Основные этапы проведения аудита денежных средств
Аудит и анализ денежных средств любого предприятия проходит с помощью специально составленного вопросника на определение состояния внутреннего контроля, что дает предварительную оценку соблюдения на предприятии внутренней дисциплины. Руководитель предприятия, главный бухгалтер и кассир несут ответственность за соблюдение порядка кассовых операций, поэтому аудитор опрашивает каждое ответственное лицо для составления мнения о правильности ведения кассовых расчетов. Качественно проведенный аудит операций с денежными средствами способен повысить эффективность работы предприятия за счет устранения существующих недочетов и совершенствования системы контроля над проведением всех финансовых мероприятий. При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета. До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента. На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации: сколько касс в организации; имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:
Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения. Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения; Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно. Инкассация - перевоз денежных средств специальными организациями. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений; Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.); Сколько расчетных счетов у организации; Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации; После проведения предварительной экспертизы, аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный. По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления. Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Рассмотрим основные этапы проведения аудиторской проверки, операций с денежными средствами: ) Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов. ) Составление аудиторской программы проверки денежных средств.
) Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита, посредством тестирования средств контроля и процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов. · Установление соответствия данных бухгалтерской отчетности данным счетов бухгалтерского учета денежных средств. · Проверка организации материальной ответственности. · Документальное оформление движения денежных средств. · Выявление существенных нарушений ведения учета денежных средств, подготовки отчетности и соблюдения законодательства. Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности №2 "Документирование аудита". · Выражение мнения о достоверности отчетности в части учета денежных средств. Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности. На следующем этапе определяют, по каким участкам проводится системная проверка, по каким - проверка отдельных элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Разработка и составление общего плана аудита. Во время разработки общего плана проверки, с учетом степени риска, определяют аудиторские процедуры для тех позиций годовой бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке. В общем плане аудита должна находить свое отражение стратегия проведения проверки денежных средств и их использования, предусматривающая сроки и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя.
Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки денежных средств и их использования, являются неотъемлемой частью рабочей документации. Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели (балансовая прибыль, валовый объем реализации без НДС, валюта баланса, собственный капитал, общие затраты предприятия). От этих показателей берутся процентные доли, которые определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются на постоянной основе. Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки. Аудиторский риск получается из равенства:
Ар = Нр • Рк • Рн, (1)
где Ар - аудиторский риск, Нр - неотъемлемый риск, Рк - риск средств контроля, Рн - риск необнаружения. Риск необнаружения, определяем исходя из того, что допустимый при проверке аудиторский риск составляет 5 %.
Рн = Ар/(Нр• Рк) (2)
Если аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым. Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.
Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами. Во время проверки денежных средств и их использования, члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы. Заявление об ответственности заказчика имеет очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация. Таким образом, в первой главе данной курсовой работы я рассмотрела теоретические аспекты проведения аудита денежных средств.
Глава 2. Действующая практика учета денежных средств в ООО "Наше дело" Особенности деятельности организации ООО "Наше дело"
Генеральный директор ООО "Наше дело" - Ботов Сергей Васильевич, Заместитель директора по экономической и хозяйственной части - Ботов Григорий Васильевич, Главный бухгалтер - Годуменко Татьяна Николаевна. ООО "Наше дело" осуществляет свою деятельность с 6 февраля 2007 года и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счет в банке г. Саратова, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, угловой штамп и другие реквизиты. Место нахождения фирмы определяется местом нахождения исполнительного органа управления - Генерального директора: 413090, САРАТОВСКАЯ область, г. МАРКС, пр-т Ленина, д. 100/2. Основным видом деятельности ООО "Наше дело" является "Выращивание зерновых и зернобобовых культур". Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: "Выращивание масличных культур", "Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки". Предприятие находится в Саратовской области, г. Маркса, проспект Ленина, д 100/2. Город Маркс расположен в 60 км к северо-востоку от Саратова на левом берегу Волги и является городом областного подчинения. Благодаря континентальному климату и преимущественно чернозёмным почвам достигается необычно высокая урожайность подсолнечника, зерновых и других культур. Территория, на которой расположено хозяйство, по почвенно-климатическим условиям относится к центральной сельскохозяйственной зоне, характеризуется умеренно-континентальным климатом среднего увлажнения. Самым теплым месяцем является июль с температурой +26-33°, самыми холодными - январь-февраль -25-30°. Средняя продолжительность безморозного периода 127-136 дней. Среднегодовое количество осадков 447 мм. Наибольшее количество осадков приходится на теплый период 300 мм, что является благоприятным фактором для сельскохозяйственного производства. Это способствует успешному развитию сельского хозяйства в районе.
