Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей




НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ


УДК 376.36 ББК 74.3 Л69

Авторы-составители: В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова Л69

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для лого­педов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — 432 с. — (Б-ка учителя-дефектолога).

18ВК 5-691-01211-8.

18ВЫ 5-691-01215-0(11).

В пособии представлены извлечения из работ известных отече­ственных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся.

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 376.36 ББК 74.3

 

© Волкова Л.С., научное редактирование, 2003 © Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Б-ка учителя-дефектолога»

и серийное оформление.

ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003

ISВН 5-691-01211-8 18ВК 5-691-01215-0(11)


Содержание

От составителей

И А. Сикорский Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей

Д.Г. Неткачев Заикание. Новый психологический способ лечения

И.И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия

М.Е. Хватцев Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста. Ускоренная речь. Замедленная речь

М. Зееман Дети с ускоренной речью (тахилалия)

В.И. Селиверстов Опыт организации летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков. Методическое письмо

Н.П. Тяпугин Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте

НА. Чевелева Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности

В.И. Селиверстов Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками

И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева и др. Речевые правила для заикающихся

В.С. Кочергина Расстройства темпа, ритма и плавности речи

С.М. Любинская Техника обучения методу аутогенной тренировки

С.И. Павлова О психологических особенностях заикающихся детей и подростков

В А. Ковшиков Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах

А.В. Ястребова Организация, содержание и принципы коррекционного обучения заикающихся учащихся младших классов

НА. Власова Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов

ГА. Волкова Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников

Л.З.Арутюнян (Андронова) Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью

В.И. Селиверстов Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания

В.М. Шкловский Групповая психотерапия в процессе преодоления заикания

Л.Я. Миссуловин Психотерапия в устранении заикания. Аппарат АИР. Заикание у умственно отсталых детей

М.Е. Хватцев Заикание — недуг устранимый


 

От составителей

Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ое изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающие, однако, до конца всей сути проблемы. Заи­кающиеся же самого разного возраста по-прежнему продол­жают ждать от специалистов реальной помощи в преодоле­нии своего столь мучительного недуга.

В связи с этим в данной подборке материалов мы уделили основное внимание методической стороне проблемы, направ­ленной на оказание практической помощи заикающимся детям, подросткам и взрослым. В пособии нашли отражение вопросы классификации заикающихся детей и взрослых, к которым в процессе коррекционной работы невозможно под­ходить без учета их личностных и других особенностей.

Прежде всего здесь довольно полно освещен комплексный подход к преодолению заикания, учитывающий не только отдельные симптомы данного речевого расстройства, но и иесъ синдром в целом. Приведены также предложенные раз­ными авторами методики преодоления заикания у детей дошкольного и школьного возраста, что позволит читателю использовать в своей работе конкретные методические ре­комендации специалистов.

Освещены в издании вопросы индивидуальной и группо­вой психотерапии, в работе с заикающимися подростками и взрослыми, проблемы организации в нашей стране логопе­дической помощи заикающимся.

Кроме того, опубликованы материалы, касающиеся осо­бенностей проявления и преодоления заикания у умственно отсталых детей, что сделано нами с учетом крайне недоста­точной разработанности этого вопроса.

Составители надеются, что все эти сведения будут полез­ны как для настоящих, так и для будущих логопедов и дефектологов.


 

И.А. Сикорский

Особенности характера и темперамента заикающихся

И условия, способствующие изменению настроения духа

И ассоциации идей

Независимо от указанных трех признаков предрасполо­жения к заиканию (т. е. фамильного заикания, фамильных нервных болезней и знаков вырождения) у подверженных заиканию лиц весьма нередко существует еще один признак, характеризующий предрасположение к болезни. Мы разу­меем особенности характера и темперамента заикающихся. Что эти больные отличаются своеобраз­ными душевными качествами, — это было известно уже пер­вым врачам, наблюдавшим заикание. Но самые поучитель­ные и точные сведения о своем характере дают сами больные.

Существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая от­сюда неуверенность в своих силах и даже нечто вроде неува­жения и даже презрения к самому себе. Как только заикаю­щийся находится наедине или в присутствии людей, которые оказывают мало влияния на его личность, каковы, например, дети, он почти вполне освобождается от робости и смущения. С психологической точки зрения это душевное состояние должно быть причислено к душевным волнениям и наблюдается у заикающихся то в острой форме скоропре­ходящего аффекта смущения и замешательства, то в более продолжительной — в виде постоянного настроения духа, которое только изредка оставляет больного и которое, та­ким образом, является почти неизменной чертой характе­ра. В той и другой форме описываемое психическое состоя­ние с субъективной точки зрения тягостно и составляет главную, не всегда, впрочем, высказываемую, жалобу боль­ных, которых мучает не столько самое заикание, сколько то самочувствие, каким оно сопровождается или из кото­рого оно вытекает.

Другую черту характера заикающихся составляет их чрез­мерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа: эти больные весьма легко приходят в сму­щение, и хотя скоро овладевают собою, но, несмотря на это, снова легко впадают в прежнее состояние под влияни­ем мелких обстоятельств, ничтожное значение ко­торых признают и сами. Уже было замечено выше, что заи­кающиеся особенно чувствительны к впечатлению, произ­водимому живой личностью. Они бывают как бы подавлены своим собеседником, и для многих из них человеческое об­щество до известной степени тягостно. Из этого источника у них возникает недоверие к людям и подозрительность, ко­торую сами они понимают объективно и признают своим не­достатком.

Третью особенность заикающихся составляют пыл­кость и яркость их фантазии, которая живо вос­производит в их сознании сцены когда-нибудь пережитого смущения или иного душевного волнения. Подобные яркие воспоминания повергают их в стыд и краску даже тогда, ког­да они находятся наедине сами с собой. Здесь мы, очевидно, имеем внутреннюю сторону предыдущей черты, т. е. впечат­лительности: больной приходит в аффект под влиянием пред­ставлений или воспоминаний точно так же, как при реаль­ных впечатлениях. Благодаря этому некоторые сцены, пе­режитые больным, некоторые испытанные когда-нибудь давно в незапамятное время душевные волнения снова вос­кресают в памяти с яркостью свежего психического акта, и больной не может отрешиться от тягостных воспоминаний и заставить себя забыть их. Подобную силу обнаруживают не какие-либо крупные события — что было бы естествен­но, — а мелкие обстоятельства, ничтожность которых сам больной вполне сознает.

Четвертую черту характера заикающихся составляет относительная слабость их во л и. Строго говоря, о слабости воли вообще у большей части заикающихся не мо­жет быть и речи, потому что они ведут свою жизнь вполне самостоятельно и обнаруживают надлежащую инициативу точно так же, как и здоровые люди; но известное отсутствие по временам волевого напряжения или известная нереши­тельность составляют чрезвычайно частое явление у заика­ющихся и идут рука об руку с душевными волнениями, от которых они, по всей вероятности, и зависят. Это качество также проявляется главным образом в присутствии посторонней воли.

Наблюдение показывает, что описанные черты характе­ра стоят в самом близком соотношении с заиканием: они рез­че выражены в более тяжелых формах болезни, их налич­ность вызывает приступы судорог, их усиление ожесточает заикливость. Профессор Меркель, автор статьи о заикании, сам страдавший этой болезнью, говорит, что причина заи­кания заключается единственно^..> в психической сфере и главным образом в сфере воли; внешние же причины и пси­хические влияния содействуют этому на столько, на сколь­ко они могут оказывать влияние на душу.

