Образовательный творческий русский язык
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение . Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников Понятие творчества Развитие творческих способностей младших школьников . Методические основы развития творческих способностей на уроках русского языка Анализ программы учебников с точки зрения исследуемой проблемы Обзор методической литературы Опытная экспериментальная работа Заключение Список использованной литературы Образовательный творческий русский язык Введение
Актуальность темы. Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка. Но, несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации этого процесса, так как современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.
Проблема исследования - возможности развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе. Цель исследования - определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника на уроке русского языка в начальной школе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей ученика; обеспечить (осуществить и проанализировать) диагностику развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку; разработать методические рекомендации для развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе. Объект исследования - процесс обучения русскому языку младших школьников. Предмет исследования -развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках русского языка будет более эффективным, если: ) созданы условия, способствующие развитию творческих способностей в учебной и во внеурочной деятельности ученика; ) развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы, изданий периодической печати, изучение накопленного в истории педагогического опыта, а так же диагностические методы.
Психолого-педагогические основы развития творческих Способностей младших школьников Понятие творчества
Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового [Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2009. - С. 28.]. Главный критерий, отличающий творчество от производства - уникальность его результата, так как в процессе творчества автор определенные аспекты своей личности. Это и придает продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Психологи сходятся во мнении, что возраст детей начальной школы - наиболее подходящий для развития коммуникативных и творческих навыков. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка: складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в новую систему коллективов (общешкольный, классный). Это объясняют тем, что именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется «креативность». Но часто система обучения в 1 - 3 классах основывается в основном на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление какого-либо навыка (например, чистописания). Следовательно, учитель предлагает готовую модель действия, а дети «по трафарету» выполняют упражнения. Реализация учебного процесса в таком стиле приводит к тому, что вырабатывается «штамп решения» задания, в результате чего поисковая деятельность свертывается, а ребенок постепенно теряет интерес не только к учению, но и к творческому процессу. Единство развития и обучения является основополагающим принципом современного школьного образования, а изучение русского языка - процессом и результатом познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа как носителя языка.
Психолого-педагогическая наука отмечает, что в условиях стремительно нарастающей информации XXI в. особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления: в любой деятельности значимо не только усвоение учеником определенного количества знаний, но и умение применить их при решении различных вопросов или задач. Сегодня многие психологи утверждают, что определение творчества как «… системы действий, приводящих к созданию нового продукта», нельзя признать удовлетворительным. Так, многие психофизиологи С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг рассматривают творчество как разновидность поисковой активности - такого вида активности, который ориентирован на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней. Я. А. Пономарев в своей концепции говорит о том, что суть креативности сводится к интеллектуальной активности и синзитивности к побочным продуктам своей деятельности [Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. - М.: ИПП, 2010. - С.77]. Таким образом, единое определение творчества отсутствует, но большое количество работ, посвященных возрастной, общей психологии, а так же психологии творчества, содержит множество фактов, помогающих изучить суть исследуемого явления. образовательный творческий русский язык
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|