Предпосылки идей правления
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Вопросы к экзамену по курсу «Социология управления» для специальности «Социология» Социология управления как отрасль социологической науки: объект, предмет, методы, отличие от менеджмента. Социология управления – раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления. Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения участвующих в них людей, объединенных в группы. Предмет СУ – изучение и оценка процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом с целью их совершенствования. Методы в социологии управления – комплекс способов и средств воздействия на объект управления для достижения определенных социальных целей. Классификация методов: - по уровню обобщения научных знаний: 1) общенаучные методы (исторический, системный, анализ, синтез и др.); 2) частные научные методы - по направлению деятельности: 1) административные методы, т.е. система воздействия на социальные отношения путем административного влияния, т.е. указаниями, распоряжениями, установлением правил, осуществлением контроля и надзора. Эти методы базируются на системе законодательных актов, программ развития организации и т.д. 2) экономические методы, т.е. комплекс способов воздействия на социальные процессы путем создания экономических условий. Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, экономическое стимулирование, различные нормативы, налоги и др. 3 ) психологические, т.е. методы, основанные на использовании психических особенностей личности для мотивирования, стимулирования и создания эффективных условий для работы персонала.
4) социологические делятся на: а) методы сбора социологической информации: количественные (опрос, социометрический опрос) и качественные (контент-анализ, анализ документов, наблюдение, фокус-группа, экспертный опрос, библиографический метод, социальный эксперимент); б) методы анализа социологической информации: математическая обработка и смысловой (содержательный) анализ. - по стадиям процесса управления: 1) методы принятия решений: «дерево решений», факторный анализ (каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде некоторых ненаблюдаемых признаков); 2) методы прогнозирования: метод экстраполяции, метод регрессивного анализа, метод построения сценариев, мозговой штурм, метод экспертных оценок и др.; 3) методы управления проектами; 4) методы обеспечения качества: реинжиниринг – изменение организационной структуры, бенчмаркетинг – сравнительный анализ ключевых факторов успеха других предприятий; 5) методы формирования организационных структур: реинжиниринг, метод аналогий (когда на основе анализа опыта разрабатываются структуры управления), экспертный метод (изучение проблемной ситуации экспертами), метод организационного моделирования; 6) методы диагностики: наблюдение и моделирование (теории игр и мотивационное поведение); 7) методы работы с персоналом: отбор персонала, планирование карьеры, адаптация, обучение, мотивация и др. Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. С социологией мы уже знакомы, стоит напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей,3 то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.
Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор. Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако из изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.
Довольно часто возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и русское «управление» синонимами? Это одно и то же или нет? Выделяются два подхода в решении этого вопроса: 1. Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование. Русский термин «управление» по своему содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование». 2. «Менеджмент» и «управление» рассматриваются практически с одних и тех же позиций, поэтому эти термины можно использовать как тождественные.
Предпосылки идей правления Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распределение и потребление. В качестве объективных факторов управления выступает система объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упорядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через сознание людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы. Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, поставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объективное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, специфических общественных институтов. Таковы, например, закономерности рынка, конкуренции в рыночном обществе, анархии. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общественных институтов управляет производством, регулирует общественное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определенные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с законом стоимости рыночная стихия управляет не только производством, но и поведением людей, их социальной жизнью.
Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на любой ступени его развития действуют сознательные факторы управления - субъективные, связанные с целесообразной, сознательной, преобразующей деятельностью людей. Постепенно формируются специальные общественные институты — субъекты управления, т.е. совокупность органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему, с тем, чтобы реализовать поставленные цели, добиться запрограммированных результатов. Итак, в обществе с первых шагов его существования действуют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфических общественных институтов (государства, партий и т.п.).
Вообще управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных. Управление — это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальных затратах ресурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы. Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах). Управление в технических системах — это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Управление в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Оно является объектом изучения социальных (социологии, социальной психологии, психологии) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов. И здесь социология избрала свое направление исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|