Монолитные железобетонные конструкции зданий
Монолитные конструктивные системы зданий вполне вписываются в приведенную в п. 3.1 классификацию — они могут быть каркасно-балочными, безбалочными, с несущими стенами и комбинированными. В последнее десятилетие во всех экономически развитых странах расширяется применение монолитного железобетона в надземной части зданий. Монолитный железобетон может применяться в сочетании со сборными железобетонными и стальными конструкциями — это так называемый сборно-монолитный вариант. В России, несмотря на большой объем применения монолитного бетона и железобетона (гидротехнические сооружения, корпуса АЭС, покрытия дорог и аэродромов, фундаменты зданий и технологического оборудования и т.д.), лишь 10 % объема приходились на каркасы гражданских и промышленных зданий и сооружений — в основном тех, к которым предъявлялись специальные требования. Между тем использование монолитных конструкций в каркасах зданий способствует увеличению их пространственной жесткости и, как следствие, увеличению экономической эффективности по сравнению со сборными, а также расширению функциональных и объемно-планировочных решений и улучшению архитектурной выразительности зданий. В нашей стране был накоплен определенный опыт применения монолитного бетона и железобетона при строительстве зданий и сооружений. Еще в 1918—1928 годах объем таких конструкций превысил 18 млн м3. За восемь месяцев 1930—1931 годов из монолитного железобетона было возведено здание Госпрома в Харькове объемом 306 тыс. м3. В 1930— 1941 годах основные несущие конструкции одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий (фундаменты, колонны, подкрановые балки, стены, балочные и безбалочные перекрытия, покрытия), элеваторы, резервуары, бункеры и другие емкости, а также различные подземные сооружения, выполняли из монолитного железобетона. В 1950-х годах монолитный бетон и железобетон применяли при строительстве административных и промышленных зданий; кроме того, активно использовали конструкции сборно-монолитных перекрытий и покрытий в промышленных зданиях. С 1960 по 1982 год были построены свыше 300 объектов с такими перекрытиями общей площадью более 3 млн м2. При монтаже сборно-монолитных перекрытий ребристые плиты объединяли с помощью сварки и бетона замоноличивания; таким образом, отдельные элементы заводского изготовления превращались в пространственные или плоские неразрезные системы. При этом улучшались эксплуатационные свойства конструкций, увеличивалась жесткость перекрытий, снижались масса сборных элементов (расход стали) на 15 % и сметная стоимость — на 10 %.
В 1963 году в Минске было построено здание универмага, в основу конструктивного решения которого были положены сборно-монолитные железобетонные каркасные конструкции. Это здание было прямоугольным в плане с размерами 60 х 42 м (сетка колонн 6x6, высота этажа 4,5 м). Конструктивная схема здания — многопролетный рамный каркас. Нормативные полезные нагрузки на перекрытия этажей составили 4 кН/м2, а на перекрытия складских этажей — 8... 10 кН/м2. Из сборного железобетона были выполнены круглые колонны с поэтажной разрезкой, плоская квадратная в плане капительная плита, межколонные плиты и многопустотные пролетные плиты перекрытий. Междуэтажные перекрытия были сборно-монолитными. Слой монолитного железобетона был уложен по сборным железобетонным плитам, что позволило, во-первых, устранить перепад в отметках верхней части пролетных плит над межколонной и капительной плитами; во-вторых, создать жесткое соединение элементов каркаса и перекрытии, превращаемых в неразрезные конструкции.
В более поздние годы были построены лишь несколько объектов из монолитного железобетона, причем, главным образом, иностранными фирмами (например, гостиница «Космос» в Москве). Как видим, монолитные железобетонные конструкции применялись в зданиях с рамным каркасом пролетом от 6 до 9 м; строительство велось, в основном, в районах со значительными сейсмическими и ветровыми нагрузками. Монолитные конструкции изготавливались без предварительного напряжения с обычной арматурой и бетоном невысоких марок, следствием чего был высокий расход материалов. Для бетонирования использовалась деревянная опалубка однократного применения. Начиная с 1990-х годов ситуация, особенно в Москве, заметно изменилась. С применением монолитного железобетона были возведены десятки зданий — административных, жилых и торговых центров. Конструктивное решение большинства таких зданий предусматривает опирание перекрытия по контуру на монолитные стены, а внутри здания — на рамный каркас или на внутренние стены. В строительстве за рубежом монолитный железобетон получил более широкое распространение, что объясняется: - развитием индустриальных методов возведения зданий из монолитного железобетона с применением передвижной и крупнощитовой переставной опалубки; - применением унифицированных инвентарных опалубок, с помощью которых можно формировать конструкции самой сложной конфигурации; - созданием высокопластичных бетонных смесей путем введения суперпластифицирующих добавок; - широким применением мобильных, быстромонтируемых, полностью автоматизированных бетоносмесительных установок для приготовления бетонных смесей; - наличием надежных средств транспортирования бетона, способных в различных климатических и дорожных условиях доставить на строительную площадку бетонную смесь заданной кондиции; - применением мобильных надежных и высокопроизводительных средств подачи бетонной смеси (в том числе на значительную высоту) с ее укладкой. Вышеперечисленные технологические достижения позволили значительно снизить стоимость, трудоемкость и продолжительность возведения монолитных конструкций, а также расширить сферу их рационального применения (особенно в районах с высокими ветровыми и сейсмическими нагрузками).
Конструктивные решения монолитных зданий (рис. 3.18.) очень условно принято делить на три группы. Первая — бескаркасная, или стеновая. Монолитные несущие стены идут в поперечном или в продольном направлениях внутри здания или же одновременно в обоих направлениях. На стены опирается перекрытие. Вторая — каркасная. Этот тип зданий получил распространение в общественных и производственных зданиях и, в свою очередь, по конструктивным решениям перекрытия подразделяется на ригельные (балочные), капительные и безбалочные. Третья — каркасно-стеновая. Этот тип зданий широко применяется в настоящее время. Кроме того, в зданиях часто встречаются комбинации конструктивных решений вышеперечисленных групп. Для зданий повышенной этажности, испытывающих значительные горизонтальные ветровые нагрузки, целесообразно принимать стеновые или каркасно-стеновые решения, обеспечивающие необходимую жесткость и устойчивость. Одной из основных позиций, определяющих эффективность использования монолитного железобетона, является наличие индустриальных опалубок, выполняющих функции формообразования. Опалубка должна обладать достаточной прочностью и жесткостью, а ее поверхность должна обеспечивать требуемое качество поверхности бетона. Кроме того, существуют специальные типы опалубок, в том числе и несъемные. Они могут обеспечивать прогрев, гидроизоляцию, утепление, облицовку и др. В настоящее время разработано и используется большое количество конструкций опалубок. В качестве материалов применяются сталь и алюминий, пиломатериалы и водостойкая фанера, пленки и пластик. В табл. 3.1 приведены, по данным НТЦ «Опалубка», основные типы опалубок и области их применения, а на рис. 3.19 показаны некоторые их конструкции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|