Источниками водоснабжения хозяйства являются как искусственные, так и естественные водоисточники. Хозяйство близко расположено от пунктов реализации и переработки продукции. Элеватор, сахарный, молочный заводы, и др. находятся неподалеку. Поэтому организаци находится в выгодном экономическом положении. Главные задачи при выработке структуры посевных площадей - достижение высокой продуктивности пашни, обеспечение выполнения заданий по продаже с/х продукции, производство необходимого ее количества для внутрихозяйственных потребностей и высокая рентабельность. Целью деятельности ООО "Наше дело" является выполнение работ и услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством РФ. Предметом деятельности ООО "Наше дело" является осуществление в установленном законом порядке производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, предусмотренной Уставом. В ООО "Наше дело" бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в России. В организации используется программа 1С: Предприятие Версия 8.2. Бухгалтерский учет ведется по журнально - ордерной форме с применением персональных компьютеров и специальных сетевых компьютерных программ. Применяемая учетная политика ООО "Наше дело" В рамках учетной политики ООО "Наше дело" утверждены следующие аналитические регистры налогового учета: для отражения в бухгалтерском учете фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятие применяет журнально-ордерную форму бухгалтерского учета; амортизацию по основным средствам начисляют в соответствии с установленным законодательством порядке; нормы амортизации нематериальных активов установлены исходя из срока их полезного использования, но не более срока службы предприятия; списание материалов в производство производят по их средней фактической себестоимости; товарно-материальные ценности отражают на счетах производственных запасов; для целей налогообложения моментом реализации признают фактическое поступление денежных средств на расчетный счет, в кассу предприятия, бартерная сделка, взаимозачетом с поставщиками и заказчиками; для обеспечения деятельности общества создан резервный фонд в размере 10% уставного капитала. Объекты учета в аналитических регистрах отражаются на основании первичных документов в хронологическом порядке. Аналитические регистры налогового учета ведутся с применением персональных компьютеров и специальных сетевых компьютерных программ. По окончанию отчетного периода регистры налогового учета выводятся на машинные носители информации. Обеспечивается сохранность регистров налогового учета, не допускаются в них несанкционированные исправления. Исправление ошибок в регистрах обосновываются и подтверждаются подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. Налоговые декларации (расчеты) по налогам, независимо от наличия обязанности по уплате налога и авансовых платежей, представляются в налоговый орган по мету регистрации в установленные налоговым законодательством сроки. Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение налогового законодательства при ведении хозяйственной деятельности несет генеральный директор ООО "Наше дело". Ответственность за правильное составление налоговых деклараций несет главный бухгалтер ООО "Наше дело". Ответственность за правильное отражение хозяйственных операций в регистрах налогового учете несут лица, составившие и подписавшие данные регистры. Отчетным годом ООО "Наше дело" считается период с 01 января по 31 декабря включительно, в который сдается квартальная и годовая отчетность. Представление квартальной отчетности осуществляется в течение 30 дней по окончанию квартала, а годовой - в течение 90 дней по окончании года и составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рамках учетной политики ООО "Наше дело" утвержден: рабочий план счетов бухгалтерского учета на основе Плана счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н; формы первичных учетных документов, принимаемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Для осуществления расчетов наличными деньгами ООО "Наше дело" имеют кассу и ведут кассовую книгу по установленной форме. Учет денежных средств в кассе на предприятии ведется в соответствии со специальным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
Учетная политика для целей налогового учета.
Нормативные документы, используемые в ООО "Наше дело" при учете денежных средств Нормативными документами в части учета денежных средств, которыми пользуются сотрудники ООО "Наше дело" являются: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года (Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров); Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года №416-У "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения"; Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. (Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота); "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н; "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года №43н; План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н.; Приложение №2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года №85 "Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности"; Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств; "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18 применяется в полном объеме; Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года №14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании; Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года №199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям; Приложение №13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года №31 "По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России" "Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России; Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами; "О введении новых форматов расчетных документов" Указание от 22 февраля 1999 года №502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У; Инструкция №28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года №1297-У); Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49; Учетная политика предприятия.
