Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рефераты как разновидность научных текстов и методика их выполнения




 

Реферирование - процесс аналитико-синтетической обработки документов, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: теоретических положений, фактических данных, результатов и выводов.

Реферат представляет собой краткое изложение содержания документа (его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Слово "реферат" происходит от латинского " refero ", что означает "пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать".

Специфика реферата:

·   В рефератах характеризуются и критически оцениваются научная позиция автора, цели и задачи его исследования, новые идеи, гипотезы, методики, технологии, вклад автора в решение научной проблемы.

·   Реферат дает возможность первоначально ознакомиться с документом и определить целесообразность обращения к нему.

Основные требования к реферату:

1) точное изложение взглядов автора;

) изложение всего существенного;

) изложение материала в логической последовательности.

Многообразие видов рефератов позволяет классифицировать их по различным признакам:

)   по полноте изложения

·   информационные (рефераты-конспекты),

·   индикативные (рефераты-резюме);

2) по количеству реферируемых источников

·   монографические,

·   обзорные;

3) по читательскому назначению

·   общие (характеристика содержания в целом; ориентация на широкую аудиторию);

·   специализированные (ориентация на специалистов);

4) по составителям

·   авторефераты,

·   рефераты, составленные специалистами (референтами).

Несмотря на то, что рефераты могут различаться по видам, формам и содержанию, общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме.

Процесс реферирования включает выполнение следующих операций:

·   чтение исходного текста. Чтение подразделяется на ознакомительное, изучающее и реферативное. Оно преследует цель определить тематику документа, осмыслить его содержание.

·   анализ исходного текста. Во время реферативного анализа текст документа разбивается на отдельные фрагменты. Задачей автора реферата является извлечение из каждого фрагмента информации с нужной степенью полноты.

·   выбор информативных фрагментов, ихобобщение. Выбранная информация изучается, обобщается, выявляется наиболее ценная и определяется способ ее представления в соответствии с целевым назначением реферата.

·   создание нового текста (реферата). На заключительном этапе реферирования происходит синтез выявленной информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата, осуществляется редактирование текста реферата.

Существуют следующие основные способы реферативного изложения текста:

экстрагирование самый простой прием, когда из текста документа референт полностью или в свободном изложении переносит в реферат фразы, предложения.
цитирование дословное воспроизведение фрагментов первичного документа.
перефразирование предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, перегруппировку и т.п.) отдельных фрагментов текста первичного документа. При перефразировании реферат имеет лишь частичное текстуальное совпадение с исходным документом.
замещение замена фрагмента текста (предложения в целом, словосочетания или слова). Например, раскрывается неясное читателю сокращение слова (аббревиатура).
опущение пропуск слова или словосочетания без ущерба для смысла содержания текста реферата. Пропуску подлежат сведения пояснительного или иллюстрирующего характера.
совмещение операция, при которой два или несколько предложений, содержащих совпадающие (тождественные) элементы, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где совпадающие компоненты употребляются только однажды.

 

Таким образом, реферат - это одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие, например, от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Структура реферата.

Основными структурными частями реферата являются: введение, основная часть и заключение. Если реферат представляет собой целостное научное произведение, созданное на основе изучения многих источников, он должен включать список использованной литературы, приложение (схемы, таблицы, графики и т.д.).

Существует формализованная методика составления рефератов. При этом определяется набор сведений (аспектов содержания) которые следует извлечь из исходного текста и включить в реферат. Каждый аспект обладает своим специфическим набором маркеров - устойчивые словесные обороты и словосочетания, однозначно определяющих тот или иной аспект содержания.

Наименование аспекта содержания документа Маркеры аспекта

1. Введение

1. Краткие сведения об авторе. Ученая степень автора, его специализация. Автор статьи (монографии) - … Статья известного отечественного библиотековеда, доктора педагогических наук, профессора … Авторы учебника - высококвалифицированные специалисты в области … Книга видного американского социолога … посвящается …
2. Краткая характеристика источника. актуальность проблемы, цель и задачи работы. Актуальность темы исследования обосновывается … Актуальность работы определяется … Тема работы представляется актуальной, так как … Цель настоящей статьи … Целью данной работы является … Настоящая работа имеет целью … В задачи публикации входит … К числу основных задач исследования относятся … Основная задача статьи - …

2. Основная часть (все существенные положения текста)

1. Описание сущности излагаемой автором проблемы и ее решения. В статье всесторонне анализируется … В монографии обосновывается и раскрывается сущность проблемы … Автором ставится проблема … и предлагается способ ее решения. На обширном фактическом материале показывается … Анализ автором множества реальных фактов доказывает … Данные, собранные и проанализированные автором, характеризуют …
2. Особенность (новизна) раскрытия проблемы. Особенностью предлагаемого автором решения проблемы является … Особенность раскрытия поставленной автором проблемы заключается в … Новизна разработанной автором модели … Принципиальное отличие и новизна выработанной автором концепции заключается в …
3. Место (база) исследования. Сотрудниками РГБ предложен … Преподаватели МГУКИ разработали … На базе Рязанской областной детской библиотеки проведен …
4. Методы исследования. В данной работе использовались такие методы, как … Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как … Применение таких методов, как … дало возможность (позволило) …
5. Научная и практическая ценность работы. Статья посвящена малоизученной научной проблеме … Принципиальное отличие подхода, который отстаивает автор, заключается в … Впервые вводится в научный оборот … Научная ценность работы обусловлена … Практическая значимость исследования определяется … Даются практические рекомендации … Описываются рекомендации по практическому применению …

3. Заключение

1. Результаты, достигнутые автором. Результаты показали следующее … Из полученных результатов видно … Основные результаты исследования заключаются в следующем … Полученные результаты … позволяют утверждать …
2. Выводы, обобщения. Итак, можно сделать вывод, что … Следовательно, можно сформулировать следующие выводы … В заключение отметим, что… Таким образом, можно прийти к выводу о том, что. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы…
3. Резюме референта. Резюмируя предшествующие рассуждения… Подводя итоги нашего анализа, следует констатировать … Подытоживая сказанное …

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...