Курсовая работа как важная форма научного текста. Основные принципы методики выполнения, требования к оформлению курсовых работ и критерии их оценки
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Написание курсовой работы - важная составная часть учебного процесса в вузе. Она является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. В ходе выполнения курсовой работы студенты закрепляют, углубляют и обобщают знания, полученные за время обучения по различным учебным дисциплинам, овладевают методами научного исследования по определенной теме. Курсовая работа подготавливает студента к выполнению более сложной задачи - созданию выпускной квалификационной (дипломной) работы. Курсовая работа носит, как правило, реферативный характер, то есть выполняется только на базе литературных материалов и документальных источников (книг, статей, архивных источников, электронных ресурсов). Задача курсовой работы этого типа - показать уровень теоретической и практической разработанности проблемы посредством сравнительного анализа литературы, изложить свои взгляды на исследуемые вопросы. Общая схема выполнения курсовой работы: 1. Определение темы работы. 2. Составление примерного плана курсовой работы и календарного графика ее выполнения. . Постановка цели и задач, объекта и предмета исследования. . Определение круга используемых источников и литературы. Их сбор и изучение. . Написание текста работы. . Оформление работы, ее техническое и литературное редактирование. 1. Определение темы работы. Работа над курсовым проектом начинается с выбора темы. Тема курсовой работы должна быть направлена на решение актуальной (то есть значимой, важной, востребованной наукой и практикой) проблемы профессиональной деятельности, отражать достигнутый уровень знаний в рассматриваемой области и соответствовать избранной специальности.
Тематика курсовых работ определяется выпускающей кафедрой и предлагается студенту научным руководителем. Студент может самостоятельно выбрать одну из предлагаемых тем, либо предложить собственную, обосновав целесообразность ее разработки и согласовав свое предложение с научным руководителем. 2. Составление примерного плана курсовой работы и календарного графика ее выполнения. Второй этап процесса выполнения курсовой работы после выбора темы - формирование предварительного плана. План курсовой работы разрабатывается студентом на основании изучения литературных источников и установления состава вопросов, подлежащих исследованию. Именно обоснованным набором отмеченных вопросов определяется структура будущей курсовой работы. Научный руководитель курсовой работы рассматривает предложенный студентом план и при необходимости вносит в него соответствующие коррективы. На основе плана курсовой работы научный руководитель оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы. Это позволит студенту увидеть объем предстоящей работы, правильно распределить свое время для написания курсовой работы. 3. Постановка объекта и предмета, цели и задач исследования. В соответствии с темой и проблемой курсовой работы формулируются объект и предмет исследования. Объект - сфера объективной реальности (реальный процесс, факт или явление), избранная для изучения. Данные процессы, факты или явления носят, как правило, проблемный характер или порождают проблемную ситуацию, которую и предстоит изучить исследователю. Предмет - это то, что находится в границах объекта, представляет собой одну из его сторон, содержит в себе центральный вопрос проблемы исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Предмет - это всегда конкретизация объекта, выявление закономерностей развития и специфических характеристик явлений (изучаемых объектов), их взаимосвязей, отношений. Таким образом, объект всегда имеет более широкие границы по сравнению с предметом, отличающимся четкостью и конкретностью определения. Именно на него и должно быть направлено основное внимание студента.
Каждый студент должен уделить особое внимание точной и конкретной формулировке цели своего курсового исследования. Цель исследования - мысленный (идеальный) конечный результат работы. Цель исследования формулируется через отглагольное существительное: формирование., разработка., выявление…, обоснование…, характеристика… и т.д. Целенаправленность курсовой работы обеспечивается набором задач, решением которых достигается сформулированная цель. Задачи исследования - поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения главной цели исследования. Задачи способствуют реализации цели исследования и, в конечном итоге, получению результата исследования. Задачи исследования формулируются через инфинитив (совершенную форму) глагола: проанализировать., охарактеризовать., исследовать., разработать. и т.д. Количество решаемых задач определяется логически оправданной потребностью в них. Следует иметь в виду, что ограниченный перечень задач (до 3) делает примитивной сущность исследования, а избыточный перечень (более 7) лишает исследование конкретности и глубины. 4. Определение круга используемых источников и литературы. Их сбор и изучение. Обычный набор источников для выполнения курсовой работы включает научные монографии, справочные и учебные издания, практические руководства, статьи из периодических изданий, официальные законодательные материалы, статистические документы. В ряде случаев для работ исторической тематики необходимо привлечение архивных материалов. Многое из вышеприведенного перечня есть в Интернете, поэтому необходимо использовать возможности выявления и отбора электронных ресурсов. Однако следует при этом учитывать, что использование подобных ресурсов, так же как и печатных источников, требует грамотного библиографического описания и корректного цитирования с оформлением ссылок.
