Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей
Стр 1 из 34Следующая ⇒ НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ УДК 376.36 ББК 74.3 Л69 Авторы-составители: В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова Л69 Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. — 432 с. — (Б-ка учителя-дефектолога). 18ВК 5-691-01211-8. 18ВЫ 5-691-01215-0(11). В пособии представлены извлечения из работ известных отечественных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся. Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. УДК 376.36 ББК 74.3
© Волкова Л.С., научное редактирование, 2003 © Селиверстов В.И., Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Б-ка учителя-дефектолога» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 © Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 ISВН 5-691-01211-8 18ВК 5-691-01215-0(11) Содержание От составителей И А. Сикорский Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей Д.Г. Неткачев Заикание. Новый психологический способ лечения И.И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия М.Е. Хватцев Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста. Ускоренная речь. Замедленная речь
М. Зееман Дети с ускоренной речью (тахилалия) В.И. Селиверстов Опыт организации летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков. Методическое письмо Н.П. Тяпугин Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте НА. Чевелева Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности В.И. Селиверстов Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева и др. Речевые правила для заикающихся В.С. Кочергина Расстройства темпа, ритма и плавности речи С.М. Любинская Техника обучения методу аутогенной тренировки С.И. Павлова О психологических особенностях заикающихся детей и подростков В А. Ковшиков Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах А.В. Ястребова Организация, содержание и принципы коррекционного обучения заикающихся учащихся младших классов НА. Власова Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов ГА. Волкова Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников Л.З.Арутюнян (Андронова) Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью В.И. Селиверстов Современный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания В.М. Шкловский Групповая психотерапия в процессе преодоления заикания Л.Я. Миссуловин Психотерапия в устранении заикания. Аппарат АИР. Заикание у умственно отсталых детей М.Е. Хватцев Заикание — недуг устранимый
От составителей Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ое изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающие, однако, до конца всей сути проблемы. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучительного недуга.
В связи с этим в данной подборке материалов мы уделили основное внимание методической стороне проблемы, направленной на оказание практической помощи заикающимся детям, подросткам и взрослым. В пособии нашли отражение вопросы классификации заикающихся детей и взрослых, к которым в процессе коррекционной работы невозможно подходить без учета их личностных и других особенностей. Прежде всего здесь довольно полно освещен комплексный подход к преодолению заикания, учитывающий не только отдельные симптомы данного речевого расстройства, но и иесъ синдром в целом. Приведены также предложенные разными авторами методики преодоления заикания у детей дошкольного и школьного возраста, что позволит читателю использовать в своей работе конкретные методические рекомендации специалистов. Освещены в издании вопросы индивидуальной и групповой психотерапии, в работе с заикающимися подростками и взрослыми, проблемы организации в нашей стране логопедической помощи заикающимся. Кроме того, опубликованы материалы, касающиеся особенностей проявления и преодоления заикания у умственно отсталых детей, что сделано нами с учетом крайне недостаточной разработанности этого вопроса. Составители надеются, что все эти сведения будут полезны как для настоящих, так и для будущих логопедов и дефектологов.
И.А. Сикорский Особенности характера и темперамента заикающихся И условия, способствующие изменению настроения духа И ассоциации идей Независимо от указанных трех признаков предрасположения к заиканию (т. е. фамильного заикания, фамильных нервных болезней и знаков вырождения) у подверженных заиканию лиц весьма нередко существует еще один признак, характеризующий предрасположение к болезни. Мы разумеем особенности характера и темперамента заикающихся. Что эти больные отличаются своеобразными душевными качествами, — это было известно уже первым врачам, наблюдавшим заикание. Но самые поучительные и точные сведения о своем характере дают сами больные.
Существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах и даже нечто вроде неуважения и даже презрения к самому себе. Как только заикающийся находится наедине или в присутствии людей, которые оказывают мало влияния на его личность, каковы, например, дети, он почти вполне освобождается от робости и смущения. С психологической точки зрения это душевное состояние должно быть причислено к душевным волнениям и наблюдается у заикающихся то в острой форме скоропреходящего аффекта смущения и замешательства, то в более продолжительной — в виде постоянного настроения духа, которое только изредка оставляет больного и которое, таким образом, является почти неизменной чертой характера. В той и другой форме описываемое психическое состояние с субъективной точки зрения тягостно и составляет главную, не всегда, впрочем, высказываемую, жалобу больных, которых мучает не столько самое заикание, сколько то самочувствие, каким оно сопровождается или из которого оно вытекает. Другую черту характера заикающихся составляет их чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа: эти больные весьма легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собою, но, несмотря на это, снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами. Уже было замечено выше, что заикающиеся особенно чувствительны к впечатлению, производимому живой личностью. Они бывают как бы подавлены своим собеседником, и для многих из них человеческое общество до известной степени тягостно. Из этого источника у них возникает недоверие к людям и подозрительность, которую сами они понимают объективно и признают своим недостатком. Третью особенность заикающихся составляют пылкость и яркость их фантазии, которая живо воспроизводит в их сознании сцены когда-нибудь пережитого смущения или иного душевного волнения. Подобные яркие воспоминания повергают их в стыд и краску даже тогда, когда они находятся наедине сами с собой. Здесь мы, очевидно, имеем внутреннюю сторону предыдущей черты, т. е. впечатлительности: больной приходит в аффект под влиянием представлений или воспоминаний точно так же, как при реальных впечатлениях. Благодаря этому некоторые сцены, пережитые больным, некоторые испытанные когда-нибудь давно в незапамятное время душевные волнения снова воскресают в памяти с яркостью свежего психического акта, и больной не может отрешиться от тягостных воспоминаний и заставить себя забыть их. Подобную силу обнаруживают не какие-либо крупные события — что было бы естественно, — а мелкие обстоятельства, ничтожность которых сам больной вполне сознает.
Четвертую черту характера заикающихся составляет относительная слабость их во л и. Строго говоря, о слабости воли вообще у большей части заикающихся не может быть и речи, потому что они ведут свою жизнь вполне самостоятельно и обнаруживают надлежащую инициативу точно так же, как и здоровые люди; но известное отсутствие по временам волевого напряжения или известная нерешительность составляют чрезвычайно частое явление у заикающихся и идут рука об руку с душевными волнениями, от которых они, по всей вероятности, и зависят. Это качество также проявляется главным образом в присутствии посторонней воли. Наблюдение показывает, что описанные черты характера стоят в самом близком соотношении с заиканием: они резче выражены в более тяжелых формах болезни, их наличность вызывает приступы судорог, их усиление ожесточает заикливость. Профессор Меркель, автор статьи о заикании, сам страдавший этой болезнью, говорит, что причина заикания заключается единственно^..> в психической сфере и главным образом в сфере воли; внешние же причины и психические влияния содействуют этому на столько, на сколько они могут оказывать влияние на душу. Как мы уже выше сказали, заикающиеся ясно сознают свои психические ненормальности и описывают их вполне объективно. Меркель говорит, что заикание зависит от слабости воли, упадка духа, смущениЖ...> что заикание есть следствие известной несвободы, несамостоятельности духа по отношению прежде всего к органам речи, но что эти качества распространяются и на все существо заикающегося. К этим словам Меркель прибавляет, что сказанное им почерпнуто непосредственно из правдивой природы, именно из наблюдений над самим собой и над собственным заиканием<...>. Д-р Винекен, также страдавший неизлечимым заиканием, говорит об упадке духа у заик и в заключение замечает, что если бы ему нужно было коротко высказаться о заикании на основании личного опыта, то он сказал бы, что недостаток воли<...> составляет ближайшую причину заикания. Один
из наших больных, врач, следующим образом характеризует свое душевное состояние: расположение духаболъ-шей частью мрачное, мысль о недостатке (заикании) тяготит душу; возбудимость чувства повышена; пустяки возбуждают смех, пустяки же я огорчают; иногда к этому еще присоединяется подозрительность. Другой наш больной — студент называет свой характер робким и застенчивым от природы, ему кажется, что все на него обращают внимание и чувствуют к нему сострадание, и мысль об этом более всего удручает его. Еще один молодой человек говорит, что его располагает к заиканию смущение и апатия, называет свой характер впечатлительным, говорит, что самый пустой факт способен его растрогать или обидеть<...>, Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей Воздействия, относящиеся к этой категории, имеют весьма важное значение в ряду терапевтических мер против заикания. Они имеют целью создать для больного такую нравственную обстановку и окружить его такой психической атмосферой, которая бы содержала в себе ряд условий, неблагоприятных для заикания и содействующих нормальной речи. Сверх того, условия эти должны быть ассоциативно связаны с функцией речи таким образом, чтобы всякое намерение начать речь вызывало к действию и эти условия: следовательно, речь и благоприятные для нее условия выступают единовременно. Таков смысл разбираемых воздействий. Для достижения задачи можно пользоваться: а) ж е-стами и мимикой,б)внешними формами речи, в) внутренним содержанием ее. а) Жесты и мимика заикающихся носят в себе массу своеобразных элементов, и их можно разделить на несколько групп. Одни бесспорно отражают собою настроение духа в текущую минуту; другие имеют свойства и значение заикливых судорог, распространившееся и на язык телодвижений: они носят судорожный характер и сочетаются с другими судорожными движениями артикуляторных органов; третьи носят несомненный характер самобытных инстинктивных терапевтических приемов и имеют такое же значение, как замедленная речь, произносимая важным авторитетным тоном. Об этих жестах сами больные говорят как о приемах преднамеренных, сознательных или полусознательных, которые помогают им избавиться от заикания. Как показывают факты, приведенные выше <...>, больной, вызывая к действию известные жесты и мимику, тем самым возбуждает в себе зачаток того душевного настроения, которое выражают эти жесты; например, посредством смелого взора и выпрямления туловища больной старается возбудить в душе бодрость и смелость подобно тому, как трусливый человек громким голосом и притворной смелостью возбуждает в себе бодрость духа. Этими приемами сами больные иногда успевают сделать весьма много для своего излечения. Опыт больного должен быть принят во внимание при терапии. Мимика и жесты могут сделаться орудием психического лечения заикания таким образом, что врач-руководитель, избирая наиболее полезные и пригодные для больного жесты, старается по преимуществу обучить его этим внешним приемам, как форме, подобно тому как актер обучается выражать внешними знаками внутреннее содержание, например, мужество, уверенность, независимость характера и т. д. Для обучения этому, в применении к нашей задаче, могут достаточно послужить разные руководства к сценическому искусству. б) Выразительное чтение. Единовременно с изложенными сейчас упражнениями больной обучается выразительному чтению, чтобы иметь возможность и жестами, и интонацией выразить содержание читаемого. Для того чтобы указанные под литерами а и б приемы, т. е. жесты, мимика и внешние формы выразительного чтения, нашли себе надлежащее терапевтическое применение, избираются для чтения больным или больному отрывки различного содержания в прозе и стихах. Выбор отрывков имеет существенное значение. в) Содержание читаемого должно вызывать те чувства, то настроение духа и те ассоциации, которые могут быть полезны как терапевтические меры и которые больной уже приучился выражать соответственными жестами, мимикой и интонацией. Выбору сюжетов для чтения при лечении болезней речи придавали значение врачи классической древности, и это показывает, как высоко стояли они в понимании таких сложных расстройств, как заикание. В главе о речевых упражнениях —Антилл говорит: «Тот, кто не лишен литературного образования, должен прочесть на память отрывок,какой ему покажется лучше и где встречаются переходы от нежного мягкого языка к суровому, диком у; кто не знает эпических стихов, пусть читает ям б; элегия должна занимать третий ряд, лирическая поэзия — четвертый. Упражняющемуся лучше читать наизусть, нежели по книге». Мы уже указали выше значение содержания и его влияние на заикающихся, именно — эпическая поэзия представляет объективный рассказ, ведущийся от имени одного лица, и читающему легко уловить тон рассказа, приспособиться к нему и усвоить его, в лирике же — наоборот, и, кроме того, лирике присущ элемент, действующий на чувство, способный колебать у заикающихся настроение духа. Важное значение и влияние содержания читаемого на заикание оценено и новейшими авторами. Блюме очень тонко замечает: «Чтобы обеспечить больного в жизни от всяких душевных волнений, следует в качестве последнего упражнения давать ему читать драмы, потом комедии и, наконец, трагедии; сначала следует предоставить ему читать только одну роль, потом несколько, чтобы вызвать в нем различные настроения духа при смене т о н а». В самом деле, порядок чтения и последовательность соображены в этом совете чрезвычайно тонко. Опыт показывает, что заики легче всего читают эпические рассказы, элегия и лирика им даются труднее, а драма всего труднее. В выборе отрывков для чтения должна быть строго проведена идея — дать больному чтение, которое своим содержанием вызвало бы необходимое для терапии настроение духа и ассоциаций — это одна сторона дела; другая состоит в том, чтобы обучить больного искусству выразительного чтения и тем дать ему в руки средство производить своим чтением и речью художественное впечатление на самого себя. Когда больной в этом достаточно успел, ему будет легко умствен-н ы м путем вызвать соответственное состояние духа совершенно так же, как воспоминание грустного или веселого мотива у здорового человека вызывает то мимолетную грусть, то веселость. Все изложенное касается пока общей формальной стороны дела, теперь переходим к конкретной. Когда больной достаточно успел в обучении выразительному чтению, врач тщательно подбирает содержание и внешние формы исполнения чтения как материал для психического воздействия на пациента, сообразно особенностям его характера, его слабым сторонам и недостаткам <...