Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспекты уроков по теме «Пейзаж» в 5-6 классе, по программе В.С. Кузина




 

В соответствии с намеченными программными уроками, приведем планы-конспектов уроков по программе В.С. Кузина.

План-конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс.

Тема урока: Пейзаж. Продолжение знакомства с жанром пейзажа.

Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, знакомство с выразительным характером цвета.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Научиться передавать цветом состояние и настроение природы.

2. Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.

. Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе.

2. Укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, литература, музыка)

Оборудование: Репродукции картин с изображением пейзажа, наглядное пособие «Схемы: характер цвета, получение нового цвета».

Для учеников: Альбом, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой.

Новые слова: Воздушная перспектива, план.

Ход урока:

. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

. Повторение (пейзажи И. Грабаря, И. Шишкина, К. Горбатова, И. Левитана).

. Что изображено на картинах художников?

. Какой день изображен на картинах?

. Какие использовал художник краски, для этого?

. Настроение на всех картинах разное, или нет?

. Основная часть урока.

Сегодня мы узнаем, как это получается и как передать цветом настроение.

Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. И на суше, и на воде, и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже возле вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года.

Давайте обобщим: У теплых и холодных цветов разное настроение. Теплые больше похожи на радостные, веселые, а холодные - на фантастические, загадочные. Можно сочетать теплые и холодные цвета. Вспомните пасмурный день! Яркие цвета неба и земли погасли. Они стали тихими, немного грустными. Чтобы цвет стал тихим, волшебным нужно добавить в него серую краску (таблица).

Цвет также меняется «уходя в даль», краски светлеют, в них добавляется холодный цвет. У линии горизонта краски наиболее светлые, все предметы изображены не четко, без передачи объема. Это передает пространство и называется воздушной перспективой. А все, что находится близко к нам, на переднем плане, изображается теплыми и более яркими красками и четко.

. Практическая работа.

Мы уже начали наброски пейзажа, передали план. Сегодня вам нужно пейзаж выполнить в цвете, но прежде подумайте и определитесь: какое время года вы изобразите, какой день, какое настроение постараетесь передать в своей работе.

Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года».

. Итог урока.

Работы раскладываются на передних партах, идет обсуждение.

Посмотрите какие разные пейзажи получились у вас. Как вы передали настроение. Есть работы веселые, грустные, загадочные. А как и чем это удалось вам сделать?

Конспект урока в 6 классе

Тема урока: Осенний пейзаж в творчестве

Цель урока: Нарисовать осенний пейзаж.

Задачи урока:

Образовательные:

• Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.

• Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.

Развивающие:

• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.

• Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Оборудование урока:

• бумага,

• краски акварельные, гуашевые,

• кисти (широкие, узкие),

• баночка с водой,

• палитра,

• тряпочка,

• аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока:

.   Организационный момент.

.   Проверка знаний учащихся.

Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.

Что же такое пейзаж?

С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.

Почему так велика роль цвета в живописи?

Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?

Что такое колорит?

Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа? (желтые, золотистые, охристые, багряные…. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)

Отчего зависит выбор цветовой гаммы?

Картинный ряд «Осень в произведениях великих художников».
Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С. Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

. Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.

Для кого-то осень - это радость, для кого-то - грусть.

Попробуйте показать это в своём рисунке.

. Итог урока.

Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда - сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним… Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие - грусть.

Конспект урока в 6 классе

Тема урока: Городской пейзаж, г. Оренбург.

Цель урока: формирование эмоционального воспитания своеобразия природы и городской архитектуры.

Задачи урока:

учить выполнять городской пейзаж, создавая образное решение города;

развивать творческое воображение;

воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности, эстетический вкус, любовь к родным местам.

Оборудование: репродукции картин художников с изображением городских пейзажей (П. Гонзага, Ф. Алексеев, А. Васнецов, В. Поленов, И. Машков, А. Куприн, А. Лентулов, В. Фаворский, Ф. Мазерель).

Графические материалы: акварель, листы формата А4.

Ход урока

. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

. Сообщение темы урока.

Как называется жанр изобразительного искусства, где изображена природа? (пейзаж)

Всегда ли художник предпочитает изображать только природу или может добавить еще что-то? (архитектурные постройки, животных)

А что такое архитектура? (Искусство проектировать и строить)

Для чего служит архитектура? (Постройки служат для практического использования и в тоже время являются произведениями искусства)

С незапамятных времен город является постоянно действующей выставкой, непрерывно развивающимся художественным музеем. Веками украшение фасадов зданий, украшение площадей фонтанами сливалась в сознании с образом города.

Городской пейзаж - это рассказ о преобразованной руками человека природе, о прошлом и настоящем, которое переплетается в старой и новой архитектуре. Рисуя родной город, многие по-новому открывают для себя знакомые места, казалось бы, ничем не примечательные, но подкупающие такой трогательной и простой красотой, что могут вызывать даже чувство гордости за свой город.

Как может выполняться городской пейзаж? По фотографиям и зарисовкам, натурно.

Натурный пейзаж отличается богатством красок, оттенков, ощущением льющегося света со всех сторон. Чаще выполняется в технике аля-прима в один прием.

Итак, сегодня на уроке мы будем рисовать городской пейзаж.

. Беседа о городе Оренбург.