Процесс сбора и изучения источников и литературы преследует цель выявления и анализа того, что уже достигнуто другими исследователями. Собранные источники следует систематизировать (предварительно сделав их конспекты или ксерокопии), выяснить и проанализировать основные точки зрения и концепции исследователей, выявить суть изучаемой проблемы и еще не решенные авторами вопросы. На основе выполненного анализа изученной литературы уточняется степень разработанности, состав и содержание вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении. 5. Написание текста курсовой работы. При написании работы следует широко использовать тексты имеющихся литературных источников. Однако это использование должно строиться на разумном извлечении основных, наиболее важных аспектов изучаемой проблемы, исходя из собственного понимания и исследовательской позиции. Основную часть работы следует излагать строго в соответствии с планом, каждый раздел должен иметь самостоятельное значение, то есть раскрывать один вопрос или аспект темы. Самое трудное и важное заключается в умении осмыслить, проанализировать имеющийся материал. Студенту следует показать свои способности к обобщению материала по теме, выражению собственного отношения к затрагиваемым вопросам. Излагать вопросы необходимо полно, ясно. Нужно стремиться избегать общих рассуждений, выходящих за рамки темы. Всегда необходимо делать ссылки на использованную литературу, избегать плагиата и компиляции ( см. объяснение данных понятий в дальнейшем изложении темы). В конце каждого параграфа и каждой главы следует делать свои самостоятельные выводы и обобщения, которые должны соответствовать решению поставленных задач курсовой работы. Обычно структура курсовой работы включает следующие разделы: – введение; – основную часть (рекомендуется 3 основных раздела по 2 - 3 параграфа в каждом); – заключение; – список использованной литературы; – приложение (при необходимости).
Введение должно содержать общую постановку проблемы, обоснование ее актуальности, характеристику разработанности темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы, структуру работы. В основной части непосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов, избегая бездумного переписывания. Заключение содержит выводы, итоги курсовой работы, где поощряется самостоятельность суждений и оценок. В список использованной литературы в строго алфавитном порядке включаются источники, на которые имеются ссылки в основном тексте курсовой работы. 6. Оформление работы, ее техническое и литературное редактирование. Объем курсовой работы, как правило, должен быть не менее 20 - 25 страниц бумаги формата А4 компьютерного набора полуторного междустрочного интервала, размер шрифта (Times New Roman) - 14 кеглей. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, нижнее и верхнее - 20 мм. Текст печатается на одной стороне листа. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Листы сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. Все составные части курсовой работы располагаются в следующем порядке: титульный лист; план (содержание, оглавление); введение; основной текст; заключение; список использованной литературы; приложение (при наличии). С параметрами оформления титульного листа, ссылок, списка использованной литературы и т.д. более детально можно ознакомиться в специальных методических указаниях по выполнению курсовых работ. Критерии оценки курсовых работ. Главные условия хорошей оценки - творческий подход к процессу создания курсового проекта; глубина анализа научной литературы и исследуемых проблем в целом; самостоятельность умозаключений, обобщений и выводов; отсутствие логических, стилистических и орфографических ошибок; правильное оформление. Наиболее существенные характеристики, соответствующие тем или иным оценкам: ) " отлично (5)" - самостоятельная работа, имеющая творческий характер, отличающаяся определенной новизной, демонстрирующая всестороннее овладение студентом выбранной темы, четкую и логичную систематизацию материала, полноту его анализа и обобщений в виде собственных выводов автора. Выводы должны базироваться на основе изучения репрезентативного (достаточного для обеспечения полноты исследования) количества документальных источников - от 15 до 25. Обязательные требования: правильно оформление всех структурных частей курсовой работы, особенно введения и заключения.