Как мы уже выше сказали, заикающиеся ясно сознают свои психические ненормальности и описывают их вполне объективно. Меркель говорит, что заикание зависит от слабо­сти воли, упадка духа, смущениЖ...> что заикание есть след­ствие известной несвободы, несамостоятельности духа по от­ношению прежде всего к органам речи, но что эти качества распространяются и на все существо заикающегося. К этим словам Меркель прибавляет, что сказанное им почерпнуто непосредственно из правдивой природы, именно из наблюде­ний над самим собой и над собственным заиканием<...>. Д-р Винекен, также страдавший неизлечимым заиканием, гово­рит об упадке духа у заик и в заключение замечает, что если бы ему нужно было коротко высказаться о заикании на ос­новании личного опыта, то он сказал бы, что недостаток воли<...> составляет ближайшую причину заикания. Один

из наших больных, врач, следующим образом характеризует свое душевное состояние: расположение духаболъ-шей частью мрачное, мысль о недостатке (заи­кании) тяготит душу; возбудимость чувства повышена; пустяки возбуждают смех, пустяки же я огорчают; иногда к этому еще присоеди­няется подозрительность. Другой наш больной — студент называет свой характер робким и застенчи­вым от природы, ему кажется, что все на него обращают внимание и чувствуют к нему со­страдание, и мысль об этом более всего удручает его. Еще один молодой человек говорит, что его располагает к заика­нию смущение и апатия, называет свой характер впе­чатлительным, говорит, что самый пустой факт спо­собен его растрогать или обидеть<...>,

Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей

Воздействия, относящиеся к этой категории, имеют весь­ма важное значение в ряду терапевтических мер против заи­кания. Они имеют целью создать для больного такую нрав­ственную обстановку и окружить его такой психической ат­мосферой, которая бы содержала в себе ряд условий, небла­гоприятных для заикания и содействующих нормальной речи. Сверх того, условия эти должны быть ассоциативно связаны с функцией речи таким образом, чтобы всякое на­мерение начать речь вызывало к действию и эти условия: следовательно, речь и благоприятные для нее условия вы­ступают единовременно. Таков смысл разбираемых воздей­ствий. Для достижения задачи можно пользоваться: а) ж е-стами и мимикой,б)внешними формами речи, в) внутренним содержанием ее.

а) Жесты и мимика заикающихся носят в себе мас­су своеобразных элементов, и их можно разделить на не­сколько групп. Одни бесспорно отражают собою настроение духа в текущую минуту; другие имеют свойства и значение заикливых судорог, распространившееся и на язык телодви­жений: они носят судорожный характер и сочетаются с дру­гими судорожными движениями артикуляторных органов; третьи носят несомненный характер самобытных инстинктив­ных терапевтических приемов и имеют такое же значение, как замедленная речь, произносимая важным авторитетным то­ном. Об этих жестах сами больные говорят как о приемах пред­намеренных, сознательных или полусознательных, которые помогают им избавиться от заикания.

Как показывают факты, приведенные выше <...>, больной, вызывая к действию известные жесты и мимику, тем самым возбуждает в себе зачаток того душевного настроения, кото­рое выражают эти жесты; например, посредством смелого взо­ра и выпрямления туловища больной старается возбудить в душе бодрость и смелость подобно тому, как трусливый чело­век громким голосом и притворной смелостью возбуждает в себе бодрость духа. Этими приемами сами больные иногда успевают сделать весьма много для своего излечения. Опыт больного должен быть принят во внимание при терапии.

Мимика и жесты могут сделаться орудием психи­ческого лечения заикания таким образом, что врач-руково­дитель, избирая наиболее полезные и пригодные для боль­ного жесты, старается по преимуществу обучить его этим внешним приемам, как форме, подобно тому как актер обучается выражать внешними знаками внутреннее содер­жание, например, мужество, уверенность, независимость ха­рактера и т. д. Для обучения этому, в применении к нашей задаче, могут достаточно послужить разные руководства к сценическому искусству.

б) Выразительное чтение. Единовременно с изло­женными сейчас упражнениями больной обучается вырази­тельному чтению, чтобы иметь возможность и жестами, и интонацией выразить содержание читаемого.

