Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение шоком. МОЛЧАНИЕ И РЕЧИ. Эмоциональные ожидания




Обучение шоком

В: Не могли бы вы рассказать о суфийском приеме – обучении шоком?

О: В суфийских обучающих приемах очень важное место за­нимают вызывающие утверждения, которые делаются для того, чтобы произвести многостороннее воздействие на слушающего.

Именно по этой причине сказал Мансур Халладж общеиз­вестную фразу: «Я – Бог! ».

Если на Западе кто-то скажет несколько более современным языком: «Гитлер был великим человеком! », шок от этого заставит услышавшего немедленно среагировать[33]. Некоторых людей он в первый раз заставит понять, что это такое, услышать подобное заявление, и что это были за люди, которые говорили так. Он также поможет некоторым осознать, что, возможно, вопрос о величии Гитлера (или об обратном) не имеет отношения к их собственной ситуации. Некоторых он заставит осознать, что они одержимы этим 'величием', или отрицанием его, открыв при этом, как посредством фразы можно приводить их мнения в действие. Кому-то он покажет, как почти любой набор слов может быть использован для 'программирования' людей и для порождения в них 'верования' или 'противостояния'.

Именно этот прием иногда использовался Омаром Хайямом и его школой.

Пока это не понято, Хайяма, конечно, нельзя понять, потому что некоторые ученые берут его слова в их буквальном значении. Когда он говорит: «Каждая фиалка была родинкой на щеке чьей-то возлюбленной», они, должно быть воображают, что это перевоплощение или поэтический образ, в то время как, в действительности, это 'шок'. В современной Хайяму культуре теория перевоплощения была ересью.

Суфийская литература полна такого рода обучающего ма­териала, переживаемого на опыте. Наличие его эффективно отсеивает поверхностных и узко мыслящих людей.

Люди обусловлены так, что определенные замечания им нравятся, а другие – не нравятся. Это почти всегда полезно, пока не достигаешь той точки, где лицемерие пользуется гос­подствующими положениями в человеке и дает ему возможность манипулировать ситуациями и избегать реальности. Кроме того, в каждой культуре есть примеры, когда условности не позволяют людям говорить определенные вещи, которые истинны, ибо, в противном случае, прослывешь неприличным, хвастливым или враждебным по отношению к другим. Такой вид поддержания статус-кво может быть как хорошим, так и плохим. Иногда он приводит к 'видению как в туннеле'.

Чтобы оказывать влияние в таких ситуациях или указать на ограничения принудительного обычая, некоторые величайшие суфии не уклонялись от риска подвергнуться всеобщему позору. Я думаю, что их вклад в этом отношении не имеет себе равных.

МОЛЧАНИЕ И РЕЧИ

Хороший пример находится в книге Худжвири Revelation of the Veiled (перевод Николсона, 1911):

«Я прочитал в Историях, что однажды, когда Абу-Бакр Шибли [один из наиболее знаменитых суфиев прошлого] проходил по кварталу Каркх в Багдаде, он услышал высказывание некоего обманщика: " Молчание лучше речей".

Шибли возразил: " Твое молчание лучше твоей речи, но моя речь лучше моего молчания, потому что твоя речь – тщеславие, а твое молчание – пустая забава, тогда как мое молчание – умеренность, а моя речь – молчание" ».

Всякий, кто воображает, что Шибли действовал так, потому что у него был тяжелый характер, или он был нетерпимым, или не сдержался, нуждается в таком суфийском шоко-обучении, так как все еще не научился тому, что имеется возможность, что некто, кого он считает (в силу обусловленности) вышед­шим за рамки принятого порядка, в действительности, выражает словами то, что фактически является точным описанием господ­ствующих обстоятельств.

Основное возражение против предположительно неприлич­ных слов заключается в том, что они плохо воздействуют на того, кто говорит их, или учат присутствующих быть 'неприличными' и нескромными. В случае с таким человеком как Шибли, его статус был (и есть) таким, что первое невозможно, а второ­го не могло быть, так как Шибли был известен как всецело правдивый человек.

Эта позиция может показаться странной людям, не привык­шим к ней. Но, как гласит поговорка: «Странность [явления] – не опровержение [факта]».

Обусловливание в той же степени, что и невежество, увеко­вечивает невежество человечества, подчеркивает Кхалили[34], когда говорит о мире и месте человечества в нем:

Зрители и исполнители на сцене – мы,

Сбитые с толку своими делами и делами мира,

Мы – марионетки в руке Времени,

Пускающиеся в пляс, едва зазвучит его мелодия!

 


Эмоциональные ожидания

В: Почему члены суфийской группы продолжают, иногда го­дами, читать книги и встречаться, явно ничего не делая, без какого-либо измерения своего прогресса и без понимания, как идут дела?

О: Такой группе надо 'износить' эмоциональные ожидания. В ней, также, должны быть обеспечены условия, в которых не­уместные и привычные ассоциации, особенности, привнесенные из других систем, могут быть проявлены и замечены, с тем, чтобы каждый мог видеть, что является главным, а что нет. Если члены группы не видят этого, то это вообще не суфийская группа. Большая часть ее видимой работы – это работа 'подготовитель­ной группы', что, впрочем, не означает, что она не может быть чрезвычайно важной: где еще вы получите такую возможность – переживать и наблюдать свои и чужие реакции вне социальных группирований, где эти уроки либо затушевываются, либо иска­жаются, обеспечивая поверхностными, плановыми выводами?

Если же вы обратитесь к опубликованным рассказам, ко­торые иллюстрируют собирание людей вместе, эффект от вза­имообменов для разоблачения недостойного или неуместного поведения или бесполезность поспешной интерпретации, то вы найдете материалы, опираясь на которые, вы сможете проверить поведение людей в такой группе, если являетесь ее членом.

Главная особенность, продемонстрированная спрашиваю­щим – это особенность человека, который хочет чего-то ('прогресса' или 'понимания, как идут дела'), не желая ве­сти активное наблюдение и усваивать опыт, имеющий место в группе и с группой. Если обратиться к традиционной термино­логии, хорошо знакомой людям всех культур (она используется в данном примере не как упрек, а как прием), то: у нас так много жадности, опережающей наши способности, так мно­го неудовлетворенности, обусловленной жадностью и ложными посылками, так много лени, что человек становится потенци­альной жертвой какого-нибудь эксплуататора, который может появиться и пообещать автоматический прогресс без усилий или правильного выравнивания.

Тому, кто стремится освободиться от моральных требований унаследованной им культуры, не нужно думать, что эти требо­вания не могут иметь такой функции, как упражнение. Ему надо учиться заново другим возможным функциям традиционных принципов, и он может сделать это путем более глубокого изуче­ния повествовательных и иллюстративных материалов и участвуя в самой предварительной групповой работе, занимаясь подобной деятельностью больше, а не меньше.

И, наконец, индивидуальный и внутригрупповой прогресс не всегда виден для всех участников по их желанию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...