Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по дисциплине «Демография»

 

для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
заочной формы обучения

 

Тюмень 2013г.

Осипова Л.Б. – к.с.н., доцент кафедры ГМУиП. Методические указания по дисциплине «Демография» для студентов заочной формы обучения – Тюмень: ТюмГАСУ, 2013.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи курса…………………………………………………………………...4

2. Методические указания по практическим занятиям…………………….………….6

3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы……………...22

4. Методические указания по выполнению контрольных работ……………………26

5. Темы контрольных работ……………………………………………………………29

6. Вопросы к зачету…………………………………………………………………….31

7. Тестовые задания………………………………………………………… …………32

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………… 45

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели дисциплины

Общепрофессиональная подготовка менеджера в сфере государственного и муниципального управления включает в качестве составной части изучение демографии как науки о воспроизводстве населения, изучение демографической обстановки и демографических процессов в России и в мире, динамики численности населения, поло возрастной его структуры, демографической политики правительства, региональных аспектов демографических процессов и демографической политики.

Изучение комплекса демографических и этнических проблем позволяет будущему менеджеру конкретно представлять социальное пространство и социальные задачи своей профессиональной деятельности.

 

Задачи дисциплины

 

Задачи курса:

· познакомить студентов с важнейшими теоретическими положениями демографии как науки, ее методами;

· ознакомить студентов с определенным объемом фактического, статистического, наглядного демографического материала как общероссийского, так и регионального масштаба;

· освоить основные направления демографической политики, ее проблемы, связи демографической политики с социально-экономической, культурной, национальной политикой страны;

· показать роль и место демографии в современных условиях.

 

 

Требования к усвоению дисциплины

Изучение «Демографии» связано с необходимостью для будущих специалистов – менеджеров уметь анализировать демографические процессы. Грамотное использование методологии демографии на управленческом уровне позволяет эффективно осуществлять социальный мониторинг развития территории, организации, моделировать развитие социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения.

После изучения дисциплины студент должен:

Иметь представления о:

- основных понятиях, показателях демографических процессов;

- особенностях демографического и социально-экономического состава населения, закономерностях его распределения в статике и динамике;

- методах анализа демографических процессов.

Знать:

- основные категории, понятия и термины, используемые в демографии, историю демографии, ее место среди других дисциплин, основные источники и способы получения информации о состоянии и движении населения, социальные, экономические и иные факторы, влияющие на воспроизводство населения;

- основные демографические теории, дающие представления об особенностях воспроизводства населения;

- особенности естественного движения населения и миграционных процессов.

Уметь:

- делать описание демографической ситуации на конкретной территории;

- анализировать демографические процессы на основе статистических материалов;

- рассчитывать показатели естественного и механического движения населения;

- применять методы анализа статистических показателей;

- оценивать демографические прогнозы на основании данных демографического анализа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

В методических указаниях представлены темы, предусмотренные учебной программой курса для самостоятельного изучения.

В соответствии с темой на практические занятия выносится ряд вопросов, к которым студент готовиться самостоятельно:

· семинары, содержанием которых является обсуждение в группе сообщений и докладов по наиболее актуальным темам и проблемам, подготовленных студентами;

· коллоквиумы, которые предполагают индивидуальную беседу со студентами с целью выяснения его знаний.

На семинарах и практических занятиях закрепляются и уточняются знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной подготовки (желательно, чтобы студент имел одну тетрадь – для лекций, вторая – для практических занятий). В процессе проведения семинаров активно используются такие методы как дискуссия, обмен мнениями по проблемным вопросам, обсуждение докладов, сообщений и рефератов для развития творческих способностей студентов.

При выполнении практических заданий в зависимости от объема учебного плана очной и заочной форм обучения подбираются наиболее важные задания с целью качественного и выполнения студентами и проведения глубокого анализа полученных данных. Некоторые задания по усмотрению преподавателя могут объединяться, другие – усложняться, особенно если они даются не для индивидуального, а для группового выполнения. В результате проведения практических занятий выявляются способности обучаемых применять полученные знания для решения задач, связанных с демографическими проблемами.

Выполнение студентами заданий базируется на знании ими основных теоретических положений по изучаемой теме. Поэтому самостоятельной работе студентов предшествует беседа по вопросам, помещенным в начале каждой темы, в ходе которой выясняется их подготовка.

Большой статистический материал служит в качестве источников при выполнении практических заданий. Такой подход призван научить видеть за сухими колонками цифр сложные демографические, этнические, социальные процессы, происходящие в современном мире в целом и отдельных регионах. Отбирать из множества показателей те, которые позволяют выявить территориальные различия между явлениями и процессами и определить их причины.

В ходе самостоятельной работы студенты знакомятся с лучшими достижениями мировой и отечественной науки по исследованию вопросов теории народонаселения, решению демографических проблем, приобретают навыки и умения отбирать из множества информационных источников наиболее ценные знания, учатся вести самостоятельные научные исследования при подготовке докладов и рефератов.

Контроль успеваемости и качества обученности студентов предусматривает текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы, зачета или экзамена. При подготовке к зачету или экзамену студенты повторяют материал лекций, самостоятельно изучают вопросы программы, не вошедшие в лекции, отвечают на вопросы для самопроверки.

 

Содержание практических (семинарских) занятий

Тематика практических занятий разработана в соответствии с лекционным курсом и требованиями государственного образовательного стандарта. Подготовка к практическим занятиям включает проработку лекционного материала, а также самостоятельное изучение отдельных вопросов по заданным темам.

