Изложение психологического метода
Неудовлетворительность существующего дидактического способа. Его вред и нерациональность по отношению к заиканию как чисто психическому страданию. Психотерапия вообще. Описание самого способа. Его основы. Какими мерами достигается практическое осуществление метода. Способы лечения заикания до настоящего времени неудовлетворительны, потому что имеют дело с физической стороной страдания, и меньше всего принимается во внимание главная основа болезни — психическая. Общепринятый метод в Европе и у нас для лечения заик, так называемый «дидактический», — очень близкий к методу для обучения глухонемых, — употребляется еще до сих пор как последнее слово науки. Он состоит из продолжительных упражнений дыхания, голоса и артикуляции, причем главное внимание обращено на глубокие дыхательные движения. Достаточно взглянуть на любой самоучитель или руководство для лечения заикания, безразлично иностранных или русских авторов, чтобы убедиться в этом. При этом невольно поражаешься обилием белых страниц, составляющих обыкновенно содержание почти всей книги, на которых начертаны горизонтальные и вертикальные линии, то сплошные, то перерывистые — это все наглядные образцы дыхания, выдыхания и пауз. Нужно полагать, что такой план дыхательных упражнений, начертанных на сотнях страниц, имеет свое основание, и значит, такой дыхательной гимнастике придается первостепенное значение, тем более что таким упражнениям приписывается громкое название «рациональных речевых движений» для отучения больного от судорог в двигательном аппарате речи. Следовательно, думают судорожные речевые движения заик изменить путем только чисто физических приемов, в виде описанных упражнений, растянутых на 2—4 месяца курса лечения. Ясно, что здесь рекомендуется лечение по пословице: «клин клином вышибай». Но это глубокое заблуждение.
Дело в том, что еще до сих пор судорожное расстройство дыхания считается само по себе одной из главных, если не единственной причиной возникновения и развития заикания, еще до сих пор говорят в этих учебниках, что в детском возрасте заикание есть чисто физический недуг. Не говоря уже про нелепость такого воззрения, по которому движения (хотя бы судорожные), являются первичным фактором психофизиологического явления, необходимо сказать раз навсегда, что по законам физиологии и психологии, а следовательно, и с точки зрения психологической теории, всякие движения, а в том числе и дыхательные, в процессе речи рассматриваются и должны рассматриваться как вторичные явления, а первичными будут ощущения, представления, эмоции. В случае же заикания такими факторами будут те же представления, ощущения, эмоции, но только в форме еще более сильных навязчивых, болезненных возбуждений. Такие навязчивые мысли, страхи существуют у заик и на самом деле, например, навязчивая мысль: «я заикнусь» перед началом всякого разговора или «это слово трудное, его не скажу», или «на меня смотрят», или «надо мной смеются» и т. д. Такие предшествующие представления, вследствие долговременной практики, у заик делаются быстрыми, моментальными и, во время общего судорожного возбуждения, даже плохо сознаваемыми. А раз это так, если судороги речевые психического происхождения, то к чему здесь дыхательная гимнастика как средство излечения от заикания? На этом основании дыхательная гимнастика совершенно игнорируется психологическим методом не только по своей бесполезности, но и потому, что она вредна, внушая больному ложную мысль, что он избавится от заикания благодаря дыхательным движениям (искусственным), а не общему психологическому преобразованию всей своей личности.
Заика, как очень впечатлительный человек, и без того страдает избытком внушаемости, и вместо того, чтобы приобрести смелость и победить в себе страх, он принужден думать о дыхании, как спасительном средстве, и нет ничего невероятного, что такой дидактический способ лечения создает ему новые уловки и новые навязчивые мысли — думать ежеминутно о том, как вздохнуть, удержать или выпустить своевременно дыхательную струю. В моей практике было немало таких случаев, и требовалось значительное время и долгие усилия, чтобы уничтожить такие искусственно созданные внушения. Общий закон для всякого навыка, в том числе и для речи, состоит в том, что он должен совершаться бессознательно. Между тем как дыхательные упражнения, продолжительно практикуемые, лишают речь такой бессознательности и естественности. Кроме того, дыханием мы можем управлять, когда спокойны, когда говорим в присутствии близких, знакомых, но как только взволнуемся, то так вздохнуть, как в спокойном состоянии, мы не можем, потому что это уже не в наших силах, так как тут дыхательная функция служит эмотивному возбуждению. Поэтому нужно заранее побеждать эмоцию, волнение и тогда, когда мы опять спокойны, дыхание в нашем распоряжении, и чем меньше мы его чувствуем, тем и речь наша делается бессознательнее с этой стороны, а потому и лучше. Психотерапия всякого невроза чрезвычайно трудна и продолжительна, прежде всего, по самой сущности психопатологического процесса, развившегося на протяжении многих лет и сросшегося более или менее прочно с личностью больного в его болезненной манере наблюдать, понимать, чувствовать и действовать. Помимо всего этого трудность возрастает и в силу того, что до сих пор еще нет ясно выработанных мер и показаний как общих, так и частных. До настоящего времени дело лечения ограничивается общими фразами, общими советами и рассуждениями, но как применить это лечение в каждом конкретном случае — об этом приходится лишь догадываться. Уже выше мы упомянули, что в книге одного только профессора Сикорского собраны практические упражнения, которые составляют собой план психического лечения заикания, но наряду с ними, однако же, в ней и дидактическому методу придается не меньшее значение.
