По выполнению самостоятельной работы
Учебный план предусматривает часы для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины. Темы дисциплины и их содержание, которые студент изучает самостоятельно, а также объем часов и формы контроля указаны в таблице 2.
Таблица 2 Наименование и содержание тем самостоятельной работы, объем и форма контроля
Задания для самостоятельной работы: 1. Проведите исследования основных демографических показателей муниципального образования по одной из проблем (рождаемость, смертность, миграция). Обработайте результаты, представьте выводы и рекомендации в виде презентации.
2. Подготовьте сообщение на тему «Этнические особенности воспроизводства населения». Для примера можно рассмотреть любую нацию (ханты, манси, ненцы, цыгане, татары, казахи и т.д.). 3. Проведите сравнительный анализ показателей структуры смертности по причинам в России по сравнению со странами Запада. 4. Проведение анкетирования по теме «Перепись населения и ее актуальность в современном мире». Пример переписного листа, на основе которого необходимо создать анкету: 1. Ваше родственное отношение с проживающими совместно лицами (по отношению к тому, кто записан первым в этой учетной единице). 2. Ваш пол. 3. Дата Вашего рождения. 4. Ваше состояние в браке. 5. Место Вашего рождения. 6. Ваше гражданство. 7. Ваша национальная принадлежность. 8. Образование. 9. Владение языками. 10. Все имеющиеся у Вас источники средств существования. 11. Занятость. 11.1. В какой отрасли экономики Вы заняты? 11.2. Какую основную продукцию или услуги производит (оказывает) предприятие (организация), на котором Вы заняты (включая индивидуальных предпринимателей)? 11.3. Ваша работа находится на территории Вашего города (района)? 11.4. Ваше занятие или выполняемая работа (ответ следует записывать подробно с указанием характера труда). 11.5. В случае отсутствия работы искали ли Вы ее в течение последнего месяца? 12. В этом городе (городском поселении или сельской местности района) Вы проживаете непрерывно с рождения? 13. Сколько детей Вы родили? 5. Примерный перечень вопросов для коллоквиума: · Проблемы качества городской среды (экологические, социальные, транспортные и пр.) и основные направления их решения. · Новые градостроительные идеи: направленность, примеры воплощения и претворении в жизни. · Агломерации, конурбации, мегалополисы: положительные и отрицательные аспекты функционирования, пути решения существующих противоречий развития.
· Роль малых и средних городов и поселков городского типа в системе расселения и экономике России. · Оптимальные пути дальнейшего развития поселений городского типа. · Состояние здоровья и качества жизни городского населения. · Сельская семья и ее ресурсный потенциал. · Особенности урбанизации в России. · Каковы особенности урбанизации в современное время? · Охарактеризуйте плотность населения в России 6. Подготовьте презентацию на тему «Мероприятия демографической 7. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Тюменской области? 8. Подготовьте доклад на внутригрупповую конференцию «Прогнозы ООН и направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в России». Литература для самостоятельного изучения: 1. Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. - М.: NOTA BENE, 2007. 2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: изд. центр. «МарТ», 2005. 3. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 374 с. 4. Лиходей О.А. Демография. Электронное пособие. - СПб.: Институт управления и экономики, 2008. 5. Медков В.М. Демография: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. 6. Демография: Учебник /Под ред. Н. А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. -384 с. 7. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. М.: Петроком, 1993. 8. Место демографии в системе наук. /Под ред. О.В. Лармина - М.: Изд-во Моск. ун-та., 2005. 9. Региональная экономика. /Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - Р-на-Д: Феникс, 2009. 10.Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. 11. Акмалова А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Акмалова, В.М. Капицын. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 220 с. 12. Арешев А. Как управлять потоками миграции в Россию? //Российская миграция. - 2007. - №8. - С. 4-9. 13. Балашова Т.Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов /Т. Н. Балашова //Миграционное право.-2007. -№1.-С. 19-21. 14. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление) /С.К. Бондырева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 296 с.
15. Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие вынужденных переселенцев //Социс. - 2007. - №7 - С. 103-107. 16. Методология и методы изучения миграционных процессов: Учеб. пособие /Под ред Ж. Зайончковской, И. Молодикова, В. Мукомель - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с. 17. Юдина Т. Н. Социология миграции: Учеб. пособие для студ. вузов - М. Академический проект, 2006. - 272 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Контрольная работа - это самостоятельная работа, выполненная студентом в соответствии с предлагаемой тематикой. Она характеризует уровень теоретической подготовки студента, глубину знаний и навыков в ходе изучения дисциплины, умение студента работать с учебным материалом, способствует подготовке к сдаче итогового контроля по дисциплине «Демография». Подготовка и написание контрольной работы способствует повышению творческой активности студента, формирует навыки анализа литературы, обобщения материала, практики, помогает овладеть элементами исследовательского подхода в работе. Контрольная работа как самостоятельное учебно-научное исследование позволяет выявить уровень общенаучной специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания для решения конкретных проблем, склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по вопросам исследования. Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи: · сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента; · изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт, и зафиксировать необходимую информацию; · обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса; · показать умение правильного оформления контрольных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|