Таблица 1

 

№ п/п Наименование темы Содержание темы Часы
    Демография как наука о населении Объект и предмет демографии как науки. Население как самовоспроизводящаяся совокупность людей. Возникновение и становление демографии. Развитие демографических исследований в России. Статистические методы демографии. Математические методы демографии. Социологические методы демографии. Система демографических наук. Объекты изучения демографических наук и их краткая характеристика.    
    Демографические источники данных о населении Способы получения демографической информации. Требования, предъявляемые к ней. Переписи населения. История и основные принципы их проведения. Методы проведения переписей населения. Программы переписи и обработки ее данных. Текущий учет демографических событий. Списки и регистры населения. Специальные выборочные обследования населения.    
    Общие измерители численности и структуры населения и их динамики Количественные показатели численности населения. Уравнение демографического баланса. Относительные показатели динамики численности населения. Коэффициенты роста и прироста за период. Среднегодовые коэффициенты и темпы роста и прироста. Использование показательной и экспоненциальной функций для их расчета. Период удвоения численности населения. Пол и половая структура населения. Возраст и возрастная структура населения. Половозрастные пирамиды. Методика их построения. Анализ половозрастной пирамиды населения России.    
    Брачность и разводимость Брак и его формы. Роль брака в человеческом обществе. Брачное состояние и брачная структура. Семейная структура населения. Факторы разводимости. Количественные показатели брачности и разводимости.    
    Рождаемость и репродуктивное поведение Рождаемость и плодовитость. Инфертильность. Количественные показатели рождаемости. Потребность в детях. Репродуктивное поведение. Причины и последствия малодетности.    
      Смертность, продолжительность жизни и самосохранительное поведение Демографическое понятие смертности. Использование статистики смертности для практических нужд. Количественные показатели уровня смертности. Динамика смертности в России. Уровень детской смертности как показатель благосостояния населения страны. Таблицы смертности (дожития) как характеристики общего уровня смертности и ее возрастных особенностей. Смертность по причинам и ее показатели. Динамика ожидаемой продолжительности жизни в России. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.      
    Воспроизводство населения Рост (убыль) населения и его воспроизводство – общее и различное в понятиях. Количественные показатели воспроизводства населения. Истинный коэффициент естественного прироста. Половозрастная структура населения и естественный прирост. Модели стационарного и стабильного населения. Стадии демографического развития населения. Типы воспроизводства населения. Динамика развития населения в различных странах и в России. Причины и последствия взрывообразного роста населения и депопуляции. Демографическая проблема и возможности ее решения.    
    Миграция населения Понятие миграции как механического движения населения. Классификация основных видов миграций. Разнообразие причин миграций. Количественные показатели миграции. Влияние миграций на структуру населения, социальную и хозяйственную сферы.    
  Городское и сельское население Две основные формы расселения людей. Влияние общественно-исторических формаций на тип расселения. Город как многоплановый социальный организм. Агломерации и мегаполисы. Сельское население. Влияние природно-географических факторов на его размещение. Урбанизация, факторы и стадии ее развития. Влияние условий жизни сельского и городского населения на интенсивность демографических процессов.    
  Качество населения и качество жизни Понятие качества населения, качества нации, качества жизни. Методы оценки качества населения и качества жизни. Интегральные показатели. Влияние уровня исторического развития общества на количественный и качественный рост населения. Сравнение показателей качества населения и качества жизни в России и в других странах. Устойчивое развитие. Взаимозависимость развития человеческого потенциала и экономического роста.    
    Демографические факторы социально-экономического развития Понятие трудовых ресурсов. Их состав. Экономически активное население. Рынок труда. Цена рабочей силы. Взаимовлияние состояния рынка труда, экономических и демографических процессов. География безработицы в России. Старение населения и его экономические последствия.        
    Демографическое прогнозирование Демографический прогноз. Классификация демографических прогнозов. Роль демографических прогнозов в планировании развития. Методы перспективного исчисления населения. Применение метода передвижки возрастов для прогнозирования численности и половозрастной структуры населения. Разработка гипотез о будущих тенденциях демографических процессов и точность прогнозов.  
  Демографическая политика Демографическая политика – сущность и содержание, соотношение с состоянием экономики, социальной и семейной политикой. Цели демографической политики. История демографической политики за рубежом. История демографической политики в России. Теория Мальтуса. Суть демографической политики по Мальтусу. Развитие евгенической теории. Ее принципы. Цели и основные направления современной национальной демографической политики. Мировая демографическая политика на уровне ООН, координация национальных политик.    
ИТОГО: 36 час.

 

Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии

 

Демография как отрасль знаний о народонаселении. Цель и задачи дисциплины, ее практическое значение. Предмет и методы исследования в демографии.

Вопросы для повторения:

1. Назовите объект и предмет демографии.

2. Что является атрибутивным признаком для населения как объекта демографии? Являются ли обитатели, например, мужского монастыря (очередь, жители подъезда) населением?

3. Кому принадлежит авторство термина «демография»? Какие еще термины предлагались в качестве имени для новой науки?

4. В чем заключаются основные отличия узкой и широкой трактовки демографии как науки?

5. Каковы основные направления взаимодействия демографии с другими науками?

6. Что изучает этническая демография?

Форма контроля – опрос.

Литература:

1. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. – М.: Nota bene, 2007.

2. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учеб. пособие /Е.Б. Бреева. – М: Дашков и К0, 2006.- 352 с.

3. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие /Под ред. В.Г. Игнатова. – М. ИКЦ «Март», 2005.- 592 с.

4. Демография: Учебник /Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 384 с.

5. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 374 с.

6. Медков В.М. Основы демографии: Учеб. Пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448 с.

7. Медков В.М. Демография: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 683 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...