Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Обращения выделяются экспрессивной окраской и функционально-стилевой закрепленностью. Для создания эмоциональной речи писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной окраской, образные перифразы. При обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они нередко являются тропами – метафорами, метонимиями. Однако обращения иногда нужны и в текстах, лишенных образности и не допускающих использования экспрессивных элементов. Употребление в речи вводных слов и словосочетаний требует стилистического комментария, поскольку они, выражая те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем. Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Типы вводных компонентов: 1. Вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение – книжный стиль. 2. Используемые с целью привлечения внимания собеседника – разговорный стиль. 3. Выражающие эмоциональную оценку сообщения. Вводные предложения стилистически более независимы. Вставные слова, словосочетания и предложения являются тексте добавочными, попутными, замечаниями. Стилистическое использование однородных членов предложения. Однородные члены могут использоваться как: 1. Важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений и процессов. 2. Перечисление признаков, действий, свойственных описываемому предмету. 3. Часто используются «закрытые» ряды однородных членов с замыкающим союзом «и» перед последним словом перечисления; союз вносит значение исчерпанности, полноты охвата всех случаев.
4. Нумерация помогает выделить и подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов. 5. Эстетическая и смысловая функции 6. Средство усиления выразительности 7. Экспрессию однородных членов может подчеркивать антитеза. 8. Яркий стилистический эффект создает соединение в качестве однородных членов паронимов. 9. Для создания динамических картин. Ошибки при использовании однородных членов: 1. Грамматический разнобой при оформлении однородного ряда (разные члены предложения). 2. Объединение в однородный ряд неоднородных понятий. 3. Объединение в однородный ряд слов, называющих родовые и видовые понятия. 4. Частичная цитата составного союза. Стилистическое использование разных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений. Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи. «Чистые» сложносочиненные предложения в книжных стилях сравнительно редки, так как не выражают всего многообразия причинно-следственных, условных, временных и других связей, возникающих между предикативными единицами в научном, публицистическом, официально-деловом текстах. Обращение к сложносочиненным предложениям оправдано при описании каких-либо фактов, наблюдений, констатации результатов исследований. Значительно богаче и многостороннее по своим стилистическим и семантическим особенностям сложноподчиненные предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.
Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи предикативных частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов). Среди подчинительных союзов есть общеупотребительные, использование которых возможно в любом стиле: что, чтобы, потому что, как, если, но есть и сугубо книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, коль скоро, и разговорные: раз (в значении если) Раз сказал – сделай; В составе сложноподчиненных предложений самыми употребительными являются предложения с определительной и изъяснительной придаточными частями. В официально-деловом стиле на втором месте по употребительности после определительных, стоят придаточные условные. Сопоставительные конструкции с двойным союзом если..., то... часто используются в критических статьях и в научных работах. По-разному используются в книжных стилях и художественной речи и сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью. В научном стиле их роль состоит в выявлении логических связей между сопоставляемыми фактами, закономерностями. В художественной речи сравнительные придаточные части сложноподчиненных предложений обычно становятся тропами, выполняя не только логико-синтаксическую, но и экспрессивную функцию. Таким образом, если в книжных функциональных стилях выбор того или иного типа сложноподчиненного предложения связан, как правило, с логической стороной текста, то в экспрессивной речи важное значение получает еще и эстетическая ее сторона: при выборе того или иного типа сложноподчиненного предложения учитываются его выразительные возможности. Стилистическая оценка сложного предложения в разных стилях связана с проблемой критерия длины предложения. Слишком многочленное предложение может оказаться тяжеловесным, громоздким, и эго затруднит восприятие текста, сделает его стилистически неполноценным. Однако было бы глубоким заблуждением считать, что в художественной речи предпочтительнее короткие, «легкие» фразы.
В художественной речи стилистическое использование сложных синтаксических конструкций в значительной мере обусловлено особенностями индивидуально-авторской манеры письма, хотя «идеальный» стиль представляется немногословным и «легким»; он не должен быть перегружен тяжеловесными сложными конструкциями. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений: 1. Если выбор синтаксической конструкции не связан с проблемой сохранения авторского стиля, редактор вправе упорядочить структуру сложного предложения, уточнить союзную связь, сократить количество придаточных частей. 2. В иных случаях стилистическая правка может сводиться к переработке простого предложения в сложное.
В зависимости от условий контекста оптимальным вариантом для выражения мысли могут быть и простые, и сложные предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|