2.2 Финансово-экономическая характеристика ООО "Наше дело"
Для того чтобы определить, как осуществляется деятельность ООО ООО "Наше дело" необходимо рассмотреть технико-экономические показатели работы предприятия за 2011-2013 гг. и привести анализ результатов [Приложение 1]. В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что выручка от реализации стабильно растет. В 2012 г. она составила 70715 тыс. руб. (+ 27,89%), а в 2013 г. уже 93920 тыс. руб., что на 38628 тыс. руб. больше, чем в 2011 г., а в процентном отношении рост выручки составил + 69,86%. В то же время заметен и постоянный рост себестоимости реализованных товаров, в 2012 г. она увеличилась на 26,47% и составила 53007 тыс. руб., в 2013 г. по сравнению с 2011 г. она составила 69574 тыс. руб. (+65,99%). Несмотря на постоянное увеличение себестоимости и расходов на продажу, наблюдается и рост валовой прибыли от реализации. В 2012 г. ее рост был 36,04% и она составляла 3948 тыс. руб., в 2013 г. по сравнению с 2011 г. этот показатель увеличивается вдвое и его рост составляет 106%. Эту динамику можно отобразить графически [Приложение 2]. Увеличение прибыли говорит о хорошей работе предприятия. Увеличение прибыли привело к росту рентабельности продаж, которая показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля продаж. Таким образом, в 2013 г. он составил 6,36% на 1 руб. продаж, что больше по сравнению с 2011 г. на 21,14%. В отношении рентабельности основной деятельности также необходимо отметить рост показателей с 5,54% в 20115 г. до 6,80% в 2013 г. Эти данные свидетельствуют об эффективности работы ООО "Наше дело", что приводит к постоянному росту выручки от реализации. В 2012 г. произошло изменение в среднегодовой стоимости основных фондов. Они увеличились по сравнению с 2011 г. на 18,25%, а в 2007 г. уже на 21,63%. Эти результаты говорят о том, что основные средства предприятия постоянно обновляются, приобретается более эффективное и оборудование. С ростом выручки увеличилась фондоотдача основных средств в 2006 г. по сравнению с 2011 г. на 8,11%, а в 2013 г. - на 39,62%, которая характеризует эффективность использования основных фондов, измеряемую величиной продаж, приходящих на единицу стоимости средств. Обобщающим показателем, характеризующим уровень обеспеченности предприятия основными фондами, является фондовооруженность. Чем выше ее показатель, тем более обеспеченным основными средствами является предприятие. В 2012 г. фондовооруженность составила 24,38%, а в 2007 г. уже 25,08%, что говорит о постоянном росте показателя и напрямую связано с ростом среднегодовой стоимости основных фондов. Снижение уровня фондоемкости положительно сказывается на предприятии. Показатель является обратным значением фондоотдачи и показывает величину основных фондов, приходящих на единицу продаж товаров. Чем ниже показатель, тем эффективнее используются основные фонды на предприятии. В 2009 г. фондоемкость составляла 0,05 руб. на 1 руб. продаж, по отношению к 2011 г. этот показатель составлял 92,59%, в 2013 г. фондоемкость была уже 0,039 руб. на 1 руб. продаж и составляла по отношению к 2011 г. 72,22%, что говорит о постоянном снижении показателя. Фонд заработной платы в 2011 г. составлял 5245,64 тыс. руб., а в 2013 г. уже 11208,05 тыс. руб., произошло увеличение более, чем в 2 раза, а в процентном соотношении +113,66%. В 2012 г. увеличилась среднесписочная численность на 9 человек, со 136 до 145 (+6,625), в 2013 г. изменений не отмечается. Увеличение фонда заработной платы приводит к росту среднегодовой заработной платы работников, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. она выросла на 100,41% и составила 77,30 тыс. руб., тогда как в 2012 г. этот показатель составлял 50,59 тыс. руб., а в 2011 г. 38,57 тыс. руб. Во многом рост зарплаты связан с увеличением окладов работникам, а также зависит от того, что происходит рост зарплаты за счет работы в ночное время, праздничные дни, увеличения объема работ, связанных с реализацией товаров. Увеличение выручки привело к росту производительности труда. По сравнению с 2011 г. показатель в 2012 г. составил 487,69 тыс. руб. (+19,96%) на каждого работника, а в 2013 г. уже 647,72 тыс. руб. (+59,32%), что является положительным моментом в работе предприятия [Приложение 2]. По результатам сравнительного анализа можно отметить повышение всех показателей за 2013 г. по сравнению с 2011 г., это говорит о стабильной работе ООО "Наше дело" и его дальнейшей перспективе развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|