Перспективные многопустотные плиты перекрытий
В строительстве жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий многопустотные плиты нашли широкое применение, поэтому их совершенствованию постоянно уделяется большое внимание. Традиционным направлением повышения эффективности является снижение материалоемкости путем внедрения высокопрочных бетонов и арматуры, регулирования напряженного состояния и уточнения методики расчета как отдельного конструктивного элемента, так и пространственно-деформируемого сборного перекрытия в целом. Типовые пустотные плиты высотой 220 мм обладают невысокими звукоизолирующими свойствами. С широким внедрением конструкций полов из рулонных полимерных материалов этот недостаток проявляется все в большей степени. Чтобы добиться необходимой изоляции от воздушного и ударного шумов в построечных условиях требуется устройство дополнительных слоев из легких бетонов или других материалов. Эти требования выполняются, если приведенная масса конструкции перекрытия составляет не менее 400 кг/м2, что соответствует сплошному бетонному сечению толщиной 16 см (у типовых плит приведенная масса не превышает 300 кг/м2). Одним из очевидных решений проблемы является увеличение строительной высоты сечения плит. Для плит с диаметром пустот 159 мм требования по звукоизоляции выполняются при высоте более 250 мм. Увеличение высоты сечения плит приводит к дополнительным преимуществам: во-первых, это большая несущая способность и улучшенные показатели по трещиностойкости и жесткости, а следовательно, и сокращение расхода металла, во-вторых, исключение работ по устройству специальных звукоизолирущих слоев на строительной площадке.
В ЦНИИПромзданий совместно с НИИЖБ была разработана конструкция многопустотных плит высотой 260 мм для пролетов до 9 м включительно. В усовершенствованных плитах диаметр и положение круглых пустот сохраняются теми же, что и в типовых плитах, что позволяет минимизировать затраты по реконструкции металлооснастки. Общий расход металла на плиту снижается, в среднем, на 20—40 %, в том числе преднапрягаемой арматуры — на 13 %. Увеличение высоты сечения с 220 до 260 мм (на 17 %) при сохранении пустотности как и у типовых плит приводит к росту несущей способности не менее чем на 25 %. При поточно-агрегатном способе изготовления плит высотой 260 мм наиболее устойчивой формой пустот в свежеотформованном бетоне является разработанная в ЦНИИПромзданий каплевидная форма, образованная сопряжением двух окружностей диаметром 159 и 133 мм и общей высотой 190 мм с чередующимся расположением большего диаметра (вверху и внизу) у соседних пустот, что позволяет увеличить расстояние между пустотами. Увеличение расстояния повышает технологичность изготовления, исключая застревание между пустотами крупного заполнителя бетона. Одним из перспективных направлений производства многопустотных плит является технология безопалубочного формования. Сущность этой технологии заключается в том, что изделия формуются на подогреваемом металлическом поддоне и армируются предварительно напряженной высокопрочной проволокой или прядями. Формующая машина перемещается по рельсам, оставляя за собой непрерывные ленты формованного железобетона, которые накрывают теплоизоляционным материалом, прогревают в течение 12—16 часов и разрезают на элементы нужной длины. Технология позволяет существенно расширить геометрию поперечных сечений плит. По сравнению с агрегатно-поточной технологией при безопалубочном формовании себестоимость изделий снижается, в среднем, на 25 % при высоком качестве изделий, что достигается уменьшением энергопотребления и металлоемкости изделий, а также полной механизацией процесса изготовления.
В настоящее время на ряде заводов освоено производство многопустотных плит на импортном оборудовании, позволяющем получать плиты различной высоты длиной до 16 м. Перекрытия зданий с применением монолитного Бетона и железобетона Общие сведения Опыт строительства и исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показал возможность осуществления экономичных конструктивных решений перекрытий пролетами 9—18 м для административных, жилых и промышленных зданий. Это обеспечивается за счет применения высокопрочных бетонов и сталей, преднапряженной арматуры монолитных конструкций, специальных видов опалубки, эффективных способов подачи бетона и т.д. В связи с этим количество многоэтажных административных зданий с пролетом перекрытий 9—18 м в последнее время значительно увеличилось. По методу возведения и характеру применяемых материалов междуэтажные перекрытия из монолитного железобетона можно разделить на три основные группы (табл. 3.2): монолитные, сборно-монолитные и монолитные с несъемной опалубкой из профилированного настила. По конструктивной схеме перекрытия подразделяются на ригелъные и безригельные (безбалочные). Монолитные перекрытия Значительное применение в строительстве получили монолитные безригельные перекрытия в виде плоских плит сплошного сечения, опирающихся непосредственно на вертикальные несущие конструкции зданий. Пролеты ненапряженных плит могут быть от 6 до 12 м; толщина, в зависимости от пролета и расчетных нагрузок, от 15 до 25 см, а в пределах технических этажей — до 30 см. На рис. 3.23 приведен график оптимальных толщин плит, подсчитанный Залесовым А.С. и Ивановым А.И. Значительное распространение получили преднапряженные конструкции перекрытий, особенно при пролетах более 6 м. Предварительное напряжение позволяет достичь увеличения пролетов перекрытий при меньшей толщине (см. рис. 3.23), повышения тре- щиностойкости и уменьшения деформативности. При устройстве пред- напряженных монолитных ригельных перекрытий пролетами 9—18 м высота ригелей составляет 60—90 см, толщина плит — 10... 13 см. При устройстве преднапряженных ригельных перекрестно-ребристых перекрытий пролетом 7—10 м высота ребер составляет 30...60 см, толщина собственно плит — 10...20 см, шаг ребер — 150...200 см.
