Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки учащихся




Прогнозируемые результаты уровня подготовки учащихся:

- формирование устойчивого интереса к деятельности в области музыкального искусства;

- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию;

- развитие музыкальной памяти, слуха и певческого голоса;

- формирование навыков правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования;

- умение петь свободным, естественным звуком;

- умение исполнять хоровые произведения разных форм и жанров;

- умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

У учащегося должны быть воспитаны следующие качества:

- умение воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства, выражая свое отношение в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- способность ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- способность воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, действиях и др.).

Учащиеся получат представления о:

- графических изображениях нотных знаков, элементах нотного письма;

- музыкальной форме: куплетной, одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо и других;

- жанрах народных песен: хороводных, величальных, колыбельных, игровых, колядках, щедровках, закличках и др.;

- народных календарных праздниках;

- основах музыкальной культуры народов мира, песенном фольклоре, музыкальных инструментах, народных костюмах, традициях, обычаях и обрядах.


КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

I. Общие положения

Творческое развитие личности младшего школьника происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых все большее признание на уроках в общеобразовательной школе получает инструментальное музицирование.

Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли. Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.

Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом:

- особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;

- создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;

- пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;

- приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;

- воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;

- нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкально-театральных представлениях.

Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.

Формирование отношения учащегося к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.

Инструменты «открываются» учащемуся постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Школьник совершает «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.

В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства учащихся. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.

Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности учащихся и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

Задачи учебного предмета:

1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию.

2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме.

4. Развитие музыкальных способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

4. Обучение игре на Орф-инструментах, блокфлейте, инструментах малого ударного состава.

5. Формирование исполнительской свободы.

6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы.

7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления художественно-творческой деятельности.

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие группы методов.

Методы организации учебно-познавательной деятельности, ориентированные на достижение музыкально-творческих задач обучения:

- получения новых знаний;

-выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;

- закрепления изученного материала;

- организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- эмоционального стимулирования;

- развития познавательного интереса;

- формирования ответственности и обязательности;

- развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся:

- повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

- устный опрос;

- выставление поурочного балла (2-4 классы)

- проверка домашних работ учащихся;

- тестирование.

Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона); игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.

Срок освоения учебного предмета – 4 года.

Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия: в первом классе – 35 минут, во втором – четвертом – 45 минут.

Форма проведения занятий групповая (до 25 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).


II. Содержание учебного предмета

Тематический план

Класс

№ темы Название темы Четверть
1. Классификация звуков. Звучащие жесты. Пластическое интонирование и движение под музыку. Пальчиковые игры  
2. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота  
3. Инструменты малого ударного состава  
4. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов  
5. Метроритм. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука. Понятие музыкальных длительностей. Короткие и длинные звуки. Сильные и слабые доли. Такт. Ритмодекламация. Выразительные свойства ритма  
6. Блок-флейта – знакомство с инструментом. Комплексные упражнения на формирование дыхания. «Атака» звука. Аппликатура. Приемы игры на инструменте. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)  
7. Музыкально-театрализованные представления. Концерты  

Класс

№ темы Название темы Четверть
1. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Имитационные пластические упражнения. Пальчиковый театр  
2. Метроритм. Простые размеры. Ритмоформулы. Ритмические партитуры  
3. Блокфлейта: совершенствование мастерства, усложнение репертуара. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)  
4. Импровизация на различных инструментах (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой инструментарий региона)  
5. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для первой ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов. (Вариативная часть – региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)  
6. Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов  
7. Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования. Открытые уроки  
8. Музыкально-театрализованные представления. Концерты  

Класс

№ темы Название темы Четверть
1. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость  
2. Метроритм. Понятия: такт, метр, размер. Пластическое и графическое моделирование метроритма  
3. Работа с новыми ритмическими моделями. Ритмический канон  
4. Блокфлейта: совершенствование мастерства, работа над аппликатурой. Усложнение репертуара. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)  
5. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): совершенствование игры в ансамбле. Исполнение оркестровых партитур для малого и большого составов. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов. (Вариативная часть – региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)  
6. Исполнение элементарных канонов. Сочинение речевых пьес с шумовым аккомпанементом в простых размерах  
7. Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования  
8. Музыкально-театрализованные представления. Открытые уроки. Концерты  

Класс

№ темы Название темы Четверть
1. Орф-оркестр (инструментальный ансамбль)  
2. Импровизация  
3. Исполнительское мастерство. Работа с репертуаром  
4. Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования  
5. Музыкально-театрализованные представления. Открытые уроки. Концерты  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...