К сожалению, такими сведениями мы только отчасти можем воспользоваться, так как рекомендуемые меры основаны на другом понимании сущности заикания, на другой оценке характера заики, и его «уловкам» придается творческое, непогрешимое значение, благодаря чему такие «уловки», равно как и все виды «сложной искусственной речи», выработанные по дидактическому методу, входят потом, как целесообразные приемы, в систему психического лечения. С этим мы никак не можем согласиться. У нас только одна естественная речь считается надлежащим психологическим приемом. Зато в этом отделе даны ценные указания на упражнения в умственной речи, обращено должное внимание на выработку редакций фразы и постепенное приучение заик к разговору в обществе, выставлены также подробно роль и значение врача-руководителя. Нет сомнения, в высшей степени важно личное обаяние врача на больного, его такт, ласковое обращение с больным, необходимость вызвать доверие со стороны последнего, но всего этого мало. Главное, в глазах больного, будет всегда успех и душевная перемена с ним, перемена, основанная не только на слепой вере в могущество знаний врача, а вера рациональная на основании собственного убеждения и опыта, — вот эта чисто практическая сторона, как достигнуть такого скорого успеха, какими ближайшими и верными средствами, и составлет слабую сторону общих мест психотерапии в лечении заикания и других психоневрозов. Особенно такая бедность точных сведений и положительных верных средств со стороны психотерапии наблюдается в отношении заикания. Таким образом, за недостатком таких надежных, терапевтических мер в психотерапии заикания, нам пришлось, после долгих наблюдений, изучения и опытов, выработать следующий метод лечения, названный мной «психологическим», так как он имеет целью пересоздать весь душевный строй заики путем чисто психологических приемов. Заикание, как психическое страдание, должно и лечиться психическими средствами. Всякому известно, что самая речь есть чисто психологическая функция — орудие для выражения мыслей, чувства и воли.
По отношению к заиканию вопрос осложняется тем, что требуется самого больного сделать активным, заставить работать над собой, возбздить в нем самодеятельность и самовоспитание, направляя его внимание и волю, а равно все мышление и воображение на новые пути. Словом, требуется пересоздать всю его трусливую личность при его же активном участии. Таким образом, исходя из вышеуказанных положений по поводу дыхания и принимая во внимание весь состав симптомов клинической картины заикания, способ его происхождения и дальнейшего развития, — необходимо признать следующие главные и общие цели, которые должен преследовать психологический метод. Прежде всего он стремится у заики изменить болезненное, боязливое ощущение сначала двигательное, а потом и другие: слуховые, зрительные, осязательно-мускульные, замещая их новыми и смелыми, уверенными. Далее необходимо расширить границы и объем спокойного, объективного наблюдения и научить руководиться выводами из него, как мотивами поведения, а не минутными побуждениями своей эффективности. Не менее важно развить и укрепить произвольное внимание, память и воображение на почве новых образцов собственной смелой речи и на примерах своего поведения. Одновременно с этим упражнять ежедневно и широко его волю в направлении самостоятельных речевых поступков по мотивам смелости, спокойствия и самообладания, обнаруживая такое поведение не только дома в спокойной обстановке, но и во всех ответственных положениях. Полезно научить пациента критически относиться к себе, развивая чувство ответственности за каждый свой шаг (он виновник и хорошей, и дурной речи). В то же время безусловно необходимо научить его — бросить все уловки и не создавать новых, так как и он принадлежит в области воли, но воли боязливой, слабой, неуверенной. Требуется совместная борьба и борьба непрерывная с навязчивыми мыслями и фобиями (к людям, трудным словам) на основании подробнейшего знания механизма возникновения последних. Наконец, обязательно требуется понизить боязливое самочувствие и самовнушаемость заики к своим болезненным ощущениям и внушаемость к чужому мнению, взгляду, улыбке и т. д. Из этих перечисленных общих мер видно, что дело касается внесения и закрепления новых психологических перемен в состав всего душевного склада больного, именно: в область его ощущений, восприятий, мышления, воображения, эмоций и воли.