Для того чтобы указанные под литерами а и б приемы, т. е. жесты, мимика и внешние формы выразительного чтения, нашли себе надлежащее терапевтическое применение, изби­раются для чтения больным или больному отрывки различ­ного содержания в прозе и стихах. Выбор отрывков имеет существенное значение.

в) Содержание читаемого должно вызывать те чувства, то настроение духа и те ассоциации, которые могут быть полезны как терапевтические меры и которые боль­ной уже приучился выражать соответственными жестами, мимикой и интонацией. Выбору сюжетов для чтения при ле­чении болезней речи придавали значение врачи классичес­кой древности, и это показывает, как высоко стояли они в понимании таких сложных расстройств, как заикание. В главе о речевых упражнениях —Антилл го­ворит: «Тот, кто не лишен литературного обра­зования, должен прочесть на память отры­вок,какой ему покажется лучше и где встре­чаются переходы от нежного мягкого языка к суровому, диком у; кто не знает эпических стихов, пусть читает ям б; элегия должна за­нимать третий ряд, лирическая поэзия — четвертый. Упражняющемуся лучше читать наизусть, нежели по книге». Мы уже указали выше значение содержания и его влияние на заикающихся, именно — эпическая поэзия представляет объективный рас­сказ, ведущийся от имени одного лица, и читающему легко уловить тон рассказа, приспособиться к нему и усвоить его, в лирике же — наоборот, и, кроме того, лирике присущ эле­мент, действующий на чувство, способный колебать у заи­кающихся настроение духа. Важное значение и влияние со­держания читаемого на заикание оценено и новейшими ав­торами. Блюме очень тонко замечает: «Чтобы обеспе­чить больного в жизни от всяких душевных волнений, следует в качестве последнего упражнения давать ему читать драмы, по­том комедии и, наконец, трагедии; сначала следует предоставить ему читать только одну роль, потом несколько, чтобы вызвать в нем различные настроения духа при сме­не т о н а». В самом деле, порядок чтения и последователь­ность соображены в этом совете чрезвычайно тонко. Опыт показывает, что заики легче всего читают эпические рас­сказы, элегия и лирика им даются труднее, а драма всего труднее.

В выборе отрывков для чтения должна быть строго прове­дена идея — дать больному чтение, которое своим содержа­нием вызвало бы необходимое для терапии настроение духа и ассоциаций — это одна сторона дела; другая состоит в том, чтобы обучить больного искусству выразительного чтения и тем дать ему в руки средство производить своим чтением и речью художественное впечатление на самого себя. Когда больной в этом достаточно успел, ему будет легко умствен-н ы м путем вызвать соответственное состояние духа совер­шенно так же, как воспоминание грустного или веселого мотива у здорового человека вызывает то мимолетную грусть, то веселость.

Все изложенное касается пока общей формальной сторо­ны дела, теперь переходим к конкретной.

Когда больной достаточно успел в обучении выразитель­ному чтению, врач тщательно подбирает содержание и внеш­ние формы исполнения чтения как материал для психичес­кого воздействия на пациента, сообразно особенностям его характера, его слабым сторонам и недостаткам <...>. Если боль­ной отличается, как это нередко бывает, крайней робостью, конфузливостью, врач избирает торжественное содержание и трескучие отрывки, исполняемые громким голосом, и этим чтением и исполнением воспитывает в больном те состояния духа, которые для него менее привычны, мало в нем разрабо­таны или подавлены преобладанием других душевных вол­нений. Если больной отличается упадком духа, недовери­ем к себе, избирают для упражнения серьезные темы, тре­бующие важного авторитетного тона. Если же больной — субъект крайне чуткий, легко волнуется, избирают на первое время упражнения в эпической поэзии, которые приучают больного к объективной спокойной речи. Без сомнения, нельзя думать, что подобного рода упражнения переделыва­ют характер, хотя отчасти и это действительно достигается таким психическим уходом за больным; но в лечении заика­ния гораздо важнее форма, нежели содержание: важно то, чтобы больной, как актер, мог передать известное ду­шевное состояние, войдя в роль исполнителя, чтобы он при­обрел навык менять без труда состояние духа, если оно яв­ляется толчком к заиканию (строго говоря, не менять, а подавить его и тем защитить себя от его влияния на речь). В этом главная задача.

