Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила цитирования и оформления ссылок в научных текстах




 

Такие важные качества научного текста, как объективность, преемственность, недостижимы без опоры на документальные источники, без использования существующей литературы по теме. В этой связи в научных работах широко распространено цитирование - дословные выдержки из какого-либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-либо слова.

Без цитат из работ классиков той или иной научной школы, без демонстрации того, что автор в курсе достижений избранной им области науки ни одна научная работа не может считаться основательной. В научном цитировании цитата выглядит как одна или несколько выдержек из работ других ученых, опираясь на которые исследователь иллюстрирует свои тезисы, подтверждает высказанные им предположения, критикует либо оспаривает аргументы, с которыми он не согласен.

Следует обратить особое внимание на нормы употребления цитатв тексте научной работы. Необходимо неукоснительно соблюдать принципы сохранения и уважения чужих авторских (интеллектуальных) прав.

Существуют следующие правила цитирования:

. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике с сохранением особенностей авторского стиля. Допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой.

. Цитирование должно быть полным, без искажения авторской мысли. Допускаются пропуски слов (части предложения), что обозначается многоточием, которое ставится перед опущенным отрывком или после него. Если опущено целое предложение (несколько предложений), то этот опущенный текст внутри цитаты заменяет многоточие в угловых скобках: <. >.

. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится с соблюдением требований действующих стандартов.

. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), которое дает значительную экономию текста, следует точно, без искажения излагать мысли автора и давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы. В соответствии с общепринятой практикой на одной странице не должно быть более трех цитат, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова курсивом или разрядкой, он должен это специально оговорить. В подобном случае после поясняющего текста ставится точка и тире, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст замечания заключается в круглые скобки. Варианты таких оговорок: (разрядка наша. - М. Н.), (подчеркнуто нами. - М. Н.), (курсив наш. - М. Н.).

Правила и виды оформления ссылок. Ссылки на источники могут быть указаны в тексте (внутритекстовые), внизу страницы под чертой (подстрочные) и после текста (затекстовые). Регламентирует использование ссылок разного типа специальный ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления".

Так, внутритекстовые библиографические ссылки даются в тексте в круглых скобках с опущением между областями описания условно-разделительных знаков. (Данные знаки не проставляются и в других видах библиографических ссылок: подстрочных и затекстовых. Не путать со списком использованной литературы, где условно-разделительные знаки обязательно проставляются!).

Например, использование внутритекстовой ссылки:

Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины XX века, дает работа библиографа И.М. Кауфмана (Кауфман И.М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.365 с.).

В подстрочной ссылке:

59 Кауфман И.М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.365 с.

В затекстовой ссылке:

59. Кауфман И.М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.365 с.

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке (в квадратных скобках) указывают порядковый номер источника в затекстовой ссылке (или списке использованной литературы) и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой.

Например, в тексте:

Великий русский философ Н.А. Бердяев указывал: "Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило" [10, с.81].

В затекстовой ссылке:

10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.175 с.

В списке использованной литературы:

10. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 175 с.

Если отсылка содержит сведения о ссылках на несколько источников, группы сведений разделяют знаком "точка с запятой":

[10, с.106; 23, с.45 - 46]

Разнообразные образцы библиографических ссылок, оформленных на основе требований ГОСТ Р 7.0.5-2008 см. в Приложении № 3.


Планы, тезисы, конспекты как разновидности научных текстов и методика их выполнения

 

Разновидностями научных текстовявляются: планы, тезисы, конспекты, рефераты, статьи, монографии, научно-исследовательские работы (курсовые, дипломные, диссертационные), отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках и т.д. Рассмотрим основные разновидности научных текстов, которые наиболее часто создаются студентами в процессе учебно-познавательной деятельности в вузе.

Планы и методика их выполнения

 

Наиболее краткой формой научного текста является план. Это представленный в логической последовательности перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье, курсовой, дипломной и других научных работах. План отражает логику повествования, раскрывает тематическую структуру произведения и способствует лучшей ориентации в его содержании.

План как разновидность научного текста необходимо рассматривать в двух аспектах:

) как важное средство организации умственного труда;

) как относительно самостоятельный и необходимый компонент научного исследования.

В первом случае составление студентами планов изучаемых монографий, статей и других видов научных, учебных, справочных изданий является одним из рациональных приемов работы с литературным материалом. Составление планов приучает к четкому, логическому мышлению, помогает выработать умение сжато и последовательно излагать суть вопроса, обобщать материал.

В этом отношении план является незаменимым элементом самостоятельной работы студента по усвоению изучаемой литературы, который:

·   ускоряет и оптимизирует проработку источника информации;

·   отражает основные смысловые фрагменты текста и способствует выделению его главных положений;

·   помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет).

При этом следует подчеркнуть, что план не передает фактического содержания, а только указывает на его основные смысловые блоки и схему подачи материала.

Во втором случае составление планов, как было указано, выступает необходимым компонентом научного исследования. Так, при выполнении курсовой, дипломной, диссертационной работы план создается как структура будущего исследования. В плане должен быть представлен перечень основных вопросов, поставленных перед исследователем при решении выбранной темы. (См. Тему 7, п.1.6. и Тему 8, п.2.2 настоящего учебного пособия). Из вышесказанного вытекает, что план обычно составляется на основе либо готового, либо создаваемого текста. При этом следует учитывать основные принципы создания планов обоих типов.

Принципы составления плана

Готового текста Создаваемого текста
установление членения текста на смысловые блоки; определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока; формулирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое. прогнозирование структуры создаваемого текста через его трехчастность (введение, основная часть, заключение); определение главной мысли каждой части; установление круга важных вопросов в составе каждой части; формулирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство.

 

Планы бывают двух типов: простой (состоит из основных пунктов в виде перечня основных вопросов) и сложный (включает в себя основные пункты в виде глав, параграфов и подпункты, которые конкретизируют и детализируют содержание).

Образец простого плана

( к статье "Книга, компьютер, Интернет: новые ориентации подростков"):

1. Формирование нового "мультимедийного поколения".

. Проблемы конкуренции электронной культуры и печатного слова в восприятии подростков и молодежи.

. Актуальность проблемы чтения молодежи в связи с негативными последствиями компьютеризации.

. Задачи воспитания юного читателя как "Человека читающего".

Образец сложного плана

( к контрольной работе "Интернет в профессиональной библиотечно-библиографической деятельности"):

I. Принципы организации и использования глобальной компьютерной сети Интернет.

Технологическая основа сети Интернет.

Основные приемы эффективного поиска в Интернете.

Обзор основных поисковых систем в Интернет.

II. Применение Интернета в библиотечно-библиографических процессах.

Комплектование и каталогизация.

Справочно-библиографическая работа.

Информационное обслуживание читателей.

III. Справочные и библиографические ресурсы Интернета.

Справочные ресурсы Интернета.

3.2 Библиографические ресурсы Интернета.

При создании планов различных видов необходимо соблюдать графическую культуру записи!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...