Вся эта программа психологического метода может быть резюмирована, в частности, в форме следующих показаний: I. Разъяснить больному сущность страдания, происхождение и современное его состояние на основании его собственной истории болезни, написанной перед вступлением в лечебницу. Ясно показать различие его от нормального человека в отношении особенностей речи, характера, мышления и поведения, также разницу в форме восприятий, памяти и воображения. П. Создать правильные двигательные ощущения и представления в процессе произнесения звуков, слогов, слов и фразы, относя их к местам артикуляции. III. Произносить слова смело, уверенно, соблюдая в каждом ударение, без толчков и напряжения, сообразно закону наименьших мышечных усилий. IV. Ознакомление со словесными образами речи: слуховым, двигательным, умственным, зрительным и письменным. Их связь и преобладающее участие каждого вида в том или другом роде речи. V. Развить смелость не только в речевом аппарате, но и одновременно во всех выразительных местах тела. Лечить больного человека, а не одну только речь. VI. Ослабить и уничтожить его подозрительность, конфузливость и пр., а также изменить его односторонние взгляды и суждения насчет окружающей среды людей и самого себя. VII. Развить у него правильную наблюдательность в обществе, научить уметь сосредоточиваться не на одном себе, но и на других предметах. VIII. Совершенно у него уничтожить «навязчивые мысли» и «трудные слова» и навязчивый страх перед речью и во время разговора, существующие в образе мучительного ожидания и напряженного внимания. IX. Очистить воображение от привычных образов и картин страха и постепенно заместить их образами и картинами смелости, приобретаемой ежедневными усилиями в разговорной речи. X. Научить пользоваться своими неудачами как полезными уроками для будущего. Научить бросить все уловки как продукт прежнего оборонительного поведения, обусловленного страхом. XI. Оставить свое прежнее поведение и развить в каждом случае разговора наступательное поведение против опасности, т. е. практику смелости, спокойствия, самообладания. XII. Ежедневная практика в разговорной речи дома и в обществе, — речи, освобожденной от навязчивых мыслей, уловок, навязчивого страха, а также практика смелого поведения. Отчет в своих успехах, неудачах. Дневник словесный и письменный. При посредстве каких способов достигается такое психическое воздействие? Прежде всего необходимо установить следующий главный принцип в проведении психического лечения: всякое болезненное расстройство, которое возникло под влиянием патологических представлений, может и должно быть устраняемо тем же влиянием другого, но здорового представления. В этих видах анализируется всякое душевное волнение, настроение или ложное суждение и мотивы поведения у заик. Дается подробное объяснение и указывается связь с основным страданием именно хроническим страхом как основой речевой судорожности и одновременных изменений психических и физических черт характера. Такие взгляды должны подтверждаться или отвергаться самими больными при самой широкой критике с их стороны. Только таким путем критики старых воззрений и приобретением новых, путем ежедневного наблюдения и опыта над собой, своим доведением и речью, — возможно достигнуть более или менее стойких перемен в сознании и самочувствии больного, которые и становятся затем краеугольным камнем для создания новой личности. Читатель увидит дальше, при чтении дневников пациентов, как конкретно преследуются и достигаются такие цели. Таким образом, в моих глазах, судороги как явление последующее, второстепенное в картине заикания, — всегда психического происхождения, — сами по себе не лечатся, и на них не обращается никакого внимания, но зато на первом плане стоят состав и характер душевных состояний больного, подлежащих прежде всего психическому лечению. Между душевными состояниями, конечно, на первом плане стоят: страх, боязнь, робость, конфузливость, на втором происшедшие из них другие формы душевных настроений, как- то: подозрительность, мнительность, ожидание, чувство разочарования, бессилие, сознание и переживание своей неспособности и безнадежности в будущем и прочее. Однако навязчивые представления могут исходить из всех этих более или менее постоянных чувствований и настроений — как психических черт характера — и должны быть приняты во внимание, так как одинаково угнетают психику больного и создают судорожность или же поддерживают ее. Наконец, область воли, всегда ослабленной и угнетаемой страхом (сознательно или бессознательно), ложится в основу так называемых «уловок», разных предосторожностей и всего образа поведения больного. Большое заблуждение многих авторов, между ними, к сожалению, и проф. Сикорского, в том, что уловки будто есть результат инстинктивного творчества. Подробный анализ этого явления показывает, что это, наоборот, — результат активного, произвольного творчества обязанного, можно сказать, самозащите и предохранению себя от предвиденных судорожностей; такая деятельность воли бывает у заик всегда живая и более или менее напряженная, меняющаяся и беспокоящая ежеминутно больного и нарушающая его душевное равновесие изо дня в