Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки идей правления




Вопросы к экзамену по курсу «Социология управления» для специальности «Социология»

Социология управления как отрасль социологической науки: объект, предмет, методы, отличие от менеджмента.

Социология управления – раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения участвующих в них людей, объединенных в группы.

Предмет СУ – изучение и оценка процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом с целью их совершенствования.

Методы в социологии управления – комплекс способов и средств воздействия на объект управления для достижения определенных социальных целей.

Классификация методов:

- по уровню обобщения научных знаний:

1) общенаучные методы (исторический, системный, анализ, синтез и др.);

2) частные научные методы

- по направлению деятельности:

1) административные методы, т.е. система воздействия на социальные отношения путем административного влияния, т.е. указаниями, распоряжениями, установлением правил, осуществлением контроля и надзора. Эти методы базируются на системе законодательных актов, программ развития организации и т.д.

2) экономические методы, т.е. комплекс способов воздействия на социальные процессы путем создания экономических условий. Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, экономическое стимулирование, различные нормативы, налоги и др.

3 ) психологические, т.е. методы, основанные на использовании психических особенностей личности для мотивирования, стимулирования и создания эффективных условий для работы персонала.

4) социологические делятся на:

а) методы сбора социологической информации: количественные (опрос, социометрический опрос) и качественные (контент-анализ, анализ документов, наблюдение, фокус-группа, экспертный опрос, библиографический метод, социальный эксперимент);

б) методы анализа социологической информации: математическая обработка и смысловой (содержательный) анализ.

- по стадиям процесса управления:

1) методы принятия решений: «дерево решений», факторный анализ (каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде некоторых ненаблюдаемых признаков);

2) методы прогнозирования: метод экстраполяции, метод регрессивного анализа, метод построения сценариев, мозговой штурм, метод экспертных оценок и др.;

3) методы управления проектами;

4) методы обеспечения качества: реинжиниринг – изменение организационной структуры, бенчмаркетинг – сравнительный анализ ключевых факторов успеха других предприятий;

5) методы формирования организационных структур: реинжиниринг, метод аналогий (когда на основе анализа опыта разрабатываются структуры управления), экспертный метод (изучение проблемной ситуации экспертами), метод организационного моделирования;

6) методы диагностики: наблюдение и моделирование (теории игр и мотивационное поведение);

7) методы работы с персоналом: отбор персонала, планирование карьеры, адаптация, обучение, мотивация и др.

Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. С социологией мы уже знакомы, стоит напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей,3 то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор.

Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако из изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.

 

Довольно часто возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и русское «управление» синонимами? Это одно и то же или нет? Выделяются два подхода в решении этого вопроса:

1. Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование.

Русский термин «управление» по своему содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».

2. «Менеджмент» и «управление» рассматриваются практически с одних и тех же позиций, поэтому эти термины можно использовать как тождественные.

 

Предпосылки идей правления

Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом обще­ственным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объеди­няться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудо­вой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разде­ления труда между людьми, определения места человека в орга­низации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распреде­ление и потребление.

В качестве объективных факторов управления выступает сис­тема объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упо­рядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через созна­ние людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы.

Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, по­ставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объек­тивное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, спе­цифических общественных институтов. Таковы, например, зако­номерности рынка, конкуренции в рыночном обществе, анархии. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общест­венных институтов управляет производством, регулирует обще­ственное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определен­ные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с за­коном стоимости рыночная стихия управляет не только производ­ством, но и поведением людей, их социальной жизнью.

 

Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на лю­бой ступени его развития действуют сознательные факторы управления - субъективные, связанные с целесообразной, сознательной, преобра­зующей деятельностью людей. Постепенно формируются специ­альные общественные институты — субъекты управления, т.е. со­вокупность органов и организаций, осуществляющих сознатель­ное воздействие на систему, с тем, чтобы реализовать поставлен­ные цели, добиться запрограммированных результатов.

Итак, в обществе с первых шагов его существования действу­ют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфиче­ских общественных институтов (государства, партий и т.п.).

 

Вообще управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных.

Управление — это функция биологиче­ских, социальных, технических, организационных систем, кото­рая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает опре­деленный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий дости­жению максимального эффекта при минимальных затратах ре­сурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядоче­ние соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.

Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах — это управление произ­водственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными ин­тересами. Это наиболее сложная область управления. Оно являет­ся объектом изучения социальных (социологии, социальной пси­хологии, психологии) наук. В процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общест­во с целью его упорядочения, сохранения качественной специфи­ки, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, по­явлением и развитием разделения труда, которое специализиро­вало труд производителей и коллективов. И здесь социология из­брала свое направление исследования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...