Ценностно-нормативная структура корпоративной культуры
Безусловно, способ для любого социального объекта основывается на ценностях, ко- торых этот объект придерживается. Под ценностью понимается свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Все ценности можно разбить на три основные группы [21]: 1. Смысложизненные (представления о добре, зле, счастье, цели и смысле жизни). 2. Универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родст- венники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.). 3. Партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту). Форма и содержание этих ценностей (при всем их сходстве) создаются под влиянием многих факторов – «реального содержания конкретного бизнеса, мира образования, поли- тических и социальных традиций той страны, в которой находится компания, а также взглядов людей, работающих в данной фирме. Многообразие всех этих факторов создает, казалось бы, неразрешимые противоречия на пути выработки единых для любой компа- нии принципов. Вместе с тем практика преуспевающих западных компаний демонстриру- ет немало общих черт в системе ценностей и правилах поведения, диктуемых совершенно различными культурами корпораций. В настоящее время наметился процесс возникновения общей, удобной и подходящей с человеческой точки зрения культуры, включающей следующие компоненты [7]:
1) выполнение своих обязанностей на высоком уровне компетенции; 2) инициативность и способность к риску; 3) приспособляемость к переменам; 4) способность принимать решения; 5) умение работать в команде; 6) открытость для информации о грядущих или актуальных проблемах; 7) доверие к людям; 8) умение уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), а также самого себя; 9) умение отвечать за свои поступки и принимать на себя ответственность; 10) необходимое соответствие вознаграждения результатам работы. Можно заметить, что в списке выделяется две группы ценностей. Первые пять – представляют собой ценности, особо важные для трудовой ориентации, собственно рабо- ты и способов ее выполнения. Последние же пять – являются общечеловеческими добро- детелями, простыми и понятными, необходимыми для жизни и плодотворной работы в большом, сложно организованном обществе. Хотя разработка ценностей не порождает корпоративной культуры, нахождения верных принципов ведет к успеху [7]. Как правило, основные ценности и принципы работы организации закреплены в философии компании. Философия компании – официально закрепленные принципы работы компании, которых должны придерживаться все работники. Философия компании обычно издается в виде брошюры и раздается все сотрудникам. Игровая структура корпоративной культуры 1. Язык – «система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в качестве представителей (заместителей) других предме- тов» [12, с. 54]. К языку прежде всего относятся организационный сленг, культур- ный уровень речи, использование профессиональной лексики, форма обращения к коллегам. 2. Лозунг – краткое выражение ценностей компании. Например: «Think!», IBM – («Думай!»); «Universal Service», American Telephone & Telegraph – («Универсальное обслуживание»); «We'll find a way», Continental Bank – («Мы сможем найти выход»);
«Better things for better living through chemistry», Du Pont – («Лучшие про- дукты для лучшей жизни с помощью химии») Выделяют следующие группы лозунгов [10, с. 106]. 1. Мировоззрение, философская позиция, кредо: «Россия – это мы!» (РТР). 2. Взгляды и этика компании: «Изменим жизнь к лучшему!» (PHILIPS). 3. Особенности компании: «МК. Газета для всех» (Московский комсомолец). 4. Отношение к потребителю: «Тефаль, ты всегда думаешь о нас» (TEFAL). 5. Свойство продукции или услуги: «Качество, которому вы можете доверять!» (PROCTER&GAMBLE). 6. Довод к личности: «Правильный выбор!» (AT&T), «Ведь Вы этого достойны!» (L'OREAL). 3. Легенды – рассказы, которые отражают историю и имеют в своей основе реаль- ные изменения, происходящие в организации и передающие унаследованные цен- ности. В основе легенд лежит несколько центральных тем [19]: 1. «Главный босс тоже человек». 2. «Можно ли, будучи простым сотрудником, подняться до уровня руководства». 3. «Меня уволят». 4. «Как реагирует шеф на промахи». 5. «Что происходит при катастрофах». 4. Игры и маневры – поведение членов организации, обычно направленное на «со- крытие» истинных ценностей компании. 5. Ритуалы – социально регулируемая, коллективно осуществляемая последова- тельность действий, которая ведет к символическому изменению ситуации. 6. Ролевые модели характеризуют идеальных героев в организации, которые своим поведением персонифицируют и символизируют действующую систему ценно- стей. • Ролевые модели представляют собой конкретных людей, «которых можно потро- гать», их знают, о них рассказывают истории. • Объектом подражания, идеализации являются прежде всего дела героя. • Ролевые модели могут быть подлинными или согласованными, речь и действия идеальных героев соответствуют друг другу. • Ролевые модели могут символизировать предприятие не только внутри, но и сна- ружи. • Поведение ролевых моделей устанавливает «стандарт достижения». • Ролевые модели должны быть видимы [19]. Очень часто в качестве ролевых моделей выступают основатели компании: Tom Watson – IBM; Ray Kroc – McDonald's. 7. Символический менеджмент – акции, манера действий, инсценировки, которые без слов становятся понятными окружающим, указывают на происходящие изме-
нения и объясняют суть дела и надлежащим образом расставляют акценты Имиджевая структура корпоративной культуры 1. Фирменный стиль • Логотип • Флаг • Корпоративные цвета • Фирменная одежда Выбор элементов фирменного стиля в одежде – от полной униформы до отдельных аксессуаров – для различных категорий персонала определяется сочетанием следующих факторов [10, с. 133–134]: 1) статус работника компании в производственном процессе; 2) регулярность рабочих контактов с посторонними, посетителями; 3) позиция и роль в официальном внешнем общении; 4) необходимость в быстром опознавании работника компании в окружении; 5) создание атмосферы активного привлечения внимания; 6) гигиена и характер трудового процесса. Носители фирменного стиля: • Деловые бумаги (бланки, визитки, листовки, буклеты и т. д.). • Представительские изделия (календари, открытки, деловые папки, часы, ручки и т. д.). • Упаковка продукта деятельности, если он выражается в вещественном виде. • Реклама. • Сайты. • CD, DVD продукты. 2. Архитектура и внутреннее решение офиса 3. Выпускаемая продукция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|