности в области музыкального искусства; - приобретение собственного опыта музыкальной деятельности; - развитие коммуникативных способностей; - развитие способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию; - развитие музыкальной памяти, слуха и певческого голоса; - формирование навыков правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования; - умение петь свободным, естественным звуком; - умение исполнять хоровые произведения разных форм и жанров; - умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности. У учащегося должны быть воспитаны следующие качества: - умение воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства, выражая свое отношение в различных видах музыкально-творческой деятельности; - способность ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - способность воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, действиях и др.). Учащиеся получат представления о: - графических изображениях нотных знаков, элементах нотного письма; - музыкальной форме: куплетной, одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо и других; - жанрах народных песен: хороводных, величальных, колыбельных, игровых, колядках, щедровках, закличках и др.;
- народных календарных праздниках; - основах музыкальной культуры народов мира, песенном фольклоре, музыкальных инструментах, народных костюмах, традициях, обычаях и обрядах. КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ I. Общие положения Творческое развитие личности младшего школьника происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых все большее признание на уроках в общеобразовательной школе получает инструментальное музицирование. Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли. Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества. Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом: - особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка; - создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами; - пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности; - приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности; - воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное; - нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкально-театральных представлениях.
Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания. Формирование отношения учащегося к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом. Инструменты «открываются» учащемуся постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Школьник совершает «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка. В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства учащихся. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.
Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности учащихся и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре. Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности. Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности. Задачи учебного предмета: 1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию. 2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности. 3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме. 4. Развитие музыкальных способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности. 4. Обучение игре на Орф-инструментах, блокфлейте, инструментах малого ударного состава. 5. Формирование исполнительской свободы. 6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы. 7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления художественно-творческой деятельности. Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие группы методов. Методы организации учебно-познавательной деятельности, ориентированные на достижение музыкально-творческих задач обучения: - получения новых знаний; -выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности; - закрепления изученного материала; - организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- эмоционального стимулирования; - развития познавательного интереса; - формирования ответственности и обязательности; - развития творческих способностей и личных качеств учащихся. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся: - повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; - устный опрос; - выставление поурочного балла (2-4 классы) - проверка домашних работ учащихся; - тестирование. Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона); игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение. Срок освоения учебного предмета – 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия: в первом классе – 35 минут, во втором – четвертом – 45 минут. Форма проведения занятий групповая (до 25 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек). II. Содержание учебного предмета Тематический план Класс
Класс
Класс
Класс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|