) " хорошо (4)" - самостоятельная работа, основывающаяся в большей степени на систематизации и определенном анализе выводов исследовательских работ и в меньшей - на анализе первичных источников. Выводы студента строятся на основе умозаключений и рассуждений других авторов. На балл оценка снижается и в том случае, если работа основана на использовании небольшого количества источников, которые не позволяют сделать репрезентативные выводы. Обязательные требования: правильно оформление всех структурных частей курсовой работы. ) " удовлетворительно (3)" - имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. Основной текст работы представляет собой компиляцию положений, заимствованных из различных источников. Вклад студента заключается в правильной систематизации материала и самостоятельности выводов в наиболее важных местах работы (в конце глав и в заключении). Обязательные требования: правильно оформление всех структурных частей курсовой работы. ) " неудовлетворительно (2)" - содержание работы не соответствует теме; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностное изложение основных положений. Работа показывает неспособность студента к самостоятельному освоению и раскрытию темы, к анализу и систематизации материала, формулированию собственных выводов. Другие недостатки: весьма ограниченный список литературы, серьезные нарушения требований к оформлению работы. Самыми грубыми недостатками являются плагиат или компиляция. Объясним содержание данных понятий: ) Плагиат означает умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат в учебных и научных исследованиях (в том числе курсовых и дипломных) предстает как использование в своей работе произведений других авторов без всяких ссылок на них. В качестве плагиата рассматривается не только дословное заимствование текста, но и заимствование с некоторыми стилистическими изменениями, в том случае, когда логика текста явно соответствует первоисточнику. В качестве плагиата может не рассматриваться заимствование текста, повествующего об общеизвестных фактах. ) Компиляция - построение работы или ее части на основе заимствованных текстов со ссылками на них, но без сколько-нибудь серьезного самостоятельного вклада автора. Примеры некорректных ссылок: а) процитировав фрагмент текста, студент дает ссылку на первоисточник, после которой все тот же текст из первоисточника продолжается, но уже без ссылки; б) в работе содержится очень большой отрывок заимствованного текста (непонятно, где начинается заимствование), в конце которого, через много страниц, ставится ссылка. Если в работе студенту приходится приводить длинный отрывок из первоисточника без собственных комментариев (что уже является некорректным приемом), правильно либо регулярно давать сноски (например, в конце каждого абзаца), либо в тексте чаще упоминать о том, что цитируется работа конкретного автора (например, "как указывает Иванов", "как отмечает российский исследователь", "как подчеркивает цитируемый автор" и т.п.). Защита курсовой работы. Студент защищает работу перед комиссией. Состав членов комиссии утверждается заведующим кафедрой. Члены комиссии знакомятся с содержанием курсовых работ на предмет их готовности к защите и дают свое заключение в виде рецензии. После чего комиссия проводит защиту допущенных курсовых работ. Защита курсовой работы включает краткий доклад студента (не более 10 минут), и ответы на вопросы по существу работы. Структура доклада: обоснование темы курсовой работы, ее актуальности и научно-практической значимости; формулировка проблемы, цели, задач, объекта и предмета, методов исследования; характеристика наиболее важных вопросов, рассматриваемых в основной части курсовой работы (предпочтительно по главам); заключение (формулировка результатов исследования, предложений по решению поставленных проблем, общих выводов по работе). По завершении доклада членами комиссии задаются вопросы, на которые студент обязан дать ответ. Ответы должны быть конкретными, содержательными и лаконичными. При проставлении конечной оценки за курсовую работу членами комиссии учитываются: общие критерии оценки курсовых работ, изложенные выше; доклад студента; полнота и глубина ответов на вопросы руководителя и членов комиссии. Студенту, получившему неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению руководителя, доработки прежней темы, и определяется новый срок для ее выполнения. После доработки и внесения исправлений студент должен повторно защищать курсовую работу. Оценка по курсовой работе ставится в ведомость и зачетную книжку студента, в дальнейшем она будет выставлена в приложение к диплому выпускника. Литература
1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2009. . Введение в педагогическую деятельность / Под ред.А.С. Роботовой. - М., 2010 . Батурина Г.И. введение в педагогическую профессию, - М., 2011 . Педагогика: учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2009 . Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред.П.И. Пидкасистого. - М., 2010. . Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. . Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. - М., 2009 . Ефремов О.Ю. Педагогика. - СПб.: Питер, 2010
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|