Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Никифор Крылов. Русская зима. 1827

Никифор Крылов. Русская зима. 1827

Картина «Русская зима» Никифора Крылова – образец стиля «русский бидермайер», автор принадлежал к кругу учеников Алексея Гавриловича Венецианова. Крылов - первый по времени ученик А. Г. Венецианова, художник, с которого началась история Сафонковской школы. Венецианов встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств.

 

Картин Никифора Крылова известно очень мало, «Русская зима» — наиболее значительная из них. В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда у молодого художника возникло намерение исполнить с натуры зимний вид, нашлись меценаты, готовые помочь ему в этом. По выборе Крыловым места около Тосны ему выстроили там целую мастерскую, «дав художнику и содержание во все время его занятий». В течение месяца картина была закончена, и после появления ее на выставке Академии художеств в 1827 произвела на зрителей сильное впечатление.

 

Работая над пейзажем, Крылов оставался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «ничего не изображать иначе чем в натуре является и повиноваться ей одной». Художник писал ландшафт с высокого берега, и это позволило ему представить широкую панораму местности. С косогора дорога спускается в пойму реки Тосны с берегами, поросшими кустарником, вдали видна темная полоса густого хвойного леса. Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.

4.       Иван Шишкин. Дубовая роща. 1884

Иван Шишкин. Дубовая роща. 1884

Картина уникального русского пейзажиста Ивана Шишкина – высокий образец реалистического пейзажа конца 19 века. На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Рядом с ними хрупкие цветы напоминают о сиюминутной мимолетной красоте, у дубов и цветов – свой, такой разный отсчет времени, однако, они гармонично сосуществуют рядом, дополняя друг друга в слаженной полифонии природы. Тщательно прорисованные детали максимально приближают картину к естественности.

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

 

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до воплощения замысла составил 30 лет.  Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.

 

5.       Константин Коровин. Зимой. 1894

Константин Коровин. Зимой. 1894

На протяжении небольшого периода с 1894 по 1895 год Константин Коровин создал целый цикл картин, посвящённый зимним пейзажам севера и средней полосы России. «Зимой» — одна из этих работ, экспонирующаяся сегодня в Третьяковской галерее.

 

Колорит картины скромен, однако, каждый оттенок цвета у Коровина получается каким-то объёмным и богатым – столь филигранно было фактурное письмо живописца. Композиция выстроена по диагонали.

 

В центре сюжета – обычная крестьянская изба, укрытая белым снегом. Всё вокруг буквально дышит размеренной сельской жизнью – покосившийся забор, заснеженный двор, лошадка, готовая вести своих хозяев куда-то. Вдали чуть различима полоса леса, перекликающаяся со стройными голыми берёзками на переднем плане. Автору также удалось изобразить едва уловимую дымку свежего морозного воздуха, которая застилает весь неприхотливый пейзаж.

 

Тёмная покорная деревенская лошадка, запряжённая в сани, спокойно стоит во дворе, привычно ожидая своего хозяина, который вот-вот должен появиться из избы.

 

Еще один уникальный приём Коровина наряду с неуловимой дымкой морозного воздуха – это перламутровое свечение белизны на полотне, полученное в результате смешения серого и белого в их различных тёплых и холодных тонах.

 

Неприхотливая по сюжету зимняя картина - о красоте повседневного. Её исполнение выше всяких похвал, эскизная импрессионистическая манера живописи оживляет полотно с незатейливым сюжетом. Она передает свежее впечатление от увиденного мгновения, которое предстает взору зрителя. Эта картина стала исходной точкой для многих прославленных пейзажистов будущего,  таких как Левитан и Серов.

 

1894 г. Холст на картоне, масло. 37,2 х 52,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

6.       Константин Юон. Лубянская площадь. 1905

Константин Юон. Лубянская площадь. 1905

 

Несмотря на то что Константин Юон был успешным театральным художником, любимым его жанром был пейзаж. Художника вдохновляла русская жизнь: красочная природа, древние церкви. «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах...» Константин Юон

Вместе с художниками Игорем Грабарем и Арбамом Архиповым в 1900-е годы Константин Юон стал одним из инициаторов создания Союза русских художников, ядро которого составили московские пейзажисты.

Юон создал множество картин о Москве: художник писал известные архитектурные памятники, церкви, башни, сани и сараи, деревянные дома посадского люда, серые заборы с высокими воротами и, конечно, людей в ярких праздничных одеждах. К московскому циклу относится и картина «Лубянская площадь».  Вдохновение Юон черпал в московских праздниках, народных гуляньях — шумных и нарядных. Он считал, что «одна из многочисленных миссий художника заключается в том, чтобы быть летописцем своего времени, запечатлевать лицо родной страны и ее людей определенного исторического периода».

