Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто сторожит одежду. Броситься с четырнадцатого этажа. Смерть и горы




КТО СТОРОЖИТ ОДЕЖДУ

Атгар в Сказаниях о святых рассказывает историю о великом суфии Хабибе Аджами, который оставив на берегу свою одежду, вошел в реку помыться. Мимо проходил Хасан из Басры и увидел это. Подумав, что кому-то надо присмотреть за этим имуще­ством, он остался сторожить его до тех пор, пока не вернется Хабиб.

Потом Хасан спросил у Хабиба, кого тот оставил присматри­вать за одеждой.

«Того, – сказал Хабиб, – кто поручил тебе присматривать за ней! »

Этот анекдот, предназначенный указать способ, каким дела­ются дела у суфиев, часто принимается примитивными имита­торами за образец для подражания, и они испытывают 'судьбу', оставляя вещи и пренебрегая обязанностями – с результатом, соответствующим их стадии невежества.            


Горе от ‘дел духовных'

В: Как получается, что некоторым людям вовлечение в дела духовные причиняет так много горя и беспокойства. У некоторых расстраивается психика и ухудшается характер...

О: Во-первых, вспомните, что эту тенденцию отмечали и ком­ментировали во всех религиях и других системах. Каким бы респектабельным ни было вероучение, всегда найдется что-то, что сведет с ума, и еще не нашли способа, как это предотвратить. Люди горюют и сходят с ума везде и от всего.

Во-вторых, те, кто действительно сознает эту психологиче­скую проблему, всегда предпринимают попытки сократить эти вредные воздействия – вредные воздействия не процессов, а со­стояния ума страдающего, к которому процессы прививаются или применяются.

Именно по этой причине суфийские учителя стараются до­биться того, чтобы определенные ученики не брались за многие упражнения. Некоторые учителя даже настаивают, чтобы та­кие люди не совершали, например, паломничество в Мекку, которое является обязанностью каждого мусульманина. Суфи­ев, по этой причине, упрекают в «препятствовании тому, что разрешено и предписано», упрекают те, кто слишком бес­толков, чтобы понять, что, в Исламе, больным не следует делать то, что могло бы увеличить их немощь, даже если это предписано.

«Горе и беспокойство», о которых вы говорите, – следствие внутренней болезни. Это та болезнь, при которой становится хуже от всего, что приближается к ней, даже от духовных вещей, потому что, когда духовный элемент приближается к опреде­ленным формам болезни, само нездоровье искажает прибли­жающийся элемент и неправильно его использует. Вы можете убедиться в этом сами, заметив как идеально благотворная вещь, будучи использована неправильно, или в неправиль­ном месте, или с неправильными людьми, может причинить ущерб.

БРОСИТЬСЯ С ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ЭТАЖА

В британских газетах не так давно промелькнули два сооб­щения. В одном из них говорилось о человеке, бросившемся с четырнадцатого этажа из-за своей 'религиозной' веры, буду­чи уверенным, что «Бог спасет его». Он разбился. В другом сообщалось, что религиозно настроенные люди предположили, что некто одержим бесами. Была сделана попытка 'изгнать' этих бесов с помощью ритуала, которому учит Церковь. Через несколько часов после церемонии изгнания бесов священником Англиканской Церкви этот человек убил свою жену, вырвав у нее глаза и язык.

Такие вещи могут случаться, когда люди путают духовные вопросы с медицинскими. Это, в свою очередь, происходит, когда воображают, что доктрина, а не опыт, дает возможность распознавать 'духовное'. Догме присущи указанные ограничения; как правило, по этой причине, газеты часто характеризуют такие трагедии как 'горе от дел духовных'.

Суфии неоднократно отмечали, что люди, пытающиеся сле­довать духовным путям без начальной тренировки по отделению от своей гордости, часто сталкиваются с горем и еще худшим.

«Те, кто пытается формировать пути зла в мире, – сказал Хасан из Басры[30] (что, согласно суфиям, включает формирование личности в неправильной последовательности) – загублены».

Люди становятся психически ненормальными, следуя тому, что они принимают за духовные пути, пытаясь сделать то, что не только невозможно, но и абсурдно.

Я хочу отметить, что постоянное муссирование страха смер­ти, а не разговор о ее важности как феномена перехода, а так­же сбивающий с толку поиск 'безопасности' в насажденной одержимости (часто принимаемой за веру, но, на самом деле являющейся только догматизмом) – это две наиболее частых причины горя и беспокойства, о которых вы говорите.

На эту тему имеется два четверостишия на персидском выда­ющегося мастера Кхалилуллаха Кхалили, великого современного суфия. Вот и сравните его высказывания с бессодержатель­ными произведениями, которые столь многими принимаются за духовные.

СМЕРТЬ И ГОРЫ

В первом[31] он говорит:

Не смерти боюсь я, она мой помощник...

Доставила предков к месту их назначения:

С изящностью легкой и меня переправит!

В другом он рассказывает об обусловливании, кристалли­зовавшемся в притупляющей и бесполезной жесткости, как о горе, и о гибкости понимания искателя, как о птице, в форме замечания птицы горе:

О, гора! Высокая и могущественная, достигающая небес.

Ты так поглощена самоуважением.

Пусть всего лишь маленькая птичка, я свободна

Порхать с цветка на цветок,

цепями ж опутаны ноги твои... [32]


 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...