Что вы знаете о своем городе?

Оренбу́рг - город на юге Урала в России, административный центр Оренбургской области. Архитектура Оренбурга представлена сооружениями различных стилей и направлений. В центральной части города сохранились некоторые здания, построенные ещё в эпоху основания города. Спальные районы занимают, как это принято в России, окраинные местности.

Город строился на Красной горе по плану, утверждённому императрицей Екатериной II в XVIII веке. Основные тенденции в архитектуре того времени были отражены на улицах Оренбурга. Чётко можно проследить принцип, называемый регулярной планировкой - перпендикулярные и параллельные улицы, пересечения под прямым углом. Здания располагаются симметрично относительно центральных осей улиц. Комплексы сооружений в центре чаще всего выполняются в едином классическом стиле, с примесями эклектики. В соответствии со стандартами имеется одна центральная площадь, от которой велось строительство всех остальных городских территорий.

Первоначальная планировка, задуманная в XVIII веке, основывалась на рельефных особенностях Оренбурга. Привязанная к существующей местности, она не сильно изменилась за последние столетия, и по большей части сохранилась до наших дней. Особенно сильно поменялись только ряд улиц, в советское время на них были построены дом советов, здания ряда новых театров, дома офицеров, которые однако не сильно испортили общего архитектурного облика.

Оренбург и область вокруг города начали застраиваться в этап, когда вокруг завершалось строительство оборонных укреплений, что способствовало появлению многочисленных достопримечательностей. Город располагает большим количеством памятников, связанных с жизнью и творчеством Татищева, Карамзина, Пушкина, Даля и многих других русских писателей и деятелей культурного строительства.

Основные достопримечательности, которые олицетворяют собой понятие «архитектура Оренбурга» находятся в центре в Ленинском и Центральном районах и располагаются на улицах Советская, проспекте Победы и проспекте Брюллова.

Строительство Оренбурга и военной укрепленной линии способствовало развитию архитектуры. Оренбург и некоторые другие города губернии строились по оригинальным планам, учитывавшим их особенности как форпостов на юго-восточном рубеже страны и центров торговли с Востоком. Также Оренбургская область располагает мемориальными памятниками истории, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся государственных деятелей России, ученых, писателей, композиторов: В.Н. Татищева., И.И. Неплюева, П.И. Рычкова, Н.М. Карамзина, С.Т. Аксакова, В.А Перовского, Э.А. Эверсманна, А.С. Пушкина., В.И. Даля, А.А. Алябьева и многих других.

Рассматривание фото.

. Подготовка к практической работе.

На уроке мы поговорили об истории нашего города, вспомнили виды пейзажа, законы перспективы и тона.

Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.

Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке. Через эту точку проходит линия горизонта.

До выполнения работы обратите внимание на правила выполнения «городского пейзажа».

) Выбор точки зрения, чтобы наилучшим образом выявлять характерные особенности задания

) Надо стремиться передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность, воздушность.

) Глядя на фасад, надо представлять его боковые и задние стены.

) Штрихи наносить, учитывая конструкцию.

) Первый план трактуется контрастными тонами, по мере удаления планов тон теряется.

. Практическая работа.

Зарисовка по впечатлению городского пейзажа.

. Итог урока.

Выставка и обсуждение работ: Какие местные виды изобразили школьники на своих рисунках.

 


Заключение

 

Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны.

Подводя итоги проделанной работе можно заключить, что программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство 1-9 классы» предполагает, что дети должны уметь свободно и смело работать карандашом и кистью, знать теоретические основы изобразительного искусства, (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции), последовательность введения работы по любому виду художественно - творческой деятельности, уметь передавать особенности ландшафта, цветовую окраску, тональные отношения. Знать различные художественные материалы и приемы работы с ними.
Отсюда следует, что для того, чтобы школьники успешно изображали пейзаж, они должны знать светотеневые отношения, воздушную перспективу, отношение теплый - холодный, особенности солнечного света, у них должны быть выработаны навыки работы с гуашевой, акварельной красками и кистями. Но одних технических умений и навыков мало. Дети должны заниматься на уроках изобразительной деятельности творчеством, а не ремеслом, им должно быть интересно, только при этом условии возможно успешное усвоение умений и навыков. С точки зрения Кузина В.С. именно в деятельности раскрываются и формируются умения и навыки, а также художественные способности. Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию.

 

 


Список литературы

1. Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2005.

. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: Монография. - М.: МГПУ, 2008. - 124 с.

3. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2007.

.   Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312 с.

5. Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - №4.

. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008.

8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высш. шк, 2006.

.   Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М., 2001.

.   Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: «Просвещение» 1984.

11. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок.1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 288 с.

. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. - М.: Флинта, 2002.

13. Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. - М., Просвещение, 2011.

14. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, 2 класс, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2008.

15. Романовский А. Пейзаж в русской живописи. Изд-во.: Белый город, 2008.

.   Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 190 с.

17. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.

18. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э.А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

19. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.

20. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

.   Часовских Н.С. Дидактические основы самостоятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - №2. - С. 105-107.

.   Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой - М.: Академия, 2002. - 384 с.

23. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл.: пособие для учителя / О.В. Островская. - М: Владос, 2004. - 216 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...