Эмпирический материал в эссе: примеры и иллюстрации.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Примеры в научных и публицистических текстах – это, прежде всего, способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной и доступной. Удачно приведенный пример может порой на эмоциональном, бессознательном уровне склонить мнение взыскательного или скептически настроенного читателя на сторону автора текста. В учебных и экзаменационных тестах примеры в первую очередь должны продемонстрировать понимание автором связи теории с практикой, его способность применять теоретические рассуждения к реальной жизни, его умение видеть общее в частном, а из частного выводить общее. Приводя примеры, следует избегать типовых ошибок. Главную из них можно назвать «нарушением точности примера». Вполне естественным является стремление автора эссе показать свою эрудицию, оригинальность мышления и т.д. Однако нередко подобное (само по себе нормальное) стремление отрывает его от исходной задачи и превращает поиск нетривиального примера в самоцель. Чаще всего вместо дополнительных баллов это приносит дополнительные штрафные очки. Так, если понадобилось в тексте привести пример животного, относящегося к классу млекопитающих, то не надо для этих целей выбирать утконоса или ехидну. Хотя обращение к последним и может показаться более оригинальным, чем приведение в качестве примеров кошки или собаки, последние бесспорно вполне адекватны поставленной задаче, а экзотические жители Австралии в данном случае только запутают дело. И если вы хотите указать пример сословных отношений, то не надо с этой целью обращаться к современному российскому обществу, а если стремитесь проиллюстрировать целерациональное действие, то не надо описывать покупку свечей в церковной лавке.
Порой такие ошибки в приведении примеров вызываются стремлением не только к оригинальности, но и к их актуализации. Действительно, если вы пишете эссе об общих принципах рыночной экономики, наверное не стоит приводить в пример современную Россию. Хотя анализ происходящих в ней процессов и обладает для нас очевидной актуальностью, рыночные отношения до сегодняшнего дня здесь находятся в стадии становления, будучи обремененными многочисленными наслоениями «переходного периода». Пример России в таком случае может только запутать вопрос, а не прояснить его. Напомним, что Маркс, будучи немцем, выбрал для исследования капиталистической экономики Англию – страну, в которой отношения, характерные для такой экономики, были представлены в «чистом виде». Приводя примеры, необходимо обязательно обращать внимание на то, что условно можно назвать их «качеством». Так очевидно, что эпизод, придуманный автором эссе по ходу его написания, менее интересен и показателен, чем фрагмент, взятый из известного художественного произведения или тем более из социологической концепции. В отличие от ЕГЭ по русскому языку, где различное качество примеров и аргументов по-разному оценивается на основании формальных критериев, в ЕГЭ по обществознанию подобной дифференциации на сегодняшний день нет. Однако на олимпиадах по обществознанию в последние годы все чаще начинают вводить данный пункт в систему критериев оценки. Так, во втором туре олимпиады «Высшая проба», проходившем в 2014 г. в Москве, оригинальные примеры могли принести участнику до 3-х баллов (пункт 2.4.). Кроме того, в том случае, если приводимые факты были взяты из обществоведческой литературы, эксперты могли добавить за них до 4-х баллов по пункту 3.1. «эрудиция в области обществознания». Именно поэтому, подыскивая примеры, следует в первую очередь стараться взять их, опираясь на источники, которые использовались при подготовке к олимпиаде, а также на тексты, которые, возможно, читались ранее для удовлетворения собственного интереса.
5. Вывод из работы, его содержание и форма Если тезис текста можно сравнить с фундаментом дома, аргументы – со стенами, примеры – с отделкой, то вывод – это, конечно же, венчающая всю постройку крыша. Если здание многоэтажное, то на ее долю может приходиться совсем незначительная часть всех конструкций. Но без нее здание потеряет всякую законченность и смыл. Неслучайно, что в большинстве критериев, принятых на разных испытаниях для абитуриентов, оценка за наличие вывода и его адекватность вынесена в отдельный блок критериев. Например, согласно критериям олимпиады «Высшая проба» по обществознанию, действовавшим в 2014 году, грамотный вывод, адекватно соотнесенный со смыслом текста, может принести участнику до 4-х баллов (пункт 1.3.). Именно поэтому, даже в том случае, если на полное и адекватное раскрытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно. Одна из ошибок, часто встречающихся при формулировке вывода – его слишком узкий или, напротив, слишком широкий характер. Чтобы не допустить ее, необходимо помнить, что с точки зрения базовых правил построения текста, содержательный объем вывода должен быть равен содержательному объему основного тезиса. Несложно увидеть, что данный принцип естественно вытекает из самого смысла данных структурных единиц. Действительно, тезис – это положение (утверждение или отрицание), которое обосновывается всем содержанием текста. Итогом этого обоснования, резюмируемым в заключении, и должно стать подтверждение истинности содержания тезиса. Отсюда следует, что сформулировав вывод, необходимо оценить его объем. В правильно сформулированном выводе должны быть подытожены основные положения, обоснованные и доказанные в тексте. Сказанное отнюдь не значит, что при таком подходе две разные части текста будут попросту тавтологично совпадать друг с другом. Как уже говорилось, тезис далеко не всегда в явном виде приводится в начале текста – его четкая формулировка является задачей черновика, а в итоговом варианте эссе он вообще впервые может появиться в самом финале.
