Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор методической литературы




 

Ответственность учителя начальных классов исключительна, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, «что ученик должен знать?», но и формирование универсальных учебных действий, творческих способностей, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Академия, 2009. - С.114.].

Требования к современной учебно-методической литературе по русскому языку для начальной школы основываются на специфике учебного предмета и распространяются на все виды учебно-методических материалов - на печатные издания, цифровые образовательные средства, библиотеки цифровых образовательных ресурсов, специализированные Интернет-сайты для профильного обучения.

Методическая литература, которая может быть использована в учебном процессе на уроках русского языка, содержит в себе рекомендации и упражнения, способствующие и развитию у учащихся творческих способностей. Для анализа были использованы методические пособия, составленные к учебному комплексу по русскому языку для 1 - 3 классов школы.

Теоретической основой обучения пониманию текста, заложенной в учебную книгу, является модель «идеального читателя» (Г.Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая), то есть система приемов понимания текста, к формированию которой следует стремиться в обучении.

Обучение младших школьников приемам понимания текста охватывает период с 1го по 4й класс. Его цель - помочь учителю, воспитателю, родителям в обучении ребенка приемам пони мания, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, который будет задавать конкретный текст.

Приемы понимания текста распределены в четыре группы (диалог с текстом, выделение концепта, включение воображения, внимание к слову). Обучение соответственно разбито на четыре этапа, каждый из которых имеет главную цель - формирование определенной группы приемов работы с текстом. Другие приемы так же присутствуют в обучении, но либо в качестве подготовительных упражнений для дальнейшей работы, либо в качестве повторения изученного на более высоком уровне трудности.

Рассмотрим, как организовано обучение пониманию. Логические основания обучения состоят в том, что о каждом приеме работы с текстом доступно и интересно рассказывается детям, пока заново его использование на конкретном примере, средствами учеб ной книги, организуется тренировка в применении данного приёма. Ученику предоставляется возможность сделать проверку своей работы над пониманием благодаря созданию условий для самоконтроля. Наконец, предполагается включение механизма переноса: при чтении любого текста, будь то параграф учебника истории или математическая задача, внимание ребенка обращается на необходимость применения приемов работы с книгой.

В соответствии с логикой обучения выстроено учебное пособие «Путешествие в Страну Книги». Учебный материал разделен на небольшие части, которые названы карточками. Карточки делятся на карточки-подсказки, тренировочные карточки и проверочные карточки.

Как любое учебное пособие, «Путешествие в Страну Книги» содержит страницы, где объясняется новый материал. Называются такие страницы карточки-подсказки. В этих карточках дается новая информация о тексте или приеме его понимания, приводится текстовый пример, на котором показано, как применить новые знания. У карточки-подсказки нет проверочной карточки, так как в ней все задания разобраны.

Большинство карточек в пособии тренировочные. Узнать тренировочную карточку просто. Она имеет два варианта - а и б (за исключением четвертой книги, где тренировочные карточки не делятся по вариантам). Цель тренировочной карточки - научить ребенка применять в процессе чтения тот или иной прием пони мания текста.

Варианты а и б, как правило, содержат однотипные задания, но на разных текстах. Их можно читать один за другим, чтобы прочнее закрепить полученные знания. Можно организовать работу по вариантам и после ее окончания обменяться мнениями, задать друг другу вопросы. После выполнения заданий на тренировочной карточке желательно прочитать разобранный, понятый текст еще раз.

Чтобы маленький читатель мог понимать, правильно ли вы полнено задание, ему следует обратиться к проверочным карточкам, расположенным в конце учебного пособия имеющим номера им соответствующие тренировочная карточка.

Особую роль в обучении играют так называемые вне текстовые элементы. Одним из них является цвет. Страницы внутри каждой книги и сами книги различаются по цвету. Цвет кар точки подсказывает, на какой прием понимания текста направлена работа с ней. Цвет книги говорит о том, какая группа приемов понимания является главной на данном этапе обучения. В связи с этим большинство карточек в каждой книге определенного цвета. Карточки других цветов с заданиями на разные приемы понимания либо готовят ребенка к восприятию последующего материала, либо связаны с повторением изученных приемов на более сложных текстах.

Учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс) для каждого класса дополняется авторской программой по русскому языку для начальной школы и методическими комментариями к учебникам.

Особенность методического обеспечения - рекомендации авторов учебно-методического комплекса (УМК) по развитию различных навыков и умений школьников, в том числе и творческих. Так, требованием для учителя при использовании программ Р. Н. Буняева является наличие на уроке русского языка учебника, цветных карандашей (зеленого, синего и красного), а так же небольшого настольного зеркала (для определения способа произнесения звуков). Например, на уроках по изучению введения в художественную литературу, можно организовать изучение прочитанного материала в следующих вариантах:

обсуждение прочитанного;

воспроизведение прочитанного (творческий процесс) через розыгрыш текста в лицах, схематичное изображение прочитанных сцен, свободный пересказ с использованием рисунков, использование рабочей тетради и работа в ней с изображением (см. Приложение 1).

