Лекция 3. Неопросные методы социологических исследований: наблюдение, эксперимент, анализ документов
К неопросным методам социологического исследования относится, прежде всего, наблюдение, с помощью которого исследуются формы общения людей, факты поведения. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является фиксирование событий в момент их непосредственного совершения, а не изучение предварительных или ретроспективных суждений индивидов. Однако в наблюдении очень велик субъективный элемент, поскольку наблюдатель непосредственно связан с объектом и его отношение, интерпретация событий несвободны от эмоций и некоторой тенденциозности. Наиболее объективным и экономичным является анализ документов. Сегодня разработаны методики контент-анализа, позволяющие количественно измерить явление, изучаемое по документам. При изучении процессов в малых группах используют социометрические и игровые методы. В исследованиях аналитического уровня чаще всего прибегают к социальному эксперименту, который может проводиться как в «полевых» так и в лабораторных условиях. Обрабатывают социологическую информацию при помощи статистико-математических методов с применением ПК. Начинают с общей статистики, которую оформляют в табуляграммах – линейном распределении групп в абсолютных числах и процентах. Затем осуществляют группировку данных: структурную (по объективным признакам, свойствам всей совокупности, например, по возрасту), типологическую (по субъективным признакам, например, удовлетворенность трудом и т.д.) и аналитическую (по двум и более признакам, служащим выяснению их взаимосвязи). В результате получаются ряды распределений, оформленные в перечневых или комбинационных таблицах. Для выявления актуальности взаимосвязей признаков проводят корреляционный анализ, для установления предпочтений используют ранжирование и т.д.
Статистически обработанная информация становится предметом анализа. На заключительном этапе исследователь использует описание и классификацию, типологизацию, системный и генетический анализ, социальное моделирование для достижения цели СИ. Лекция 4. Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки
Опросные методы исследования применяются в устной и письменной форме (экспертный опрос, анкетирование, интервьюирование, групповая дискуссия). Метод опроса используется в тех случаях, когда некоторые стороны социального явления скрыты от непосредственного наблюдения, когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания, или когда об объекте нет достоверных документальных данных. В опросных методах роль исследовательского инструмента выполняет вопрос.
Классификация вопросов
Для того чтобы провести опрос, необходим специфический инструментарий. Составить опросный лист (анкету) не так просто, как кажется на первый взгляд. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты, необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.
В существующих словарях, анкетой называется упорядоченный список вопросов. Рассмотрим подробнее вопрос, как следует их упорядочить.
Анкета должна состоять из трех частей: 1. Вводная; 2. Основная; 3. Паспортичка.
Вводная часть Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит: 1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.) 2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос. 3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач. 4. Значимость роли респондента для решения этих задач. 5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия). 6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты). 7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому. Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Эта часть небольшая по объему, но очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение респондента к анкете.
Основная часть Эта главная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых — заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. Эти вопросы должны быть сформулированы просто. Именно благодаря постановке в начале анкеты более легких вопросов респондент подготавливается к наиболее сложным, что помогает постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты. Усложнение вопросов называется «Правилом воронки». После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты.
На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п. Необходимо отметить, что указанный принцип расположения вопросов — по нарастанию их сложности, а затем по мере ее убывания — имеет один недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние получило название «Эффект эха». Паспортичка В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования, количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую. Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Одни специалисты считают, что если она будет находиться в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более, если в опросе будет выясняться внутреннее состояние или знания опрашиваемого. Они считают, что начинать вопросник с паспортички не только не этично, но и нецелесообразно, т. к. это может насторожить респондента и повлиять на достоверность информации, или даже оттолкнет его от заполнения анкеты. Но, с другой стороны, начинать разговор, не представившись, то же не принято. Сначала человек говорит о себе несколько слов (то есть заполняет паспортичку), а потом уже переходит к другим вопросам. А как "снять" настороженность респондента? Просто предложив ему только по своему усмотрению (оговорив еще раз, что это не обязательно), заполнять строку Фамилия, Имя, Отчество или вместо этого ставить определенный код (сочетание различных букв и цифр), который будет знать только сам респондент.
Любой вежливый человек в конце общения, происходившего по его инициативе и удовлетворившего его личные интересы, выражает благодарность. Поэтому в конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и т. п. В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса?" А также предложить участвовать в последующих исследованиях общественного мнения.
Раздел II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|