Программные требования к знаниям, умениям и опыту изобразительной деятельности учащихся среднего звена
пейзаж изобразительный школьник программный В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 №1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт), где в числе других определено содержание образовательной области «Искусство». Обязательный минимум содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство» на сегодняшний день реализуют следующие программы [23, с. 130]. Программа «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин и др., разработана также для учащихся I-IX классов. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству. Программа обеспечена учебниками «Изобразительное искусство», автор В.С. Кузин и др., для I-IV классов и рабочими тетрадями «Изобразительное искусство». В программе В.С. Кузина основными задачами преподавания изобразительного искусства являются [11]: . осуществление идейно-политического, нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся. . вооружение учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства. . развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. В 5 классе программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» и «Тренировочные упражнения». В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса по теме «Пейзаж» должен знать [7, с. 149]: первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художестве выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит и т.д.); особенности симметричной и ассиметричной композиции; простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения. Должен уметь: · передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов; · сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки; · Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.; · Соблюдать последовательность графического и живописного изображения. Программа 6 класса по изобразительному искусству содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы», «Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование». В результате изучения темы «Пейзаж» ученик 6 класса к концу учебного года должен знать [7, с. 163]: отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.; различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью. Должен уметь: · Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; · Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция); · Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д. · Рисовать с натуры и по памяти; · Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению; · Овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции. Усвоение и формирование знаний и навыков реалистического рисования у детей, в значительной степени зависит от приобретенных ими теоретических и практических основ изобразительной грамоты на начальном этапе обучения. Сосредоточив внимание детей на декоративных акцентах, допустимых в применяемых понятиях, возможно более естественным для ребенка образом прийти к подлинной реалистичности изображений. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции [10, с. 200].
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. В процессе рисования на темы у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Следует поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения [5, с. 17]. Рисование на темы требует активного участия воображения, фантазии и вместе с тем само является активным средством развития творческого воображения, формирование творческого отношения к изобразительной деятельности. Формирование основ изобразительной грамоты у школьников следует начинать с развития декоративности в рисунках, поскольку это облегчает переход к реалистическому изображению, появляющемуся в детских рисунках несколько позднее. Усвоение и формирование знаний реалистического рисования у детей в значительной степени зависит от того, насколько глубоко они овладели теоретическими и практическими основами изобразительной грамоты на начальном этапе обучения. Сосредоточив внимание детей на допустимых декоративных акцентах, можно более естественным для ребёнка образом прийти к подлинной реалистичности изображений [1, с. 51]. Таким образом, для того чтобы добиться положительных результатов работы по освоению темы «Пейзаж», необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных школьнику маленьких задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|