Географический фактор в истории России. Природные предпосылки русской истории.
При внимательном рассмотрении географических и природных условий формирования древнерусской цивилизации, не трудно заметить, что территория складывания и развития российской государственности изначально была включена в мир Евразии. В начале ХХ века евразийцы Г. Вернадский, Н. Трубецкой и их последователи отметили эту черту российской истории. Континент Евразия - не только географическая реалия, но и особый культурный мир, живущий по своим законам. В географическом смысле Евразия условно может быть разделена на три природные зоны, простирающиеся с Востока на Запад: зоны тундры, леса и степи. Евразийская Степь разрезала континент с Востока на Запад, распростершись от северных пределов Китая до рубежей Венгрии. Именно эти обширные пространства Евразии и были тем географическим пространством, где оседлые земледельцы- славяне взаимодействовали с многочисленными кочевниками евразийских степей. Орды угров, болгар, печенегов и половцев попеременно выплескивались Азией на обширные пространства Восточной Европы. Степи Юга Восточной Европы, таким образом, были и местом встречи народов и культур, и полем битвы за жизненное пространство. Отсутствие непреодолимых преград, которыми изобиловал Запад (горные массивы, узкие долины), продуцировало состояние постоянной угрозы, заставляло славян жить в условиях готовности к неожиданному нападению. В тоже время следует иметь в виду и другую географическую особенность расселения славян: грандиозные речные системы, рассекающие Восточную Европу. Речь идет о системах Днепра, Волги и Волхова. Реки в раннее Средневековье не только играли роль транспортных артерий, связывающих народы и страны, но и были своеобразными каналами культурных влияний: по ним импортировались «культурные продукты» из соседних миров. В эпоху Киевской Руси Днепр, будучи основной торговой магистралью, стал неким мостом, по которому осуществлялись культурные контакты с византийско-православной цивилизацией. Позднее, когда киевский стол ослабел, и усилились позиции Новгорода, роль проводника культурных контактов перешла к Волхову. Северный центр Древней Руси - Новгород переориентировал свою торговлю на Запад, города Ганзы. Закономерно, что социально и политически Новгород походил на средневековые города западной Европы. В эпоху вторжения монголо - татар культурные ориентиры Руси были направлены на Восток, бассейн Волги. Так реки России создавали объективные природные предпосылки для цивилизационных выборов: то Восток Европы, то Запад Азии.
Таким образом, объективные природные условия предопределили «маятниковый характер» российской цивилизации. Русь неоднократно меняла свои культурные ориентиры. В Х-ХII вв. выбор был сделан в пользу Византии; с XIII до XVIIв. Россия была включена в евразийский мир; с конца XVIIв. Российская цивилизация начинает европеизироваться. Этот процесс идет и по сей день, испытывая при этом большие трудности. Важно другое: при каждом новом историческом повороте, при обновлении цивилизационных векторов Россия, тем не менее, сохраняла свою культурную неповторимость и оригинальность. Следует иметь в виду и ряд других важных обстоятельств. Киевская Русь как социум формировалась вдали от древнейших культурных очагов, как - бы на периферии мира. Это обстоятельство воспрепятствовало плодотворному заимствованию творческого наследия высоких культур Греции и Рима. Если для средневековой цивилизации запада был свойственен синтез наследия античности и германского мира, то Русь изначально развивалась иначе: здесь зарождение классового общества происходило на девственной почве, славяне не знали наследия предшествующих культур. Этот путь формирования общества может быть обозначен как бессинтезный. Первым классовым обществом на Руси было феодальное. Мы с полным правом можем назвать древнерусское общество исторически молодой цивилизацией. [1] Быть может, этим обстоятельством объяснима и неразвитость института частной собственности, слабая сословная и классовая дифференцированность, замедленные темпы феодализации социума.
