Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игорь Грабарь. Зимнее утро. 1907

Игорь Грабарь. Зимнее утро. 1907

 

Это произведение в стиле импрессионизма. Создается ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Игра солнечного света со всем богатством цветового спектра на кристалликах инея и на снегу создает ощущение радости. Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку. Белоснежный покров с началом утра покрывается румянцем, словно щечки ребенка. Грабарь сумел передать все это очарование начала дня с помощью великолепной игры цвета.

 

 Снег искрится под лучами солнца. Утром мороз более крепкий, он окрасил деревья в синий цвет. Лучи солнца придают снегу разные оттенки, где-то на переднем плане тени деревьев приобретают зеленоватый оттенок, который звучит как предсказание грядущей весны, когда зеленью покроются кроны деревьев и земля.

 

Сейчас все деревья и земля укутаны в пуховые покрывала. Ветви деревьев склоняются до земли под тяжестью массы снега. Каждая ветка выписана невероятно мастерски. Под деревьями большие сугробы. Скорее всего, ночью шел снег: не видно следов зверей или людей. Пока солнце робко посылает свои лучи сквозь ветки. На снегу живописные цветные тени в виде линий лазури.

На полотне небо не видно, зато перед зрителем разворачивается игра света, льющегося от светила на землю.

Грабарь использовал в картине холодные и теплые краски. Такой контраст дополнительных цветов создает цветовую гармонию, они не враждуют, а дополняют и оттеняют друг друга. Холодная гамма в картине передает ощущение свежести, которое дарит зимний легкий морозец, вокруг полные спокойствие.  Живописец сумел передать красоту утра. Все элементы картины передают очарование природы.

2.       А Саврасов Грачи прилетели. 1871

А Саврасов Грачи прилетели. 1871

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» (1871 год), написанную в селе Молвитино под Костромой, современники называли «Весной русского пейзажа» и «путеводной звездой».

Саврасов создал одним из первых пронзительные образы тихой русской провинции, русской природы новым для того времени реалистическим художественным языком. Художники-передвижники ориентировались на Саврасова и этот пейзаж, высоко оценив за оригинальность, новаторство, выразительность и лиризм.

Пейзажи Саврасова были пейзажами настроения, или лирическими пейзажами, - то есть они с одной стороны реалистичны и изображают объективно природу как она есть, с другой стороны в них явно выражен тот или иной эмоциональный строй. Особенно ярко этот вид пейзажа был представлен затем у ученика А.К.Саврасова – Исаака Левитана.

картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

 

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

 

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

 

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

 

«Грачи прилетели». Уже само название дарит ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, как это было в классицизме, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

 

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

 

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

 

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни.

Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви.

В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

 

Публика привыкла к величавым пейзажам Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова И вдруг в  1871 году, картина Саврасова предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, и ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Скромный деревенский вид превзошел по своему воздействию на зрителя эпические полотна, и на сегодняшний день эта картина по-прежнему популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

 

В 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора картины. Еще один интересный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

 

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику в последовавших копиях. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

 

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может «расклевать зиму» – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...