Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурные особенности российской цивилизации. Государство и его роль в истории России.

Государство занимает особое место в истории России. Оно определено рядом факторов цивилизационного порядка: геополитических и природно-климатических.

Евразийская сущность России проявлялась в постоянном соперничестве восточных славян с тюркскими народами. Необходимость отражать натиск кочевых народов превращала государство в подобие военного лагеря. Вся социальная организация древнерусского (особенно в Московский период) подчинялась задачам проведения активной внешней политики. Ее инструментом могла быть только армия. Для этих целей требовалась постоянная мобилизационная готовность всего общества, способность институтов государства защищать самого себя и обеспечивать необходимыми ресурсами вооруженные силы.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что войны, как правило, приходилось вести с народами, ведущими кочевой образ жизни. Культура кочевников не имела ничего общего с цивилизациями городскими, каковыми были, скажем, общества Запада. Войны с кочевниками были наиболее кровопролитными; на востоке войны велись на уничтожение, ибо для кочевников - скотоводов города не представляли особой ценности. Положением Руси - России как буфера между кочевниками Евразии и городской культурой Западного мира и обусловливалась необходимость социально - политической мобилизации. Вероятно, внешнеполитическая опасность стимулировала чрезмерное возрастание роли государства как политического института (складывание государственного феодализма) уже в эпоху Киевской Руси, а позднее и оформление крепостного права и самодержавия в период Московского царства.

Впечатляют различия Древней Руси от средневековой цивилизации Запада, их несовместимая историческая судьба. После разгрома арабов франками в битве при Туре (VIII век) западный мир получил исключительно мирные и благоприятные условия для своего развития в течение 1 тыс. лет. Рост ремесел, прогресс науки, расцвет городской культуры, непрерывный экономический рост- все это формировало совершено иной мир, разнящийся как от Востока, так и России. Даже средневековые войны, сотрясавшие Запад, были войнами внутрицивилизационными, не меняли ни социальной структуры, ни базовых культурных кодов. Только в странах запада уже в недрах феодальной системы, неуклонно ее разрушая, формировалось гражданское общество, а государственная власть по мере общественного прогресса, ограничивалась общественными рамками.

В Древней и Средневековой Руси все было иначе. Усиление роли государства диктовалось и необходимостью вовлекать в хозяйственный оборот новые земли, осваиваемые славянскими колонистами. Дабы удержать обширные пространства под своим контролем требовалась сильная властная вертикаль, способная централизованно перераспределять производимый прибавочный продукт.

Национально - конфессиональный состав евразийского мира также играл не последнюю роль в оформлении государственных скреп. В социокультурном плане территория России неоднородна и включает в себя многочисленные субкультуры. Это и тюркско-исламская компонента Поволжья и Сибири, это и несхожие между собой многочисленные народы Кавказа, это и регионы запада Восточной Европы, тяготеющие к Европейскому Западу. В условиях существования разнонаправленных ценностных ориентаций, характерных для многочисленных субкультур, единственным носителем универсальной и интегрирующей идеологии могло быть только государство. В России государство всегда было призвано выполнить некую духовную задачу объединения всех разнородных элементов Евразии. Именно поэтому в России государство оформилось в качестве универсальной идеократической империи.

На каждом исторически - преходящем отрезке времени государство предлагало свою программу развития общества, свою мессианскую русскую идею. Для эпохи Московского Царства таковой была концепция «Москва - Третий Рим», согласно которой русское государство было единственным наследником византийского православия, последним заступником истинных православных людей.

В период Империи официальной доктриной самодержавия стала концепция Уварова «Самодержавие. Православие. Народность», призванная сохранить в незыблемости авторитарно - бюрократическую систему царизма.

В советский период отечественной истории на вооружение государства диктатуры пролетариата была взята идеологема о государстве как защитнике всех угнетенных в мире. Марксизм идеологически обосновывал право советского государства оказывать помощь всем, кто активно боролся против социального угнетения и оспаривал ценности западного мира.

Справедливости ради следует отметить, что в современной постсоветской России государство утратило свою идеологическую функцию. В условиях катастрофического ослабления государственных институтов исчезла его способность продуцировать конструктивную идеологию, способную отразить многообразие евразийского мира. Мы являемся свидетелями драматического размывания универсального ядра русской культуры, место которой заполняет воинствующий локально - ограниченный национализм. Не будучи конкурентно способным в соперничестве с более интегративными высокими культурами (Исламский мир, Западный мир), малые народы бывшего СССР обречены на ассимиляцию и подчинение. Выход из российского культурного пространства означает для них вовлечение в новые цивилизационные рамки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...