1) Канакина В. П., В. Г. Горецкий - «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).

Дидактические материалы В. П. Канакиной являются важными компонентами учебных курсов по русскому языку, помогают проверить, закрепить и усовершенствовать знания, умения и навыки детей по грамматике, правописанию и развитию речи. Благодаря этим материалам ребенок интересуется русским языком, развивают свои творческие способности, а так же учатся говорить и писать правильно. Прекрасное оформление, разнообразность творческих заданий, разгадка проблемных ситуаций, работа с таблицами, пословицами и схемами заставляют учащихся творчески мыслить, любить русский язык, доставляет удовольствие от полученных результатов [Канакина В. П. Русский язык: программа и планирование учебного курса (1 - 4 классы). - М.: Просвещение, 2010. - С.16]. Дидактический материал позволяет учителю давать задания и для самостоятельной работы. Творческие задания в дидактическом материале заставляют учащихся выбирать тему для сочинения, фантазировать и анализировать описываемые ими события.

Методические рекомендации В. П. Канакиной огромное внимание уделяет развитию речи и креативности младших школьников. В каждом учебнике, начиная со 2 класса, введена «картинная» галерея известных художников. Преимущество в том, что каждый ребенок имеет возможность рассмотреть индивидуально репродукцию и выразить свое отношение к картине (благодаря грамотно подобранным вопросам, составленным в методическом пособии для учителя). Множество заданий рекомендуется в методических разработках, где нужно написать текст по рисункам, продумать содержание и устно составить текст по рисункам. Творческие способности развивает и конкурс написания письма (например, в зависимости от изучаемой темы школьникам предлагается написать письмо ветерану, Президенту, другу).

Методическое пособие В. Н. Канакиной отвечает всем современным требованиям:

средство организации жизненного пространства школьника, способ создания его первой научно-художественной картины мира;

обеспечивается выход за рамки комплекта в поле других источников информации;

и слабый, и сильный ученик имеет возможность продвигаться в получении информации [Канакина В. П. Русский язык: программа и планирование учебного курса (1 - 4 классы). - М.: Просвещение, 2010. - С.41].

) Рамзаева Т. Г. «Русский язык» (с 1-го по 4-й класс).

Методические рекомендации автора основываются на том, что одной из главнейших задач обучения родному языку является подготовка учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. В справочниках и справочных пособиях содержится систематизированный справочный материал по русскому языку и речеведению за курс начальной школы в соответствии с действующей учебной программой [Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 - 4 классов. - М.: Дрофа, 2010. - С.29.]. Справочник адресован учителям начальной школы и родителям для занятий с детьми дома.

Отличительная особенность методических пособий и поурочных планов заключается в том, что в разработках уроков содержится разнообразный материал по обучению грамоте, развитию речи, познавательных и творческих способностей и памяти младших школьников. Так, методическое пособие предназначено помочь учителям начальных классов общеобразовательных школ подготовиться к уроку и провести его более содержательно, современно, креативно и интересно. Кроме того, методическое пособие к учебнику Т. Г. Рамзаевой содержит материалы, необходимые педагогу для проведения полноценного урока (методические советы и рекомендации, справочную информацию, игровые задания на развитие языковых способностей, а также диктанты и проверочные работы).

Но, несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации этого процесса, так как современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе.

Немалое внимание вопросам развития творческих способностей детей на уроках русского языка в начальной школе уделяется и в периодических изданиях. Так, издание «Начальная школа: плюс-минус» публикует на своих страницах полезную информацию по внедрению в урок элементов, активизирующих деятельность школьников [Овчинникова И. Г. Опорные схемы по русскому языку в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 6. - С. 49.].

Учитывая постоянный технический прогресс, немаловажное значение придается и электронным периодическим изданиям. Так, в Интернете есть газета «Начальная школа» - издание, которые существует и в бумажном варианте. Это старейший ежемесячный научно-методический журнал России (создан в 1933 г.), он является уникальным и универсальным методическим пособием: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, а так же официальные документы Министерства образования и науки РФ. У журнала «Начальная школа» есть профессиональный коллектив авторов, рецензентов и экспертов (учителя, воспитатели, методисты, преподаватели колледжей и ВУЗов, родители, библиотекари, сотрудники региональных и федеральных органов управления образования, академий и институтов повышения квалификации работников образования). Электронный ресурс газеты «Начальная школа» содержит в себе ряд разделов с удобной навигацией, позволяющей учителю найти нужные материалы для подготовки к уроку русского языка в начальной школе [Электронный ресурс: http://nsc.1september.ru/index.php].

Таким образом, поскольку слово представляет собой основную единицу речи, от богатства и мобильности словаря школьника во многом зависит качество его речи и успешность общения. Наилучшим источником развития творческих способностей младшего школьника является живое общение и литература.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...