Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Факторы и условия размещения производительных сил.




3. Факторы и условия размещения производительных сил.

Процесс размещения предприятий по территории страны происходит не сти- хийно. А по определенным принципам. Прежде всего, учитываются факторы разме- щения конкретного предприятия, т. е. те технико-экономические характеристики, ко- торые необходимы для его нормальной работы. Они зависят от того, какую продук- цию и в каком объеме выпускает данное предприятие, каков масштаб производства. Влияет на работу предприятия и использование современного оборудования. Для многих предприятий рассчитываются затраты на строительство очистных сооруже- ний. Производства, обеспечивающие государственную безопасность, часто разме- щают в населенных пунктах, закрытых для свободного въезда.

Факторы производства (Рис 16):

· Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее


высокими индексами материалоемкости (более 1, 5 т сырья и материалов на 1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, цементная, сахарная.

· Топливный фактор. Ориентируются производства, требующие большого количества топлива (металлургия, тепловая энергетика).

· Энергетический фактор. Суммарные энергетические затраты на произ- водство продукции больше, чем на сырье и материалы. Имеет важное значе- ние в связи с дефицитом энергоресурсов в высокоэнергоемких производствах (химическая промышленность, цветная металлургия (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель)).

· Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, тек- стильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведе- ние и очистка сточных вод) составляет от 1–2% до 15–25% стоимости строя- щегося предприятия.

· Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) со- храняет важное значение при размещении машиностроения (в частности при- боростроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предпри- ятий других отраслей.

· Транспортный фактор необходим при кооперировании производства (автомобилестроение, железнодорожное машиностроение и др. ).

· Экологический фактор – размещение «грязных» производств с учётом географических особенностей территории, внедрение средств защиты от эко- логической опасности (чёрная и цветная металлургия, нефтепереработка, целлюлозно-бумажная промышленность).

· Фактор наукоёмкости – большие затраты на научно-технические и опыт- но-конструкторские разработки (авиакосмическая, электроника)

· Потребительский фактор – готовая продукция не подлежит транспорти- ровке, она должна быть использована (реализована) вблизи места производ- ства (судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, хлебопекарная).

· Военно-стратегический (безопасности) фактор – удалённость от границ, размещение во внутренних регионах, дублирование производства.

Факторы размещения сопоставляют с условиями той территории, на которой предполагается организовать данное про- изводство. Учитываются природные, эко- номические и социальные условия. Если факторы и условия размещения совпадают или же требуются относительно небольшие затраты на приведение их в соответствие, предприятие размещают на данной терри- тории.

 

Рис. 16. Факторы производства


4. Формы организации производства.

Поиск оптимального размещения предприятий по территории привел к выде- лению различных форм организации производства.

Концентрация – важнейшая форма организации производства, при которой проис- ходит укрупнение предприятий, т. е. сосредоточение производства на более крупных предприятиях. Рост концентрации производства происходит за счет расширения действующих предприятий, строительства новых крупных предприятий или объеди- нения нескольких малых Экономический эффект при этой форме организации про- изводства обеспечивается за счет уменьшения затрат на единицу продукции, увели- чение финансовых возможностей для модернизации предприятия и др.

Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции. Специализация в значительной степени удешевляет изготовление продукта. Однако специализиро- ванные предприятия требуют кооперации и транспортировки промежуточной про- дукции. По форме специализация может быть:

1) предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, само- летов, компьютеров);

2) подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство авто- мобильных двигателей или металлических изделий (метизов);

3) технологическая – производство полуфабрикатов, выполнение отдельных опера- ций технологического цикла (сборочное производство);

4) функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем).

Кооперирование – это организация производственных связей между предприятия- ми для выпуска определенной продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...