Конспекты уроков по теме «Пейзаж» в 5-6 классе, по программе В.С. Кузина
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В соответствии с намеченными программными уроками, приведем планы-конспектов уроков по программе В.С. Кузина. План-конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема урока: Пейзаж. Продолжение знакомства с жанром пейзажа. Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, знакомство с выразительным характером цвета. Задачи: 1. Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Научиться передавать цветом состояние и настроение природы. 2. Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем. . Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе. 2. Укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, литература, музыка) Оборудование: Репродукции картин с изображением пейзажа, наглядное пособие «Схемы: характер цвета, получение нового цвета». Для учеников: Альбом, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой. Новые слова: Воздушная перспектива, план. Ход урока: . Организационный момент. Проверка готовности к уроку. . Повторение (пейзажи И. Грабаря, И. Шишкина, К. Горбатова, И. Левитана). . Что изображено на картинах художников? . Какой день изображен на картинах? . Какие использовал художник краски, для этого? . Настроение на всех картинах разное, или нет? . Основная часть урока. Сегодня мы узнаем, как это получается и как передать цветом настроение. Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. И на суше, и на воде, и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже возле вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года.
Давайте обобщим: У теплых и холодных цветов разное настроение. Теплые больше похожи на радостные, веселые, а холодные - на фантастические, загадочные. Можно сочетать теплые и холодные цвета. Вспомните пасмурный день! Яркие цвета неба и земли погасли. Они стали тихими, немного грустными. Чтобы цвет стал тихим, волшебным нужно добавить в него серую краску (таблица). Цвет также меняется «уходя в даль», краски светлеют, в них добавляется холодный цвет. У линии горизонта краски наиболее светлые, все предметы изображены не четко, без передачи объема. Это передает пространство и называется воздушной перспективой. А все, что находится близко к нам, на переднем плане, изображается теплыми и более яркими красками и четко. . Практическая работа. Мы уже начали наброски пейзажа, передали план. Сегодня вам нужно пейзаж выполнить в цвете, но прежде подумайте и определитесь: какое время года вы изобразите, какой день, какое настроение постараетесь передать в своей работе. Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года». . Итог урока. Работы раскладываются на передних партах, идет обсуждение. Посмотрите какие разные пейзажи получились у вас. Как вы передали настроение. Есть работы веселые, грустные, загадочные. А как и чем это удалось вам сделать? Конспект урока в 6 классе Тема урока: Осенний пейзаж в творчестве Цель урока: Нарисовать осенний пейзаж. Задачи урока: Образовательные: • Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра. • Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении. Развивающие: • Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы. Воспитательные: • Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой. • Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Оборудование урока: • бумага, • краски акварельные, гуашевые, • кисти (широкие, узкие), • баночка с водой, • палитра, • тряпочка, • аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Ход урока: . Организационный момент. . Проверка знаний учащихся. Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Что же такое пейзаж? С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы? Почему так велика роль цвета в живописи? Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке? Что такое колорит? Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа? (желтые, золотистые, охристые, багряные…. или серые, охристо-коричневатые, бурые….) Отчего зависит выбор цветовой гаммы? Картинный ряд «Осень в произведениях великих художников». Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье… . Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж. Для кого-то осень - это радость, для кого-то - грусть. Попробуйте показать это в своём рисунке. . Итог урока. Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда - сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним… Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие - грусть. Конспект урока в 6 классе Тема урока: Городской пейзаж, г. Оренбург. Цель урока: формирование эмоционального воспитания своеобразия природы и городской архитектуры. Задачи урока: учить выполнять городской пейзаж, создавая образное решение города; развивать творческое воображение; воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности, эстетический вкус, любовь к родным местам. Оборудование: репродукции картин художников с изображением городских пейзажей (П. Гонзага, Ф. Алексеев, А. Васнецов, В. Поленов, И. Машков, А. Куприн, А. Лентулов, В. Фаворский, Ф. Мазерель). Графические материалы: акварель, листы формата А4. Ход урока . Организационный момент. Проверка готовности к уроку. . Сообщение темы урока. Как называется жанр изобразительного искусства, где изображена природа? (пейзаж) Всегда ли художник предпочитает изображать только природу или может добавить еще что-то? (архитектурные постройки, животных) А что такое архитектура? (Искусство проектировать и строить) Для чего служит архитектура? (Постройки служат для практического использования и в тоже время являются произведениями искусства) С незапамятных времен город является постоянно действующей выставкой, непрерывно развивающимся художественным музеем. Веками украшение фасадов зданий, украшение площадей фонтанами сливалась в сознании с образом города. Городской пейзаж - это рассказ о преобразованной руками человека природе, о прошлом и настоящем, которое переплетается в старой и новой архитектуре. Рисуя родной город, многие по-новому открывают для себя знакомые места, казалось бы, ничем не примечательные, но подкупающие такой трогательной и простой красотой, что могут вызывать даже чувство гордости за свой город.
