Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким термином объединяется творчество художников венециановского круга?

Встреча 4. «Грачи прилетели. Русский пейзаж второй половины XIX-начала XX в»

  Вопросы:

1. В чем отличие художников передвижников от романтиков в изображении природы?

2. Назовите картину, которую современники называли «Весна русского пейзажа», «путеводная звезда»

3. Каким термином объединяется творчество художников венециановского круга?

4. Какой жанр преобладал в России до пейзажа?

5. Для какого вида пейзажа была характерна сдержанность колорита?

6. Кто из русских художников пейзажистов открыл для живописи ценность этюда?

7. Назовите реку, послужившую своеобразной Меккой для русских живописцев?

 

Термины:

Русский бидермайер

Ведута

Пейзаж настроения

Импрессионизм

Стаффаж

 

Картины:

1. Грабарь. Зимнее утро

2. А Саврасов Грачи прилетели. 1871

3. Никифор Крылов. Русская зима. 1827

4. Иван Шишкин. Дубовая роща. 1884

5. Константин Коровин. Зимой. 1894

6. Константин Юон. Лубянская площадь. 1905

7. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894

8. Иван Айвазовский. Девятый вас. 1850 г.

 

                     Ответы:

В чем отличие художников- передвижников от романтиков в изображении природы?

 

Романтиков внешний мир интересовал не столько сам по себе, сколько как олицетворение внутреннего мировощущения человека, то есть он был отражением и выражением субъективных чувств и взглядов.

Принципы романтизма в живописи – из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки. Принципы реализма – напротив, поиск событий и явлений типичных, раскрывающих характер эпохи.

  Реализм в отличие от романтизма дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле – уже объективно, со всеми ее драматическими, а порою и трагическими сторонами.

Например, пейзаж «Владимирка» — картина Исаака Левитана, написанная в 1892 году (сейчас принадлежит Государственной Третьяковской галерее) изображает печально известную дорогу, по которой пролегал путь ссыльных каторжников в Сибирь.  

 

 

Исаак Левитан «Владимирка», 1892

 

 Вся природа, кажется, скорбит вместе с автором, сопереживающим несчастным людям. Пейзаж Левитана трагичен и величественен одновременно и документально точен.  Левитан несколько месяцев жил во Владимирской губернии. Он писал этюды с натуры, находясь у Владимирского тракта — он представлял собой грунтовую дорогу, ведущую из Москвы на восток, в Сибирь. В просторечии эта дорога называлась Владимиркой — в течение многих десятилетий по ней шли под конвоем сосланные на каторгу заключённые, многие из них пострадали за политические взгляды. На этом пути люди терпели лишения, многие умирали по дороге.

Явный социально-политический контекст картины повлиял на отношение к ней покупателей, никто не решался приобрести такую картину для своей коллекции.  Левитан передал ее в дар Третьяковской галерее и был благодарен за то, что ее приняли.

Мотив дороги стал одним из ведущих в пейзажах художников-передвижников, поскольку он является метафорой жизненного пути человека.

Отход от романтических принципов и в пейзажах, и в сюжетной картине позволил художникам-передвижникам создавать у зрителя ощущение сопричастности, соприсутствия, как будто зритель становился непосредственным свидетелем происходящего.

 

Назовите картину, которую современники называли «Весна русского пейзажа», «путеводная звезда»

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 год

Путеводной звездой нового реалистического пейзажа художники-передвижники назвали этот пейзаж за оригинальность, новаторство, выразительность и лиризм.

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 год

 

Каким термином объединяется творчество художников венециановского круга?

Это венециановская школа, которую относят к стилю «русский бидермайер». Ее образовала группа российских живописцев 2-й четверти 19 века, учеников выдающегося русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии.  Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник обучал по частной инициативе; Петербургская академия художеств не предоставила ему официального права преподавания.

 

Венецианов был одним из основоположников русской реалистической школы в изобразительном искусстве.

 

Искусство учеников Венецианова -  венециановской школы - не было повторением или даже развитием принципов, заложенных Венециановым в своем собственном искусстве. Творчество самого Венецианова сочетало искреннее и простодушное восприятие повседневной жизни начала XIX в. с поэтической идеальностью фигур в духе Ампира.

 

А как педагог Венецианов избегал идеализации, характерной для его жанровых картин, и сосредоточивал внимание своих учеников на точном и тщательном изображении русской сельской жизни и природы – в духе реализма.

 

Любовное, внимательное отношение к простым будничным особенностям деревенского быта придавало работам «венециановцев» тонкое лирическое ощущение повседневного быта, неприукрашенной природы, мира домашнего покоя и уюта. Этими чертами искусство венециановской школы сближалось с демократическим движением в немецкой, австрийской, словенской художественных школах, которое известно под названием «бидермайер».

 

Русская зима (Н.С. Крылов, 1827 г.)

 

В отличие от типичных для «бидермайера» западноевропейских образов произведения школы Венецианова отменены последовательным отходом от классицизма и академической методики и ориентацией на непосредственное изучение натуры. При этом, однако, Венецианов сохранял копирование образцов рисунка и рисование с гипсов, посылал своих учеников заниматься в академические классы.

 

Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества («Матросы в сапожной мастерской» А.Г. Денисова, 1832 г., Русский музей, Ленинград), писали городские и сельские пейзажи («Рыбаки. Вид на озеро Молдино» Г.В. Сороки, 1840-е г., Русский музей), интерьеры («Мастерская А.Г. Венецианова» А.А. Алексеева, 1827 г., Русский музей), натюрморты («Отражение в зеркале» Г.В. Сороки, 1840-е г., Русский музей).

 

Из Венециановской школы вышли мастера портретной, пейзажной, жанровой, интерьерной живописи: пейзажисты А.А. Алексеев (1811-1878 г.). Н.С. Крылов (1802-1831 г.) и целый ряд других значительных художников.

Творчество художников Венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...