Идрис Шах. Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути. Введение
Стр 1 из 71Следующая ⇒
Идрис Шах Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути
Содержание
Введение________________________________________ 5 'Начало к Началу'_________________________________ 9 1 Реальная и воображаемая учеба______________ 12 Суфии и их имитаторы____________________________ 13 Достижение Знания_______________________________ 16 Тайны и суфии___________________________________ 21 Когда встречаться________________________________ 22 Потолок________________________________________ 24 Противоречивые тексты___________________________ 27 Самообман______________________________________ 28 Путешествия на Восток____________________________ 29 Как выглядит суфийский учитель____________________ 31 Книги и за книгами_______________________________ 33 Святость________________________________________ 35 Тайное_________________________________________ 37 «Вы не можете учить по переписке»_________________ 39 Подготовка к 'смирению'__________________________ 41 Насколько серьезен ученик? ________________________ 44 Социальные и психологические элементы в суфийской учебе 45 2 О внимании_______________________________ 47 Характерные черты внимания и наблюдения__________ 48 3 Суфийские учебные темы____________________ 50 Суфийские учебные темы__________________________ 51 4 Вещи этого мира___________________________ 52 Восточный мудрец и газеты________________________ 53 На чем основан интерес___________________________ 54 Мышление в терминах спроса и предложения_________ 55 Действие рассказов и историй______________________ 56 Рассказы о чудесном______________________________ 58 Эффективная деятельность в противовес непрерывной__ 60 Способность приходит прежде мнения_______________ 61 Освященная жадность_____________________________ 62 Духовно убогие__________________________________ 63 Когда критика может прекратиться__________________ 64 Информация и опыт______________________________ 65 Учение – это вопрос поведения_____________________ 66 Познание собственной искренности__________________ 68
Те, кто претендует, и те, кому следовало бы___________ 69 Цель ритуала и удовлетворение от него______________ 70 Реальное и мнимое самосовершенствование___________ 71 Роли учителя и ученика___________________________ 72 5 Действие и смысл__________________________ 74 Настоящая и относительная щедрость________________ 75 Почему суфии превосходят________________________ 76 Замешательство как личная проблема________________ 77 Быть ‘гуру’_____________________________________ 78 Системы________________________________________ 79 Средство и цель__________________________________ 80 Озабоченность и кампания_________________________ 81 Применение, неправильное применение и неприменимость форм обучения 82 Потенциальная возможность и функция______________ 83 Обусловленность и образование____________________ 84 Поиск честного человека__________________________ 85 Как может быть один метод так же хорош, как и другой? 86 6 Двадцать три пункта для изучения___________ 87 Двадцать три пункта для изучения__________________ 88 7 Всеобъемлющая учеба_______________________ 91 Учение и не-учение_______________________________ 92 Некоторые характерные черты суфийской литературы__ 94 Беспристрастность как точка зрения_________________ 97 Характерные черты и цели суфийской группы_________ 98 Предварительные условия для ученика в суфизме______ 99 В ногу – это не в ногу____________________________ 101 Окрасьте вином ваш молитвенный коврик___________ 102 Мастер-красильщик_____________________________ 103 Метод, система и обусловливание__________________ 105 Западная культура______________________________ 106 Западная традиция______________________________ 107 Как учат суфии? ________________________________ 109 Идиотская мудрость_____________________________ 111 Борясь с огнем__________________________________ 113 Мост и его использование_________________________ 114 Вырождение учебы______________________________ 115 Община и развитие человека______________________ 116 Ценность занятий в форме вопросов и ответов________ 118 Посвящение, служение, искренность________________ 120 Суфии и ученые-филологи________________________ 121 Предприятие оценивается по замыслу, а не по внешней форме 125 Суфийские организации__________________________ 126
8 Суфийская учеба__________________________ 126 Собираться вместе_______________________________ 127 Сокрытие недостатков___________________________ 129 Святые и герои_________________________________ 130 Уровни служения_______________________________ 131 Ритуалы и практика_____________________________ 132 Присутствовать_________________________________ 133 Путь в суфизм__________________________________ 134 Давать милостыню______________________________ 137 Сколько раз читать книгу_________________________ 138 Падение религиозного влияния____________________ 140 Почему нет Британской каракулевой овцы? __________ 142 Методы обучения и предварительные условия________ 144 Горе от ‘дел духовных'___________________________ 147 Обучение шоком________________________________ 149 Эмоциональные ожидания________________________ 151 Поспешность выводов____________________________ 152 Четки и ряса____________________________________ 154 Беспорядочные упражнения_______________________ 155 Работать в русле школы__________________________ 157 Поведение-обучение_____________________________ 159 Курс обучения Школы___________________________ 161 Знать о ком-то все_______________________________ 164 Замечания о Пути дервиша_______________________ 165 Встречи, группы, классы_________________________ 166 Внутренние измерения___________________________ 168 Объяснение____________________________________ 169