>. Если больной отличается, как это нередко бывает, крайней робостью, конфузливостью, врач избирает торжественное содержание и трескучие отрывки, исполняемые громким голосом, и этим чтением и исполнением воспитывает в больном те состояния духа, которые для него менее привычны, мало в нем разработаны или подавлены преобладанием других душевных волнений. Если больной отличается упадком духа, недоверием к себе, избирают для упражнения серьезные темы, требующие важного авторитетного тона. Если же больной — субъект крайне чуткий, легко волнуется, избирают на первое время упражнения в эпической поэзии, которые приучают больного к объективной спокойной речи. Без сомнения, нельзя думать, что подобного рода упражнения переделывают характер, хотя отчасти и это действительно достигается таким психическим уходом за больным; но в лечении заикания гораздо важнее форма, нежели содержание: важно то, чтобы больной, как актер, мог передать известное душевное состояние, войдя в роль исполнителя, чтобы он приобрел навык менять без труда состояние духа, если оно является толчком к заиканию (строго говоря, не менять, а подавить его и тем защитить себя от его влияния на речь). В этом главная задача. Изложенные упражнения имеют высокое практическое применение, так как они дают больному возможность легко перейти к тому индивидуальному говору, к той индивидуальной речи, которая описанавыше<...> и которая необходима для больного как совершенно верное средство против заикания. Упражнения покажут, какого рода форма речи, манеры и внешний психический тон более всего обеспечивают больного и должны войти как составная часть в его индивидуальную речь, понимая ее в широком смысле как язык слов и жестов. Профилактика заикания Из фактов, приведенных в отделе этиологии, видно, что заикание представляет собою болезнь наследственную. Три четверти заикающихся получили природное расположение к болезни, и одна четверть заболела по причинам случайным. В числе случайных причин первое место занимает испуг <...>. Таким образом, причины заикания просты и очевидны, тем не менее ряд мероприятий против появления болезни представляет собою сумму довольно сложных условий, главнейшую из которых мы постараемся наметить. Что касается прежде всего предохранения детей от испуга, то было бы недостаточно ограничиться заботой об удалении и отстранении условий, способных испугать; необходимо дать ребенку такое воспитание, которое бы сделало его менее восприимчивым к страхуй предохранило бы его от более тяжких и опасных форм этого душевного волнения. Подобная цель достигается двояким путем, а именно: 1) путем развития в ребенке здоровых сильных чувств на счет слабых форм их и 2) развитием и упражнением воли ребенка в искусстве подавления душевных волнений и физических ощущений. Такое воспитание ребенка, являясь- для него источником истинного психического прогресса, вместе с тем может послужить началом, предохраняющим от опасных последствий испуга.<...> Независимо от указанного основного требования не менее важны и другие предохранительные меры. Сюда относится прежде всего: Тщательное наблюдение за ходом развития речи у ребенка, как предрасположенного к заиканию, так и здорового, с целью предупредить те ненормальности в ходе этого развития, которые являются предвестниками заикания. При появлении этих предвестников необхо димо обратить особое внимание на правильное развитие речи, сделав предметом систематических упражнений голос ребенка, выговор букв, интонацию и пр. по правилам, которые будут изложены ниже. Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умственное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние психического утомления, которое обнаруживается прежде всего увеличенной возбудимостью и неспособностью сдерживать душевные волнения, т. е. такими условиями, при которых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание. В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений с помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела производимых движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации. Необходимо придать этим упражнениям г и -гиеническое значение, а не одно лишь педагогическое, тщательно заботясь о развитии сильного, отчетливого и свободного действия аппаратов голоса и речи. Надлежит стать в этом отношении на точку зрения врачей классической древности; необходимо внести в отдел общей или школьной гигиены: задачу развития груди, упражнение голоса, разговора, чтение и декламацию. Все эти упражнения независимо от своей непосредственной цели — развития речи — будут содействовать вместе с тем укреплению воли, согласно афоризму Гиппократа: «…», т. е. упражнение голоса, а именно: декламирование, чтение, пение возбуждают душу. Эта превосходная мысль отца научной медицины доселе не утратила своего глубокого значения, и мы с особою настойчивостью указываем на необходимость ее применения на практике. Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889. — С. 175—177; 299—302; 241—243.
Д.Г. Неткачев
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|