Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приемы обучения школьников среднего звена изображению пейзажа




 

Изображение пейзажа обычно начинают с изучения и рисования отдельных кустарников, деревьев, сучьев, а затем деревьев (или кустарников) с частью двора, постройки, и только затем рисуют пейзаж с дальними планами [9, с. 114].

Кусты и деревья изображать значительно сложнее, чем отдельные листья и ветки, так как в них большое количе6ство деталей. Но, так же как и при рисовании листьев, цветов, плодов, рисунок куста или дерева надо начинать с очерчивания общей массы куста или дерева.

Чтобы лучше видеть общее очертание куста, дерева и не увлечься изображением отдельных листьев, сучьев, надо выбрать точку наблюдения и изображения не ближе двух - трёхкратного их большого размера. Такое расстояние от рисующего до натуры позволяет видеть всё в целом («общо») и вместе с тем вычленять отдельные сучья, ветки, листья. Обычно отдельные листья показываются на переднем плане в освещённых местах или по краям куста, где они выступают силуэтом.

Надо постоянно наблюдать, сравнивать кустарники различных пород, так как они имеют индивидуальный характер: оригинальную группировку листьев, их направление, размеры, густоту, характерные изгибы прутьев, цвет листьев, ствола и веток.

Начинать рисовать дерево лучше всего с очертания общей силуэтной формы зелёного покрова и ствола. Предварительно, в самом начале рисования можно короткими штрихами наметить крайние точки дерева по высоте и ширине, то есть основание, верхнюю точку зелёного покрова (вершина дерева) и боковые крайние точки кроны. Затем намечаются направление и толщина ствола, направление основных сучьев - от них зависть пространственное расположение основных масс зелени. Уточняются пропорции всей массы зелени, которая делится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянно сравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстояниями между сучьями.

Изображая пейзаж акварельными красками, не следует забывать, что воздушность, материальность изображения объектов, отношения пространственных планов, настроение передаются в акварели, прежде всего точным соблюдением всех закономерностей воздушной перспективы, удачным выбором техники и приёма работы и обусловлены пробуждённым чувством взволнованности от красоты природы [12, с. 144].

Как правило, природа органически сочетается с архитектурными сооружениями: городскими и сельскими постройками, сараями, изгородями, мостами и т.п.

Работа акварелью целесообразно начинать с локального цветового тона зеленой массы, ствола с постепенным цветовым насыщением теневых мест и проработкой цветом ствола, сучьев, отдельных листьев. Главное при этом - чувствовать и стремиться передать объемность всей зеленой массы, кроны в целом и отдельных ее частей, объемность круглой формы стволов. При рисований самое главное - правильный контур.

Видимость предмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе предмет тем больше величина его углового размера, тем больше размер его изображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множество светочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, дает больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наилучшую видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хороший видимости его. И действительно все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальше неполно обобщенно.

Изображение пространственной глубины требует определенной характеристики и предметов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует решения качественно разных задач. При изображении первопланных предметов раскрывают индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета мелких и крупных частей и передачу целостности большой формы в которой все элементы согласованы и соподчинены; при изображение предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной; при изображений предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизацией предметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур, светлоту и свет [16, с. 98].

В акварельной технике поверхность земли пишут цветом предметным, общим и обусловленным, однако предметный, ровно окрашивая поверхности милаеж их движения в глубину, поэтому его дополняют линиями и штрихами. При удалении поверхностей различные оттенки сливаются в один общий цвет, который получают механически смешиванием красок, наносимых заливкой.

Живописное решение перспективы поверхностей требует воспроизведения обусловленного цвета, который накладывается небольшими мазочками разных оттенков.

Для построения перспективно - грамотной пейзажной композиции важно, чтобы эти элементы располагались в пространстве в виде целостных взаимосвязанных и уравновешенных групп, находящихся в разных пространственных планах [13].

Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точки зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, зеленая поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле загораживают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение равноудаленных предметов приводит к резкому обозначению разнице между ними по всем признакам, включая и расстояние. При высокой точке зрения зеленая поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят, вдаль захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится многоплановая. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану.

А.В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения [24, с. 250]:

На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются на ней.

На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе.

На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя-вертикальной.

Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения места бумаги. Затем на бумаге проводят линию, горизонта определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа. Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями.

Первая обобщающая цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану. Эти отношения определяются разницей между цветовыми тонами всех главных элементов пейзажа их насыщенностью и цветовой. Первая цветовая прокладка является той основной, на которой будет строится вся следующая работа. Поэтому ее выполняют вдумчиво, неторопливо, ответственно.

Моделировка формы производным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы [24, с. 156]:

) Передать объем каждого элемента пейзажа.

) Передать объем обусловленного цветовыми оттенками.

) Установить цветовую связь между всеми планами пейзажа.

Работа над этюдами городского пейзажа требует от учащихся умения рисовать дома, транспорт, улицы в соответствии с закономерностями перспективы; умение разобраться во всем многообразии цвета, света, масштабности предметов и объектов, привести изображение к целостности и единства. Поэтому случайного в учебных этюдах темы городского пейзажа встречаются чаще, чем в живописи видового природного мотива.

Нужно обращать внимание и замечать, как интересно сочетаются формы, объемы, материал, цвет, масштабности зданий с легким ажурным переплетом ветвей и листьев деревьев, как выглядят в окружении архитектурных сооружений люди, транспорт, как выглядит архитектура по отношению к небу, деревьям в разное время дня и в различных погодных условиях.

Осенью желательно начинать этюд из ярких мест пейзажа - оранжево-желтой, красной, карминовой по цвету листьев деревьев и кустарников, особенно освещенных солнцем. Таким образом, можно сразу взять в полную силу по цвету и свету пятно, а к нему наметить отношения полутонов и теневых мест. Многочисленные яркие листья деревьев нужно писать в общих чертах, т.е. идти от целого, а не заниматься передачей отдельного листья, световых бликов и пятен. Краски класть тонким, возможно более прозрачным слоем, чтобы они не смешивались с другими тонами. Зимой начинать этюд лучше из темных предметов - деревьев, домов, машин и т.д., а потом писать снег и небо. Такая поэтапность работы позволит использовать с детьми различные художественные техники, разнообразные приемы работы красками.

Желательно, чтобы этюды писались в один короткий сеанс (время на рисунок тратить не нужно - он готов). Если же этюд остался неоконченным, то надо прийти и продолжить его в такой же время дня и при аналогичном состоянии погоды на следующий, или в любой другой день. Полезно писать этюды из одного и того же мотива в разное время года - весной, летом, осенью, зимой. Таким образом, можно собрать несколько этюдов одного и того же мотива, но выполненных в разное время суток, при разном состоянии погоды. Каждый этюд должен отличаться по своим цветовым решениям, настроением, за палитрой использованных красок.

В процессе обучения школьников рисованию на темы важнейшими методическими приемами являются [1]:

. Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов тематической композиции, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета.

. Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов тематической композиции.

. Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков.

. Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например веток деревьев, скворечника, лопаты, чайника и т.п.

. Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза. При этом важно следить, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции, - это может сковывать их творческую фантазию. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиции, дети сами решают композицию заданной темы.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...