не пришлось учитывать ваши. – Саади, Розовый сад 13-й век Когда верблюд ваших усилий увязает в грязи, не все ли равно – далеко или близко до цели? – устад Кхалилуллах Кхалили, четверостишия, 1975 Этот мир не имеет бытия, он лишь аллегория: – Шабистари, Тайный сад 13-й век
Введение Совсем недавно, в 1964 г., появились The Sufis Идриса Шаха. И стало очевидно, что вместе с этой книгой, сразу ставшей классической по данной теме, проявился Образец, который время от времени выступает вперед, предлагая суфийский Путь в новых формах, соответствующих современным потребностям. Ибо суфизм – это не изучение прошлого или поклонение средневековым святым: он всегда был и остается эволюционным по духу и действию. Например, великие суфийские классики Среднего Востока были когда-то вызывающе оригинальны своими прозрениями и информацией, шокируя людей с ограниченным кругозором. Идрис Шах предложил нам много книг, многоликих, каковым и приходится быть суфизму: от переиздания суфийской классики до шуток из Насреддиновского корпуса, университетских лекций, традиционных историй, пересказанных заново свежим отточенным языком. Учиться как учиться и другие книги, в современном формате, над которыми Шах сейчас работает, прокладывают путь туда, где мы сталкиваемся с величайшими проблемами: природа человека, как понимать наше поведение, наши организации и культуры. Шах неспроста называет антропологию и психологию младенческими науками, ибо, утверждает он, мы едва начали использовать эти инструменты.
Сейчас уже привычно, что в новейших достижениях физики используются те же понятия и тот же самый язык, что и в традиционном мистицизме; и это общее основание, эта граница расширяется, чтобы ввести новый оригинальный образ мышления в психологию, антропологию, религии, эзотеризм. Шах был бы рад способствовать такому слиянию. Сам он предлагает суфийскую точку зрения и – более того – делает доступным фонд знания, информации. Мы увидим при нашей жизни, – уже начинаем видеть – как наши ученые, обычно более молодые, в силу своей большей гибкости, приходят к Шаху с вопросом: «Что есть в вашем багаже, как части вашей традиции, что мы, современные исследователи, можем использовать, что мы возможно просмотрели или о существовании чего даже не подозреваем? » Я видела, как это случалось: простой вопрос, открывающий новую область. Разве не стоит затратить какое-то время, чтобы рассмотреть как так случилось, что то, что составляет сокровищницу информации, результаты многовековых исследований и искусно практики, могло существовать столь долго, а мы были не в а стоянии допустить возможность его существования? Я не говорю 'тайнах Востока', понимаемых как нечто среднее между шаманизмом и застольным спиритизмом, – что Шах отвергает как 'треп, дрожь и ужас'. Путешественники на мистический Восток были всегда. «Скажите мне, Мастер, что есть Тайна? », «О, ты хочешь Тайны, дорогое дитя, не так ли? Хорошо, стой неделю на голове и повторяй вот такую мантру... » Однако и те из нас, кто пытался подойти к суфизму через то, что предлагалось нам на Западе, почти всегда оказывались в аналогичной ситуации и должны были перерасти это – обусловленность нашего мышления. То, что мы находим на Востоке, – не волшебстве и не мистика, а подход к человечеству, и как к индивидуумам. и как к органичному целому, подход который по утонченности в понятийном отношении и достижениях выходит далека», за границы наших наук.
Как это случилось? Одна причина в том, что, возможно, наша культура не является такой продвинутой, открытой к новым идеям, как мы это себе представляем. Внешние по отношению к обществу люди, полезные тем, что вносят в общества, несмотря на оказываемое поначалу сопротивление, прозрения, судят о нас по-иному. О нас говорят, что мы зажаты, и во многих отношениях. Сейчас мы с легкостью говорим о высокомерии Запада, мы начинаем понимать свою ограниченность. Однако это медленный процесс, ибо нам придется бороться, в случае Среднего Востока и Центральной Азии, с результатами веками насаждаемого подозрения к ужасным сарацинам. Это оказывало и продолжает оказывать смехотворное влияние на нашу культуру: от невежества и фанатизма относительно Ислама до вот такого: оказывается, что символы, принятые в астрологии для обозначения планет, – Марса, Венеры, Меркурия и т. д. – ни что иное как буквы арабского языка, легко распознаваемые теми, кто знает арабский язык. Мы же приписываем им удивительное происхождение. Крошечный пример, даже абсурдный, из огромной, неизведанной области. Но почему же она не исследуется? Мы можем продолжать бормотать о самодовольстве Запада, но вот еще одна сфера, где реально сталкиваешься с ним. Шax, в качестве примера, приводитнаше убеждение, что мы, на Западе, являемся пионерами в исследовании определенных психологических идей. Однако, 'открытия' Фрейда и Юнга можно найти у Ал Газали и Ибн ал-'Араби, умерших в двенадцатом и тринадцатом столетиях, и у других великих мыслителей тех времен. (Юнг признавал, что многим обязан Востоку. Разве не удвительно, что его ученики не проявляют интереса относительно того, что бы там еще могло быть? ) Ал Газали много писал об обусловленности: в те времена, как и теперь, суфийские учителя занимались освобождением людей от внушенных социальных и религиозных учений. Что случилось со всем этим специальным знанием? Оно стало применяться. Его усвоили целители ума, души, тела; его строили, развивали... Однако мы, на Западе, отрезаны от него – все еще отрезаны – и будем отрезаны до тех пор, пока не будем готовы серьезно подумать о своих собственных ментальных путах.
