Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистическая характеристика категории наклонения, лица, числа, залога глагола.




Синонимия наклонений.

1) Дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки вносятся в формы повелит. наклонения некоторыми частицами и аффиксами. Частица - ка вносит оттенок непринужденности, смягчения приказания, простоты обращения: Иван, позови-ка маму. Аффикс -те придает оттенок вежливого приглашения к совместному совершению действия: Едемте, мой друг!

Также в значении повелит. накл. могут выступать:

-сослагательное накл. (Ефим, ты бы пошел к нему – осторожное пожелание);

-изъявительное накл. с различными оттенками значения (К двум часам ты обязательно вернешься домой -приказ, не допускающий отказа);

-инфинитив (Воротить его, воротить – категорическое распоряжение).

2) Стилист. колебания в образовании некоторых форм повелит. накл.

Доить, кроить, поить, утаить в лит. яз. образуют формы на - и (напои, выдои); в разг. речи, просторечии и фольклоре – форму без окончания на - й (Напой ее чаем, баловница).

Некоторые глаголы с приставкой - вы образуют параллельные формы: высунь-высуни, выставь-выстави, высыпь-высыпи, где вторые формы имеют устарелый или книжный хар-р.

Просторечный хар-р имеют формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними), езжай (вместо поезжай).

Категория лица, выражающая значение персональности, наряду с формами времени и наклонения в системе морфологических признаков глагола справедливо считается одной из основных. Грамматисты видят в совокупности этих категорий средство выражения предикативности высказывания. И хотя персональность в сочетании с темпоральностью и модальностью не исчерпывают значения предикативности, они отражают ее важнейшие стороны, определяя организующую роль глагола в структуре предложения.

Для стилистической оценки рассматриваемых категорий важно, что лицо и число из всех формальных признаков глагола наиболее способствует наглядности, конкретности изображения действия, от чего зависит и экспрессивная окраска глагольных форм, и специфика их использования в разных стилях речи. Переносное употребление личных форм глагола создает разнообразные стилистические оттенки в их значении.

Наиболее свободно эти формы функционируют в художественной речи; в официально-деловом стиле они сведены до минимума. Это объясняется преобладанием глагольности в художественной речи, ее личностным характером в противовес именному типу речи деловых документов и господствующему в них «безличному» стилю изложения, исключающему указание на конкретное лицо.

Научный стиль выделяется полным отсутствием глаголов 2-го лица единственного числа и очень редким употреблением 2-го лица множественного числа. В соответствии с функциональной спецификой в научном стиле широко используется 1-е лицо множественного числа, означая так называемое «авторское мы»: Ниже мы приводим диаграммы; Нередко 1-е лицо множественного числа в научном стиле получает характерный оттенок обобщенности.

В научном стиле 3-е лицо глагола также отражает его отвлеченность: оно указывает преимущественно не на лицо, а на предмет: Водород получается следующим образом. В научном изложении глаголы 3-го лица очень часто приобретают неопределенно-личное значение, иногда с оттенком обобщенности: Эти свойства приписывают кислороду. Во многих случаях формы 3-го лица в научном стиле, по существу, не содержат вовсе указания на какого-либо деятеля, он неконкретен, неизвестен: Материя познается…; Присутствие масла не замечается …

Официально-деловой стиль также отличает ограниченность употребления личных форм глагола. Форма 1-го лица единственного числа употребляется лишь в особых клишированных оборотах некоторых видов деловых бумаг, например в заявлении: Прошу рассмотреть…

Формы 2-го лица единственного и множественного числа практически не употребляются, что обусловлено экстралингвистическими факторами и господствующей здесь «безличной» формой речи. Глаголы 3-го лица в этом случае употребляются чаще, чем в научном.

В публицистическом стиле, дающем простор использованию всех трех личностных форм глагола в единственном и множественном числе, обращение к ним обычно диктуется стремлением журналистов сделать текст живым, эмоциональным. Повествование от 1-го лица обычно ведется в тех случаях, когда автор пытается показать свое отношение к факту, воздействовать на читателя. Личные формы глагола дают возможность выразить ту или иную мысль через субъективное восприятие автора или его героев, что значительно повышает действенность речи, решает проблему «очеловечивания» темы, затронутой публицистом.

Речь от 1-го лица в наибольшей мере приближает письменное монологическое повествование к устному рассказу, создает тон беседы. Публицист как бы вступает в роли очевидца, участника описываемых событий; убедительность изложения при этом возрастает.

Для художественной и разговорной речи характерно использование всех личных форм глаголов, которые функционируют здесь не только в своих основных грамматических значениях, но и в образных, возникающих при переносном употреблении форм лица.

Многие русские глаголы можно употребить в форме действительного и страдательного залога, образуя соотносительные конструкции: Автор пишет аннотацию. - Аннотация пишется автором;

Соотносительные залоговые обороты могут быть трехчленными (, двухчленными и одночленными. Наиболее ярко страдательное значение выражено в трехчленной конструкции с творительным падежом, указывающим на реальный субъект действия.

Главная особенность страдательного залога заключается в его способности обозначать действие в отвлечении от субъекта, в статике. При этом в пассивных конструкциях нередко на «категориальное значение глагола накладывается дополнительное значение качества, свойства, способствующие нейтрализации значения процессуальности и динамики».

Страдательным конструкциям отдается предпочтение в научном и официально-деловом стилях.

В научном стиле реализуется такая важная черта пассива, как изображение фактов объективной действительности, независимых от воли субъекта познания-исследователя: Водоросли использовались в пищу...

В официально-деловом стиле страдательные глаголы усиливают акцент на самом действии как необходимом, неизбежном, в чем отражается предписующий характер стиля.

В публицистическом стиле глагола страдательного залога употребляются реже, чем в других функциональных стилях.

В разговорной и художественной речи употребление страдательных конструкций часто оценивается как нежелательное явление «канцелярита».

Неуместное употребление возвратных глаголов иногда осложняются двуплановым восприятием их залогового значения: они могут указывать и на страдательный, и на средневозвратный залог.

Ошибки при использовании глаголов:

1. Видовременной разнобой.

2. Неоправданное использование возвратного глагола.

3. Неоправданное использование просторечного варианта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...