Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценностно-нормативная структура корпоративной культуры




Безусловно, способ для любого социального объекта основывается на ценностях, ко-

торых этот объект придерживается. Под ценностью понимается свойство того или иного

общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Все

ценности можно разбить на три основные группы [21]:

1. Смысложизненные (представления о добре, зле, счастье, цели и смысле жизни).

2. Универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родст-

венники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и

т. д.).

3. Партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Форма и содержание этих ценностей (при всем их сходстве) создаются под влиянием

многих факторов – «реального содержания конкретного бизнеса, мира образования, поли-

тических и социальных традиций той страны, в которой находится компания, а также

взглядов людей, работающих в данной фирме. Многообразие всех этих факторов создает,

казалось бы, неразрешимые противоречия на пути выработки единых для любой компа-

нии принципов. Вместе с тем практика преуспевающих западных компаний демонстриру-

ет немало общих черт в системе ценностей и правилах поведения, диктуемых совершенно

различными культурами корпораций.

В настоящее время наметился процесс возникновения общей, удобной и подходящей

с человеческой точки зрения культуры, включающей следующие компоненты [7]:

1) выполнение своих обязанностей на высоком уровне компетенции;

2) инициативность и способность к риску;

3) приспособляемость к переменам;

4) способность принимать решения;

5) умение работать в команде;

6) открытость для информации о грядущих или актуальных проблемах;

7) доверие к людям;

8) умение уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), а также самого себя;

9) умение отвечать за свои поступки и принимать на себя ответственность;

10) необходимое соответствие вознаграждения результатам работы.

Можно заметить, что в списке выделяется две группы ценностей. Первые пять –

представляют собой ценности, особо важные для трудовой ориентации, собственно рабо-

ты и способов ее выполнения. Последние же пять – являются общечеловеческими добро-

детелями, простыми и понятными, необходимыми для жизни и плодотворной работы в

большом, сложно организованном обществе. Хотя разработка ценностей не порождает

корпоративной культуры, нахождения верных принципов ведет к успеху [7]. Как правило,

основные ценности и принципы работы организации закреплены в философии компании.

Философия компании – официально закрепленные принципы работы компании, которых

должны придерживаться все работники. Философия компании обычно издается в виде

брошюры и раздается все сотрудникам.

Игровая структура корпоративной культуры

1. Язык – «система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки

и символы выступают в качестве представителей (заместителей) других предме-

тов» [12, с. 54]. К языку прежде всего относятся организационный сленг, культур-

ный уровень речи, использование профессиональной лексики, форма обращения к

коллегам.

2. Лозунг – краткое выражение ценностей компании.

Например: «Think!», IBM – («Думай!»);

«Universal Service», American Telephone & Telegraph – («Универсальное

обслуживание»);

«We'll find a way», Continental Bank – («Мы сможем найти выход»);

«Better things for better living through chemistry», Du Pont – («Лучшие про-

дукты для лучшей жизни с помощью химии»)

Выделяют следующие группы лозунгов [10, с. 106].

1. Мировоззрение, философская позиция, кредо:

«Россия – это мы!» (РТР).

2. Взгляды и этика компании:

«Изменим жизнь к лучшему!» (PHILIPS).

3. Особенности компании:

«МК. Газета для всех» (Московский комсомолец).

4. Отношение к потребителю:

«Тефаль, ты всегда думаешь о нас» (TEFAL).

5. Свойство продукции или услуги:

«Качество, которому вы можете доверять!» (PROCTER&GAMBLE).

6. Довод к личности:

«Правильный выбор!» (AT&T), «Ведь Вы этого достойны!» (L'OREAL).

3. Легенды – рассказы, которые отражают историю и имеют в своей основе реаль-

ные изменения, происходящие в организации и передающие унаследованные цен-

ности.

В основе легенд лежит несколько центральных тем [19]:

1. «Главный босс тоже человек».

2. «Можно ли, будучи простым сотрудником, подняться до уровня руководства».

3. «Меня уволят».

4. «Как реагирует шеф на промахи».

5. «Что происходит при катастрофах».

4. Игры и маневры – поведение членов организации, обычно направленное на «со-

крытие» истинных ценностей компании.

5. Ритуалы – социально регулируемая, коллективно осуществляемая последова-

тельность действий, которая ведет к символическому изменению ситуации.

6. Ролевые модели характеризуют идеальных героев в организации, которые своим

поведением персонифицируют и символизируют действующую систему ценно-

стей.

• Ролевые модели представляют собой конкретных людей, «которых можно потро-

гать», их знают, о них рассказывают истории.

• Объектом подражания, идеализации являются прежде всего дела героя.

• Ролевые модели могут быть подлинными или согласованными, речь и действия

идеальных героев соответствуют друг другу.

• Ролевые модели могут символизировать предприятие не только внутри, но и сна-

ружи.

• Поведение ролевых моделей устанавливает «стандарт достижения».

• Ролевые модели должны быть видимы [19].

Очень часто в качестве ролевых моделей выступают основатели компании: Tom

Watson – IBM; Ray Kroc – McDonald's.

7. Символический менеджмент – акции, манера действий, инсценировки, которые

без слов становятся понятными окружающим, указывают на происходящие изме-

нения и объясняют суть дела и надлежащим образом расставляют акценты

Имиджевая структура корпоративной культуры

1. Фирменный стиль

• Логотип

• Флаг

• Корпоративные цвета

• Фирменная одежда

Выбор элементов фирменного стиля в одежде – от полной униформы до отдельных

аксессуаров – для различных категорий персонала определяется сочетанием следующих

факторов [10, с. 133–134]:

1) статус работника компании в производственном процессе;

2) регулярность рабочих контактов с посторонними, посетителями;

3) позиция и роль в официальном внешнем общении;

4) необходимость в быстром опознавании работника компании в окружении;

5) создание атмосферы активного привлечения внимания;

6) гигиена и характер трудового процесса.

Носители фирменного стиля:

• Деловые бумаги (бланки, визитки, листовки, буклеты и т. д.).

• Представительские изделия (календари, открытки, деловые папки, часы, ручки и

т. д.).

• Упаковка продукта деятельности, если он выражается в вещественном виде.

• Реклама.

• Сайты.

• CD, DVD продукты.

2. Архитектура и внутреннее решение офиса

3. Выпускаемая продукция

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...