Другой пример: мы говорим о разнообразии и богатстве нашего языка. Однако имеет место следующий факт: английский язык истощен, в нем отсутствуют слова и понятия, в которых мы нуждаемся. Любой писатель, который пытался описать определенные процессы и переживания, с этим столкнулся. Существуют способы обойти это – один из них аналогия – но проблема остается. Горсточка жалких, затертых терминов – бессознательное, душа, дух, коллективное бессознательное, сверхум, эго, суперэго, Оно, паранормальное, экстрасенсорное восприятие, сверхъестественное – и внезапно, очень скоро, увязаешь в песке. Вы не можете использовать эти слова для выражения 'свежих' переживаний, новых идей потому что, каждое тянет за собой нежелательные ассоциации. Однако другие языки не столь скудны, их слова не так перегружены. Нет, это не попытка умаления достоинств английского языка или, ради этого, превознесения других языков, а призыв к осознанию: если имеется крайняя нужда в чем-то, то оно, вероятно, придет. Я надеюсь на это. Между тем, двигаться трудно. Я, мягко говоря, не лингвист но даже мое шапочное знакомство, например, с персидским языком показывает нашу невероятную обделенность. Персидский язык – язык культуры, где определенные виды духовности были в обращении на протяжении столетий. (Появление чудовища, подобного Хомейни, не умаляет сказанного. ) Мои друзья, изучающие 'примитивные' культуры и знающие язык американских индейцев или некоторых африканских сообществ, говорят, что эти языки также хорошо оснащены понятиями, отсутствующими у нас. Наш язык, вероятно, является лучшим инструментом для описания технических процессов, пока под техническими процессами понимаются процессы, ограниченные механическим, но как только они подходят к границам умственной деятельности... Существует еще одно, подобное Гималаям, препятствие, которое мы схематично очертим. Вот уже 2000 лет Запад находится под гнетом страшной тирании – христианской религии. (Я отдаю себе отчет, что здесь читатель улыбнется, подумав рассеянно: «Ну, это девятнадцатый век». ) Но с исторической точки зрения, это было совсем недавно. Я встречала людей, вошедших в конфликт со священниками, когда они захотели всего лишь отказаться от уверенности и догм в пользу агностицизма. Жены и мужья оставляли их, они теряли работу, подвергались социальному остракизму, от них отрекались семьи – и они отправлялись в колонии. Там я, будучи ребенком, их и встречала. Сегодня священники имеют доброжелательный, безобидный внешний вид: наполовину – общественного деятеля, наполовину – сердечного дружка; они лестью склоняют людей к мысли, что те должны родиться заново, или стать частью чего-то или что-то в том же духе. Однако, на протяжении 2000 лет на нас были одеты смирительные рубашки, и даже самое незначительное неповиновение жестоко каралось. Неповиновение Лютера было ограниченным. Он говорил: «Я настаиваю на праве говорить с Богом прямо, без посредничества священников». Он не говорил: «В течение тысячелетий в этом мире были люди, обладавшие методами, информацией, чтобы предоставить возможность тем, кто имел достаточную подготовку, использовать эти инструменты для достижения состояния ума и духа, о котором священники ничего не знали». (Однако, в этом месте мне придется пояснить, что суфизм уважает все религии, говоря, что сутью каждой является Истина. Религия – это тиран, благосклонный или злобный, которого надо разоблачить. ) Я хотела бы знать следующее: как это так, что мы, наши ученые, понимая, что наша культура два тысячелетия находилась под воздействием определенного рода внушенных учений, не исследуем эти влияния на наши ментальные процессы? То, что эти влияния присутствуют, становится 'очевидным, если начинаешь размышлять в этом направлении. Этот как бы запрет, табу, нельзя священников на определенные темы для размышлений, например, что же Иисус и его спутники в действительности думали (поскольку суфии утверждают, что Иисус является одним из реальных Учителей человечества, послание было уничтожено установлениями), абсорбировался в самое вещество наших умов, не давая нам возможности смотреть в некоторых направлениях. И это нельзя может действовать в умах ученых так же сильно, и в умах любых других людей. То, что я схематично, неадекватно здесь очертила – это я блоков и помех, равносильная ментальной тюрьме. Так суфии говорят, что мы живем в такой тюрьме, и что их забота снабдить нас всем необходимым для нашего освобождения. Мы все