Как может выполняться городской пейзаж? По фотографиям и зарисовкам, натурно. Натурный пейзаж отличается богатством красок, оттенков, ощущением льющегося света со всех сторон. Чаще выполняется в технике аля-прима в один прием. Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать городской пейзаж. . Беседа о городе Оренбург. Что вы знаете о своем городе? Оренбу́рг - город на юге Урала в России, административный центр Оренбургской области. Архитектура Оренбурга представлена сооружениями различных стилей и направлений. В центральной части города сохранились некоторые здания, построенные ещё в эпоху основания города. Спальные районы занимают, как это принято в России, окраинные местности. Город строился на Красной горе по плану, утверждённому императрицей Екатериной II в XVIII веке. Основные тенденции в архитектуре того времени были отражены на улицах Оренбурга. Чётко можно проследить принцип, называемый регулярной планировкой - перпендикулярные и параллельные улицы, пересечения под прямым углом. Здания располагаются симметрично относительно центральных осей улиц. Комплексы сооружений в центре чаще всего выполняются в едином классическом стиле, с примесями эклектики. В соответствии со стандартами имеется одна центральная площадь, от которой велось строительство всех остальных городских территорий. Первоначальная планировка, задуманная в XVIII веке, основывалась на рельефных особенностях Оренбурга. Привязанная к существующей местности, она не сильно изменилась за последние столетия, и по большей части сохранилась до наших дней. Особенно сильно поменялись только ряд улиц, в советское время на них были построены дом советов, здания ряда новых театров, дома офицеров, которые однако не сильно испортили общего архитектурного облика. Оренбург и область вокруг города начали застраиваться в этап, когда вокруг завершалось строительство оборонных укреплений, что способствовало появлению многочисленных достопримечательностей. Город располагает большим количеством памятников, связанных с жизнью и творчеством Татищева, Карамзина, Пушкина, Даля и многих других русских писателей и деятелей культурного строительства. Основные достопримечательности, которые олицетворяют собой понятие «архитектура Оренбурга» находятся в центре в Ленинском и Центральном районах и располагаются на улицах Советская, проспекте Победы и проспекте Брюллова. Строительство Оренбурга и военной укрепленной линии способствовало развитию архитектуры. Оренбург и некоторые другие города губернии строились по оригинальным планам, учитывавшим их особенности как форпостов на юго-восточном рубеже страны и центров торговли с Востоком. Также Оренбургская область располагает мемориальными памятниками истории, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся государственных деятелей России, ученых, писателей, композиторов: В.Н. Татищева., И.И. Неплюева, П.И. Рычкова, Н.М. Карамзина, С.Т. Аксакова, В.А Перовского, Э.А. Эверсманна, А.С. Пушкина., В.И. Даля, А.А. Алябьева и многих других.
Рассматривание фото. . Подготовка к практической работе. На уроке мы поговорили об истории нашего города, вспомнили виды пейзажа, законы перспективы и тона. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше. Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке. Через эту точку проходит линия горизонта. До выполнения работы обратите внимание на правила выполнения «городского пейзажа». ) Выбор точки зрения, чтобы наилучшим образом выявлять характерные особенности задания ) Надо стремиться передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность, воздушность. ) Глядя на фасад, надо представлять его боковые и задние стены. ) Штрихи наносить, учитывая конструкцию. ) Первый план трактуется контрастными тонами, по мере удаления планов тон теряется. . Практическая работа. Зарисовка по впечатлению городского пейзажа. . Итог урока. Выставка и обсуждение работ: Какие местные виды изобразили школьники на своих рисунках.
Заключение
Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. Подводя итоги проделанной работе можно заключить, что программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство 1-9 классы» предполагает, что дети должны уметь свободно и смело работать карандашом и кистью, знать теоретические основы изобразительного искусства, (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции), последовательность введения работы по любому виду художественно - творческой деятельности, уметь передавать особенности ландшафта, цветовую окраску, тональные отношения. Знать различные художественные материалы и приемы работы с ними.
Список литературы 1. Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2005. . Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: Монография. - М.: МГПУ, 2008. - 124 с. 3. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2007. . Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312 с. 5. Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - №4. . Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с. . Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008. 8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высш. шк, 2006. . Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М., 2001. . Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: «Просвещение» 1984. 11. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок.1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 288 с. . Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. - М.: Флинта, 2002. 13. Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. - М., Просвещение, 2011. 14. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, 2 класс, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2008. 15. Романовский А. Пейзаж в русской живописи. Изд-во.: Белый город, 2008. . Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 190 с. 17. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010. 18. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э.А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с. 19. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с. 20. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с. . Часовских Н.С. Дидактические основы самостоятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - №2. - С. 105-107. . Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой - М.: Академия, 2002. - 384 с. 23. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл.: пособие для учителя / О.В. Островская. - М: Владос, 2004. - 216 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|