Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По выполнению самостоятельной работы




 

Учебный план предусматривает часы для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины. Темы дисциплины и их содержание, которые студент изучает самостоятельно, а также объем часов и формы контроля указаны в таблице 2.

 

Таблица 2

Наименование и содержание тем самостоятельной работы,

объем и форма контроля

№ п/п Тема Содержание темы Часы Форма контроля
        Брачность и разводимость Семейная структура населения. Основные брачные статусы. Серийная моногамия. Показатели брачности и разводимости. Виды или формы брака.       Устный опрос
  Рождаемость и репродуктивное поведение Количественные показатели рождаемости. Потребность в детях. Репродуктивное поведение.     Презентации
    Воспроизводство населения Стадии демографического развития населения. Типы воспроизводства населения. Динамика развития населения в различных странах и в России. Причины и последствия взрывообразного роста населения и депопуляции.         Сообщения  
    Миграция населения Классификация основных видов миграций. Разнообразие причин миграций. Влияние миграций на структуру населения, социальную и хозяйственную сферы.         Деловая игра
  Современная демографическая ситуация в регионе Мероприятия органов управления по регулированию демографических процессов в территории.     Тестирование
  Подготовка к коллоквиуму   Защита выступлений
ИТОГО 54час

Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите исследования основных демографических показателей муниципального образования по одной из проблем (рождаемость, смертность, миграция). Обработайте результаты, представьте выводы и рекомендации в виде презентации.

2. Подготовьте сообщение на тему «Этнические особенности воспроизводства населения». Для примера можно рассмотреть любую нацию (ханты, манси, ненцы, цыгане, татары, казахи и т.д.).

3. Проведите сравнительный анализ показателей структуры смертности по причинам в России по сравнению со странами Запада.

4. Проведение анкетирования по теме «Перепись населения и ее актуальность в современном мире».

Пример переписного листа, на основе которого необходимо создать анкету:

1. Ваше родственное отношение с проживающими совместно лицами (по отношению к тому, кто записан первым в этой учетной единице).

2. Ваш пол.

3. Дата Вашего рождения.

4. Ваше состояние в браке.

5. Место Вашего рождения.

6. Ваше гражданство.

7. Ваша национальная принадлежность.

8. Образование.

9. Владение языками.

10. Все имеющиеся у Вас источники средств существования.

11. Занятость.

11.1. В какой отрасли экономики Вы заняты?

11.2. Какую основную продукцию или услуги производит (ока­зывает) предприятие (организация), на котором Вы заняты (включая индивидуальных предпринимателей)?

11.3. Ваша работа находится на территории Вашего города (рай­она)?

11.4. Ваше занятие или выполняемая работа (ответ следует запи­сывать подробно с указанием характера труда).

11.5. В случае отсутствия работы искали ли Вы ее в течение по­следнего месяца?

12. В этом городе (городском поселении или сельской местности района) Вы проживаете непрерывно с рождения?

13. Сколько детей Вы родили?

5. Примерный перечень вопросов для коллоквиума:

· Проблемы качества городской среды (экологические, социальные, транспортные и пр.) и основные направления их решения.

· Новые градостроительные идеи: направленность, примеры воплощения и претворении в жизни.

· Агломерации, конурбации, мегалополисы: положительные и отрицательные аспекты функционирования, пути решения существующих противоречий развития.

· Роль малых и средних городов и поселков городского типа в системе расселения и экономике России.

· Оптимальные пути дальнейшего развития поселений городского типа.

· Состояние здоровья и качества жизни городского населения.

· Сельская семья и ее ресурсный потенциал.

· Особенности урбанизации в России.

· Каковы особенности урбанизации в современное время?

· Охарактеризуйте плотность населения в России

6. Подготовьте презентацию на тему «Мероприятия демографической
политики за рубежом (на примере любой страны)».

7. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Тюменской области?

8. Подготовьте доклад на внутригрупповую конференцию «Прогнозы ООН и направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в России».

Литература для самостоятельного изучения:

1. Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. - М.: NOTA BENE, 2007.

2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: изд. центр. «МарТ», 2005.

3. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 374 с.

4. Лиходей О.А. Демография. Электронное пособие. - СПб.: Институт управления и экономики, 2008.

5. Медков В.М. Демография: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Демография: Учебник /Под ред. Н. А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. -384 с.

7. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. М.: Петроком, 1993.

8. Место демографии в системе наук. /Под ред. О.В. Лармина - М.: Изд-во Моск. ун-та., 2005.

9. Региональная экономика. /Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - Р-на-Д: Феникс, 2009.

10.Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.

11. Акмалова А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Акмалова, В.М. Капицын. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 220 с.

12. Арешев А. Как управлять потоками миграции в Россию? //Российская миграция. - 2007. - №8. - С. 4-9.

13. Балашова Т.Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов /Т. Н. Балашова //Миграционное право.-2007. -№1.-С. 19-21.

14. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление) /С.К. Бондырева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 296 с.

15. Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие вынужденных переселенцев //Социс. - 2007. - №7 - С. 103-107.

16. Методология и методы изучения миграционных процессов: Учеб. пособие /Под ред Ж. Зайончковской, И. Молодикова, В. Мукомель - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с.

17. Юдина Т. Н. Социология миграции: Учеб. пособие для студ. вузов - М. Академический проект, 2006. - 272 с.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа - это самостоятельная работа, выполненная студентом в соответствии с предлагаемой тематикой. Она характеризует уровень теоретической подготовки студента, глубину знаний и навыков в ходе изучения дисциплины, умение студента работать с учебным материалом, способствует подготовке к сдаче итогового контроля по дисциплине «Демография».

Подготовка и написание контрольной работы способствует повышению творческой активности студента, формирует навыки анализа литературы, обобщения материала, практики, помогает овладеть элементами исследовательского подхода в работе. Контрольная работа как самостоятельное учебно-научное исследование позволяет выявить уровень общенаучной специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания для решения конкретных проблем, склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по вопросам исследования.

Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи:

· сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента;

· изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

· обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса;

· показать умение правильного оформления контрольных работ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...