Участники олимпиад, не знакомые с этими простыми правилами, нередко заменяют вывод в точном смысле этого слова чем-то другим. В частности, одним из весьма распространенных вариантов подобного «псевдовывода» является формулирование в конце текста своего отношения к поднятой проблеме. Как уже говорилось выше, четко обозначить подобное отношение – в высшией степени важный аспект эссе, однако его ни в коем случае нельзя путать с выводом. Так, автор упомянутого выше эссе на тему магдонализации, завершил свой текст следующим образом: «Во всяком случае в отношениях с учителями и врачами я всегда ориентируюсь не только на профессиональный статус, но и самое главное на личное доверие». Данное предложение было выделено даже в отдельный абзац, что указывает на то, что участник олимпиады отводил ему роль самостоятельной структурной единицы текста. Однако обобщения обоснованных в тексте положений, как нетрудно убедиться, здесь не получилось, автор заменил его обозначением собственной позиции лишь по одному из рассмотренных аспектов. Неудивительно поэтому, что данный абзац не был засчитан как вывод, что и было отражено в резюме экспертов, написанном в конце работы. Итоговый вывод гораздо проще сформулировать в работах, написанных с позиции частичного согласия с анализируемым высказыванием. Так в эссе, посвященном анализу утверждения Сорокина об изменяющейся роли искусства в современном ему мире, финальный абзац начинается со следующей фразы: «Таким образом, взгляд Сорокина можно считать верным лишь отчасти….». Обратите внимание, что при всей, на первый взгляд, тривиальности, данное положение полностью соответствует содержательной линии всего текста, в котором четко прослеживались две линии аргументации. В рамках первой автор раскрывал истинные, на его взгляд, аспекты утверждения, в рамках второй – показывал его ограниченность. Более того, участник не только лаконично сформулировал итоговый вывод работы, но и предпринял попытку объяснения причин, в силу которых сегодня мы не во всем можем согласиться с точкой зрения одного из классиков социологии. По мнению автора, дело не в ошибочности рассмотренной позиции как таковой, а в тех изменениях, которые произошли в социальном мире почти за век, прошедший с выхода в свет данной работы Сорокина. Подобное завершение эссе является в высшей степени корректным и позволяет избежать многих этических трудностей, вызванных необходимостью полемики школьника со знаменитыми представителями общественных наук.
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей, что описанные выше правила, требования, рекомендации отнюдь не привязаны исключительно к олимпиадным эссе. Большинство из них носит универсальный характер, а значит формирование соответствующих навыков пригодится не только на ближайших творческих испытаниях, но наверняка окажется полезным и в дальнейшей жизни.
Задания для самоподготовки А . Сформулируйте тезисы эссе к следующим темам: 1. Социальное равенство и неравенство: за и против; 2. Факторы, в современном российском обществе, тормозящие социальную мобильность; 3. Механизмы взаимодействия культур, функционирующие в миграционных потоках в современной России; 4. Глобализация – противоречивый процесс; 5. Ролевые напряжения в процессах социальной мобильности В. К перечисленным ниже тезисам приведите систему аргументов или контраргументов. Где необходимо, снабдите аргументы доказательствами. 1. Группа тем устойчивее, чем больше членов входит в ее состав. 2. Бесполезно стремиться к достижению социального равенства. 3. Конфликт всегда вреден для коллектива. 4. Угрызения совести мучают только людей, совершивших безнравственный поступок. 5. В первичную социальную группу могут входить люди с разными представлениями о добре и зле, с разными духовными ценностями. 6. По мере совершенствования общества уменьшается необходимость в социальных институтах. 7. В стабильных обществах всегда присутствует тенденция к кристаллизации статусов. 8. В современном обществе могут совпадать экономический, кратический (отношение к власти) и престижный статусы. 9. Не только социальная роль оказывает влияние на человека, но и исполнение человеком роли влияет на социальную роль. 10. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания. 11. Все люди разные, у них разные представления о жизни, поэтому понятие социальные ценности является бессмысленным. 12. Западные ценности неприемлемы на российской почве. 13. Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведения. 14. Рассказывая о националистических выступлениях, СМИ только усиливают межэтнические конфликты.
[1] Олимпиада «Высшая проба» по обществознанию 2013-2014 годов, 10 класс. [2] См.: Поварин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. – М., 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|