Обширные пространства Восточно-европейской равнины, отсутствие естественных преград и разделителей предопределило еще очень важную черту отечественной истории - потребность славян к перемещению с места на место, к колонизации, к освоению обширного мира. В.О.Ключевский именно в колонизации усматривал основополагающую черту России: «История России - есть история страны, которая колонизируется». До XVI века колонизация направлялась, по преимуществу, в западные области лесной зоны, что вызывалось давлением степных народов (сначала печенеги, половцы, а с XIII века татары). Лишь после разгрома Золотой Орды и ее наследников колонизации стали доступны районы степи. Помимо чисто географических факторов на формирование восточнославянского мира существенное воздействие оказали природно-климатические особенности: относительно бедные почвы и неблагоприятный режим выпадения осадков. Хорошо известно, что урожайность на землях Восточноевропейской равнины была невелика. В среднем она достигала САМ-3, что означает трехкратное воспроизводство одного посеянного зерна. Для сравнения урожайность в Англии и Франции, расположенных на широте современной Украины, достигала САМ-10. Период, пригодный для сева и жатвы урожая в районе Новгорода составляет 4 месяца (в степи-5месяцев). В Западной Европе благоприятны для сельскохозяйственных работ 8-9 месяцев, что на 50-100% больше, чем на Руси. Высокая продуктивность сельского хозяйства позволяла получать излишек сельскохозяйственной продукции, который можно было реализовать на рынке. Развитие торговых отношений на Западе стимулировало рост городов. Западная цивилизация, по праву, может быть названа городской. В России же при рискованном характере земледелия получить излишек сельскохозяйственной продукции не представлялось возможным: получаемый урожай направлялся на обеспечение воспроизводства в прежнем объеме. Экономической базы для возникновения городов не было. Расцвет городов в Киевской Руси был кратковременным и был связан с транзитной торговлей по Днепру. Как только путь «из варяг в греки» пришел в запустение из-за разгрома Константинополя крестоносцами и перемещением торговых путей, древнерусские города пришли в упадок. Кратковременным был расцвет и северных городов - Новгорода и Пскова, ориентированных на балтийскую торговлю с городами Ганзейского Союза. Ликвидация независимости Новгорода в XV веке и подчинение его Москве поставили точку на северных городах России.
Колоссальный удар по русскому городу нанесло монголо-татарское вторжение: было разрушено ремесло, пришла в упадок торговля. Но самым важным негативным последствием удара по городам было истребление экономической основы для формирования городского сословия, которое на Западе играло роль силы, препятствующей развитию крепостнических порядков. Русский город остался по своей сути феодальным: в нем не происходило зарождения предбуржуазных элементов. Другим важным следствием природных условий России было слабое развитие частной собственности на землю, что объяснимо устойчивым существованием большесемейной общины. В условиях господства малопродуктивных почв малая семья не могла стать хозяйственной основой общества: своими силами она была не в состоянии произвести излишек продукции. Обработка почв, расчистка под нее новых территорий (за счет вырубки леса - т.н. подсечно-огневая система земледелия) требовала, прежде всего, коллективных усилий, солидарного труда всей общины. Вероятно, эта особенность хозяйственной жизни славян объясняет наличие у них общественной ментальности, присущего им с рождения чувства коллективизма и взаимопомощи. Природа и ментальность.
Природа России повлияла не только на социальную структуру общества, но и воздействовала на ментальные его основания, определила характер русского народа. Николай Бердяев справедливо отметил типичные константы русской души: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души... На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям.… Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли. Ему нелегко давалось оформление, дар формы у русских людей не велик». Широта славянской души предопределила вселенский характер русской культуры - ее способность понять другие народы, сродниться с ними. Ф.М. Достоевский справедливо отмечал, что если немец, англичанин и француз везде остаются сами собой, то русский в Германии - немец, в Англии - англичанин, во Франции - француз. Не в этом ли коренится наша тяга наша тяга к иным культурам при одновременном забвении самих себя? Не отсюда ли вытекает наша податливость ко всему чужому, даже весьма сомнительного свойства, при забвении самих себя, игнорировании своих духовных оснований. Горькая правда - в нашей культуре есть нечто, что рождает «иванов непомнящих». Несомненной чертой духовного опыта России следует признать «неукорененность» бытия русского человека. Еще Василий Ключевский заметил, что крестьянские поселения своей примитивностью и отсутствием простейших житейских удобств производят впечатление временных стоянок кочевников, собирающихся бросить свои кочевья, чтобы передвинуться на новые. Кажется, что русский человек временно остановился, чтобы покинуть свое наскоро слаженное жилье и отправиться дальше в путь. Быть может, эта черта социального быта и рождает культурную установку - Россия –это великий путешественник в истории, реализующий свою таинственную мессианскую роль, глубокую духовную задачу. Не случайно, в ее опыте было и почтительное следование традиции (царская России), и коммунистический эксперимент, и воплощение либерального проекта. Полукочевнический быт восточных славян, атмосфера постоянного ожидания разорительных набегов воинственных соседей сказались на всем их социальном и духовном строе. В условиях слабой хозяйственной дифференцированности общества, замедленного характера формирования социальных групп особую роль в освоении пространства страны играло государство. Оно выполняло задачу, как по колонизации новых территорий, так и по их эксплуатации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|