обусловлены, как легко и быстро сейчас заявляем, но, может быть, становимся способными сказать, что эго недостаточно для того, чтобы увидеть как. Если мы хотим подступиться к суфиям, к их взглядам на жизнь, необходимо когда-то проглотить тот неприятный факт, что они считают нас отсталыми, неразвитыми, плохо сформированными и примитивными с 'закрытыми' умами тех сферах, где для нашего будущего жизненно важно иметь открытый ум. Между тем, Шах чрезвычайно терпеливо отвечает на те вопросы, которые ему задают, и продолжает ждать и надеяться, когда вопросы станут более осмысленными, более утонченными, основанными на лучшей информированности и лучшем самопонимании. Он получает тысячи писем отовсюду, ибо в одинаковой степени является человеком как Востока, так и Запада, и о суфийском пути спрашивают люди от Афганистана до Калифорнии. Из этих вопросов и ответов Шах составил данную книгу, которая столь насыщена полезными точками зрения и информацией, что самое большее, что я могу сделать – привлечь внимание к идеям, которые могут стать полезными отправными точками. Внимание. Шах посвящает ему целую главу, настолько важным он его считает, и настолько мы безразличны ко вниманию. В нашем обществе нас не научили тому, что внимание столь же фундаментально, как и пища, и мы продолжаем спотыкаться, когда ищем способы утолить страстное желание, вместо того, чтобы научиться обеспечивать себя тем, в чем нуждаемся, спокойно и со здравомыслием. Мы безрассудно усиливаем голод, говоря себе, что ищем Бога или Любви или Служения, и не научены распознавать, что движущая нас сила находится в других людях, и что они манипулируют нами и используют нас. Когда этот механизм попадает в поле нашего внимания, и мы начинаем его изучать, то эффект такой, что как будто с обычной жизни опадает завеса, и мы становимся более свободными в наших действиях и выборе. Знание, 'Бог', как товар. Приученные к коммерции, к обладанию, хотению, торговле, купле, продаже, мы таким образом трактуем всякую вещь, включая и то, что предлагает Шах. Однако 'высшее знание' не предмет купли-продажи. Использование литературы. Здесь Шах революционен. Суфии знают и используют множество приемов, в то время, как мы полагаем, что есть лишь один. Наше обучение в школах и колледжах основано на упрощенных идеях, которые не принимают во внимание изменяющееся час от часу состояние ума человека, Мы, здесь на Западе, требуем стандартизованного продукта, говорит Шах: вот, что мы высоко ценим. Но стандартная массовая продукция не то, что интересует его или его спутников, которые учат индивидуумов индивидуальными методами. Группы людей и динамика групп. Психологи действительно изучают этот предмет, столь жизненно важный для нашего общества и всех наших организаций. Здесь Шаху есть, что предложить; человеческая группа это то, с чем работают суфии, и их умудренность далеко превосходит то, к чему мы подобрались. Эмоционализм. Шах, не колеблясь, утверждает, везде приводя в ярость приверженцев религии, что почти все то, что мы претенциозно называем 'религией', 'высшими чувствами', 'мистическим опытом' – не более чем эмоционализм. Нас научили, что есть эмоции и интеллект, но не научили, что помимо них может быть еще что-то, отличное от них обоих. Разоблачение иллюзий. Использование религий, культов, сект, 'Бога' для удовлетворения властных побуждений, потребности в объединении, для замены семьи и секса. Как распознать ложных учителей и самозваных суфиев. Ихчисло быстро растет, и они обманывают несчастных людей, которые могли бы уберечься от них, используя малую толику логического мышления вкупе со здравым смыслом. Много слов и понятий выпало из реального обихода. При чтении этой книги, нас заставляют признать, что в нашей научно-ориентированной, материалистической культуре, такие слова, как смирение, гордость, жадность, любовь, идолопоклонство, милосердие, стремятся расположиться в областях, помеченных как 'религия' или 'этика'. Шах восстанавливает их, очищает от сантиментов и неопределенных эмоций, и вводит их в оборот заново – как инструменты. Отбросьте почему и ищите как – завещал один суфий, известный исследователь Ричард Бартон. Что ж, эта книга о том, как мы, коллективно и индивидуально, можем учиться смотреть на себя и наши учреждения по-другому. И если то, чему нас также учат, неожиданно и иногда приводит в замешательство, то это в великой традиции. Дорис Лессинг 'Начало к Началу'
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|