В качестве напрягаемой арматуры в монолитных преднапряженных перекрытиях чаще всего применяют арматурные канаты. Армирование перекрытий (рис. 3.24) может осуществляться разными способами: напрягаемые канаты располагают вдоль осей колонн в одном направлении, а между колоннами перпендикулярно канатам укладывают ненапрягаемую арматуру; напрягаемые канаты размещают по осям колонн в двух направлениях; напрягаемые канаты располагают преимущественно по осям ко- между колоннами; — напрягаемые канаты размещают равномерно по всему полю плиты и по осям колонн в двух направлениях. После достижения бетоном прочности, составляющей половину проектной, с помощью гидравлических домкратов выполняют натяжение арматуры на бетон. Предварительное напряжение монолитных плит перекрытий может осуществляться как с обеспечением совместной работы напрягаемой арматуры с бетоном, так и без этого. При устройстве преднапряженных монолитных плит перекрытий без обеспечения совместной работы напрягаемой арматуры с бетоном арматуру покрывают смазкой — ингибитором коррозии — и заключают в полимерную защитную оболочку из полиэтилена или полипропилена с минимальной толщиной 1 мм. Это обеспечивает надежную антикоррозионную защиту арматуры, существенно повышает долговечность конструкций, а также снижает трение между арматурой и бетоном по сравнению с традиционным армированием примерно на одну треть. Защитная оболочка должна быть водостойкой, сопротивляться механическим воздействиям и перепадам температур в диапазоне от —20 до +70 °С. Кроме того, она не должна иметь в своем составе химических добавок, которые могут явиться причиной коррозии бетона. К достоинствам данного способа преднапряжения монолитных перекрытий можно отнести обеспечение равномерной работы бетона по толщине плит; равномерное распределение арматурных канатов по всей плите; максимальное использование свойств напрягаемой арматуры; осуществление надежной защиты арматурных канатов от коррозии; значительное уменьшение толщины перекрытий; уменьшение расхода бетона и арматуры.
К недостаткам преднапряжения монолитных перекрытий без сцепления арматуры с бетоном можно отнести увеличение затрат на обеспечение антикоррозионного покрытия и устройство защитной полимерной оболочки; необходимость увеличения силы натяжения примерно на 27 % по сравнению с натяжением при сцеплении арматуры и бетона. Следует отметить, что устройство монолитных преднапряженных перекрытий без сцепления арматуры с бетоном предъявляет повышенные требования к качеству выполнения строительных работ. Такие монолитные перекрытия без сцепления арматуры с бетоном в последние годы нашли широкое применение. Наряду с этими конструкциями широко применяются монолитные перекрытия с напряжением арматуры и ее сцеплением с бетоном. Примером являются перекрытия, выполняемые термореактивным способом преднапряжения железобетонных конструкций, идея которого была впервые предложена в 50-х годах XX века в Харьковском инженерно-строительном институте. Арматура, покрытая термореактивной полимерной смазкой, помещается в бетон, а после набора бетоном определенной прочности подвергается электронагреву по предварительно заданной программе. При достижении температуры +100 °С происходит размягчение смазки и свободная деформация арматуры. После дальнейшего нагрева арматуры до температуры около +350 °С происходит расплавление и полимеризация обмазки, что обеспечивает в дальнейшем совместную работу арматуры с бетоном. На этом электронагрев прекращают, после чего происходит охлаждение и преднапряжение бетона. К достоинствам данного метода можно отнести: возможность бетонирования конструкции без инъецирования, простоту оборудования и технологии преднапряжения (отсутствие устройств для механического натяжения арматуры).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|