день. Если и бывают привычные уловки, иной раз моментальные, бессознательные, то и эта группа, в свое время бывшая активной, — приобрела характер бессознательный только по закону привычки. На первых порах кажется, что бороться с ними дело почти безнадежное, но когда станет исчезать навязчивость, какой бы формы и характера она ни была, — тогда ясно становится их настоящая волевая природа и обнаруживается их полная бесполезность, и больной, освобожденный от навязчивости, постепенно их забывает и уже к ним не возвращается. Теперь, чем пользуется психологический метод лечения, как внешним орудием. Он признает, как психологическое орудие, следующие приемы: звукообразование, слово и фразу; последнюю в форме чтения, рассказа и особенно разговорной речи. При этом фраза может быть произносима с голосом, шепотом, мысленно, но всегда на первых порах медленно. Требуется, чтобы речь была естественной, слова произносились правильно, без всяких искажений со стороны гласного ли звука или согласного, без всяких придыханий, так уродующих произносимые звуки. Далее никаких образцов для подражания не предлагается, а у каждого больного вырабатывается собственная индивидуальная манера говорить сообразно его развитию, образу занятия и общественного положения. Кроме того, особое внимание обращается одновременно на практику умственной речи, которая признается также пострадавшей, заик л ивой, несмотря на видимое отсутствие судорожности во время самого процесса мышления, но зато тип произносимого слова и фразы в умственной речи всегда неправильный и сохраняет поспешность и толчки, свойственные наружной речи. Всякие дидактические упражнения в форме дыхательной гимнастики, голосовой и артикуляторной совершенно отвергаются не только как бесполезные приемы, но и безусловно вредные, ведущие не только к безобразной искусственной речи, но и создающие новую навязчивость в уме больного и новые уловки. Еще прибавлю от себя, что в видах более положительного и скорого успеха необходимо для каждого больного составлять предварительно план лечения на основании анализа патологических черт характера, потому что у каждого существуют те или другие индивидуальные отклонения и свойства в зависимости от возраста, степени умственного развития, образа жизни и общественного положения (взрослые) и т. д. Например, у одного больного больше развиты подозрительность и конфузливость, у другого мнительность, упадок духа, у третьего мучительное ожидание перед началом речи. Благодаря такому плану легко достигнуть быстрого успеха, если еще принять во внимание искренность, наблюдательность и правдивость пациента. К сожалению, приходится сказать, — отсутствие последнего качества иногда тормозит дело полного излечения. Многие авторы, и в том числе проф. Сикорский, признают решительно, что многие черты в характере заик не только прирождены, но имеют свойства признаков вырождения. Вот слова проф. Сикорского: «Неправильный характер у большей части заикающихся не вытекает из заикания, не является последствием болезни, а наоборот, предшествует болезни, составляя прирожденную особенность, имеющую такое же патогномическое значение, как и другие черты, изложенные в отделе о наследственности, т. е. она является психическим знаком вырождения». С таким взглядом я совершенно не согласен и признаю его сильно преувеличенным. В моем распоряжении имеется несколько сот дневников и историй болезни заик. Изучая их, я заметил, что разные особенности в характере заик являются в известной последовательности, происходит, так сказать, наращение этих качеств с возрастом больного, так, например, конфузливость наичаще.свойственна детям алкоголиков уже в раннем детстве, чего не замечается у детей другой патологической наследственности, у которых та же черта характера развивается обыкновенно в школьный период. Такие черты, как раздражительность, робость, подозрительность, рано возникают у детей скорее всего в семьях некультурных или при суровом воспитании, между тем как у детей одиноких в семье — бывающих предметом особенных забот родителей, те же черты (повышенное самолюбие, обидчивость, конфузливость) развиваются значительно позже, именно с первых классов училища и т. д. Правда, существуют и такие характеры, которые наряду с явными физическими знаками вырождения представляют и соответствующее уклонение в душевной сфере, но, к счастью, они в массе других случаев реже встречаются, чем думают и, во всяком случае, заики в большинстве случаев хорошо поддаются психологическому лечению, а этот факт тоже показывает, что само страдание, как заикание, скорее портит, искажает характер больного, создавая такие патологические черты, как конфузливость, мнительность, подозрительность, состояние напряженного внимания, мучительного ожидания, быстрый упадок духа, длительную огорчаемость и т. д. При существовании у заик аффективной памяти и живого воображения — такие черты могут сильно укореняться в характере. Наблюдения показывают, однако же, что все такие вторично приобретенные качества в характере заики отпадают более или менее скоро при правильном и успешном лечении при помощи психологического метода.<...>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|