 

 

7.Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894

 

В 1890- е годы, работая в основном в разных местах Владимирской и Тверской губерний, Левитан создал три важных полотна – "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем". Драматические по мироощущению, они составили своеобразную трилогию, воплощающую размышления художника над вековечными вопросами о смысле жизни человека, о драматических судьбах.

 

«У омута» «Владимирка»

 

Картина «Над вечным покоем» - это синтезированный пейзаж, написанный на основе этюдов из разных мест. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка.

А церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе на Волге (Ивановская область) при последних лучах солнца.

Известен и эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой», выполненный графитным карандашом на бумаге, также хранится в Государственной Третьяковской галерее.

На картине есть маленький деревянный русский храм в безграничном пространстве. Сам материал постройки – дерево, беззащитный против огня и потому недолговечный, указывает на хрупкость материального начала. В то же время храм и берег земли на картине, вместе выглядят словно нос гигантского корабля, бесстрашно рассекающего водную гладь. Храм – символический корабль, который способен перенести души по океану скорби и лишений простой человеческой жизни в царство вечное.

 Сам автор считал, что это самое удачное его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его мироощущение. В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!». Свинцовые облака тяжело нависли над крутым берегом. На маленьком утесе церквушка, рядом забытое кладбище, погост, последнее пристанище... Хрупкие деревья сгибаются под сильным ветром. В то же время тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь почти заросла травой и стала символом забвения, заброшенности, - люди стали забывать дорогу к спасению.

 Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка...

Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы. Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома.

Жизнь человеческая быстротечна, но не бессмысленна... Каждый человек привносит в мир уникальное разнообразие, и оставляет свой неповторимый след. И далеко не все они исчезают бесследно. В сознании поколений остается то, что становится внутренней необходимостью. И не важно, насколько материально прочно это было воплощено.  Так, к примеру, Сократ, не написавший ни одной книги, тем не менее не забыт, его идеи живут на протяжении тысячелетий. Так людская память сохранила идеи и деяния христианских героев и подвижников и само Богоявление, приход в мир сына Божия, Иисуса Христа. К примерам их бесстрашия и великого сочувствия обращаются люди во все времена.

   Огромное пространство, охваченное взглядом художника, раскрывается зрителю как некая бесконечность. Острое чувство одиночества и беззащитности легко испытать в нем, если искать опору во внешних быстротечных вещах. В то же время картина – не об отчаянии и бессмысленности, а о вечном покое. Из византийской культуры в русскую пришло такое явление как исихазм (к которому принадлежали лучшие русские иконописцы – Феофан Грек и Андрей Рублев) – путь внутреннего молчания, пусть на котором человек учится опираться на внутренние духовные смыслы и силу и приходит к незыблемому покою. Без этой духовной внутренней опоры людям страшно даже подумать о непостоянстве внешнего окружающего мира. 

Автор создал несколько этюдов, прежде чем приступить к основной работе. Эти наброски представляют несомненную ценность, как отдельные произведения. С другой стороны, они позволяют понять тот путь, который прошел автор от задуманной работы до воплощения своей идеи. Мастер несколько смягчил в результате этого пути трагизм пейзажа, добавив при этом мощи природной стихии.

Свет в работе распределен равномерно, тени практически отсутствуют. Использовав приглушенные тона, художнику удалось виртуозно передать самую суть ненастья. Его внимание к мелким деталям делает работу необыкновенно реалистичной и глубокой по содержанию.

 Удивительным образом всей мощи стихии противостоит маленький купол церквушки. Он направлен строго вверх, а его цвет, сливающийся с металлическими тонами неба, создает ощущение неколебимости и прочности. Мастер даже в этой своей работе не обошелся без оптимистических намеков. Лишь твердый дух может помочь человеку обрести покой и уверенность в своих целях и смысле своей жизни. Однако это оптимистичное утверждение "зашифровано" в картине. Лишь самые пытливые зрители способны разглядеть в этой мелкой детали самую суть этой знаковой работы художника.

 Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым написано это полотно, так поразили современников и поражают потомков. Содержание этой картины будет актуальным для всех поколений.

Работа по своим размерам вполне относима к монументальным произведениям автора. А по своей сути она является его духовным завещанием, его творческой программой и наиболее законченным философским отношением художника к миру и людям. Работой восхищались русские поэты и музыканты. Она послужила толчком для создания множества музыкальных и поэтических произведений. А литераторы, как начала 20 века, так и современные, часто включают описание именно этой работы для раскрытия характеров своих героев, а также для придания сюжету своих произведений глубины и содержательности. А.П.Чехов, друг Исаака Левитана, в своих рассказах и повестях описал русскую природу по картинам Левитана, считая, что в них вся ее суть.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...