Изложенные упражнения имеют высокое практическое применение, так как они дают больному возможность легко перейти к тому индивидуальному говору, к той индиви­дуальной речи, которая описанавыше<...> и которая необходима для больного как совершенно верное средство против заикания. Упражнения покажут, какого рода фор­ма речи, манеры и внешний психический тон более всего обеспечивают больного и должны войти как составная часть в его индивидуальную речь, понимая ее в широком смысле как язык слов и жестов.

Профилактика заикания

Из фактов, приведенных в отделе этиологии, видно, что заикание представляет собою болезнь наследственную. Три четверти заикающихся получили природное расположение к болезни, и одна четверть заболела по причинам случайным. В числе случайных причин первое место занимает испуг <...>. Таким образом, причины заикания просты и оче­видны, тем не менее ряд мероприятий против появления бо­лезни представляет собою сумму довольно сложных условий, главнейшую из которых мы постараемся наметить.

Что касается прежде всего предохранения детей от испу­га, то было бы недостаточно ограничиться заботой об удале­нии и отстранении условий, способных испугать; необходи­мо дать ребенку такое воспитание, которое бы сделало его менее восприимчивым к страхуй предохранило бы его от более тяжких и опасных форм этого душевного вол­нения. Подобная цель достигается двояким путем, а имен­но: 1) путем развития в ребенке здоровых сильных чувств на счет слабых форм их и 2) развитием и упражнением воли ре­бенка в искусстве подавления душевных волнений и физи­ческих ощущений. Такое воспитание ребенка, являясь- для него источником истинного психического прогресса, вместе с тем может послужить началом, предохраняющим от опас­ных последствий испуга.<...>

Независимо от указанного основного требования не менее важны и другие предохранительные меры. Сюда относится прежде всего:

Тщательное наблюдение за ходом разви­тия речи у ребенка, как предрасположенного к заи­канию, так и здорового, с целью предупредить те ненормаль­ности в ходе этого развития, которые являются предвестни­ками заикания. При появлении этих предвестников необхо димо обратить особое внимание на правильное развитие речи, сделав предметом систематических упражнений голос ребенка, выговор букв, интонацию и пр. по правилам, кото­рые будут изложены ниже.

Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умствен­ное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние пси­хического утомления, которое обнаруживается прежде все­го увеличенной возбудимостью и неспособностью сдержи­вать душевные волнения, т. е. такими условиями, при кото­рых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание.

В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений с помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела произво­димых движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации. Необходимо придать этим упражнениям г и -гиеническое значение, а не одно лишь педагогичес­кое, тщательно заботясь о развитии сильного, отчетливого и свободного действия аппаратов голоса и речи. Надлежит стать в этом отношении на точку зрения врачей классичес­кой древности; необходимо внести в отдел общей или школь­ной гигиены: задачу развития груди, упражнение голоса, разговора, чтение и декламацию. Все эти упражнения неза­висимо от своей непосредственной цели — развития речи — будут содействовать вместе с тем укреплению воли, со­гласно афоризму Гиппократа: «…», т. е. упражнение го­лоса, а именно: декламирование, чтение, пение возбуждают душу. Эта превосходная мысль отца научной медицины до­селе не утратила своего глубокого значения, и мы с особою настойчивостью указываем на необходимость ее применения на практике.

Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889. — С. 175—177; 299—302; 241—243.

 

 


Д.Г. Неткачев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...