Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операция в горах Альбурз




Наиболее важным событием лета 1985 г. стала крупная операция в горах Альбурз (ущелья Акдара и Гордара) - юго-западнее Мазари-Шарифа. Проводилась в конце июня - начале июля в целях ликвидации бандформирований, обосновавших свои базы в этом горном районе. В операции участвовали мангруппы ПВ, авиация 40-й армии, подразделения афганской армии, царандоя и оперативные группы СГИ. Руководил операцией заместитель начальника Оперативной группы САПО полковник И.М. Коробейников.

На первом этапе афганские подразделения проводили частные операции в «зеленой зоне», вытесняя мятежников в горы. Второй этап начинался ударами авиации и артиллерии по основным базам и другим объектам мятежников в горах. Затем следовали высадка десантов и выход наших пограничных подразделений на рубежи прикрытия. Мятежники оказывали яростное сопротивление, особенно при десантировании подразделений.

Операция завершилась ликвидацией в этом труднодоступном районе горных баз душманов с большими для них потерями. При этом было захвачено большое количество оружия и боеприпасов.

В первые же дни операции было потеряно (подбито) два вертолета, экипажам удалось спастись. Но третий вертолет, получивший повреждение, взорвался в воздухе, погибли командир вертолета и второй пилот.

26 июня при выполнении десантирования в районе Альбурс экипажи вертолетов, пилотируемые летчиками майором Киселевым В.М. и капитаном Чурута В.И., были подбиты из ДШК. Боевая потеря - два вертолета МИ-8. На следующий день при спасении тяжелораненого пограничника героически погиб экипаж капитана Рускевича В.В. До последней возможности боролся экипаж, стараясь спасти машину. В период проведения данной операции капитан Рускевич В.В. проходил службу уже в арктическом авиаполку. Погибшие летчики и останки вертолета оказались в зоне обстрела душманов. Понадобилось большое мужество группы пограничников во главе с офицером Н.С. Резниченко, чтобы достать и вынести оттуда тела погибших.

Рассказывают участники операции: Виктор Кондрат – борттехник марыйского полка и Сергей Быков – в то время - командир звена магаданской эскадрильи.

26 июня 1985 года было началом операции. В ней участвовали около 20 наших бортов и 12 афганских. В самом начале операции подбили борт, на котором командиром был Сергей Шуваев. Был пробит редуктор, и они сели на вынужденную. Это случилось на полдороге, в предгорье. Там выставили охрану, и было не до них. А к исходу дня им привезли масло, они забили чопик, залили масло и дотянули до Мазари-Шарифа.

Во время десантирования многие борта получили пробоины, вертолет Чуруты Владимира был сбит. Находившийся неподалеку экипаж Киселева Владимира его забирал. В составе экипажа Чуруты были:

- Пензев Павел.

- Рева Иван.

Бортмеханика у них с собой не было. После того, как экипаж Чуруты высадили, Кондрат Виктор взял у Ревы Ивана его бронежилет, со словами: «Тебе все равно он уже не

На верхнем снимке вертолет Владимира Чуруты, понадобится». Зато как потом пригодился ему!

на нижнем - Владимира Киселева

 

 

Ближе к 15 часам местного времени вертолет Киселева был сбит.

Когда экипаж Киселева падал, Витя Кондрат приказал рядовому Петренко Володе: "Прыгай". Но тот обнял его за плечи, сзади, и ответил: "Я с вами!". (Летчики вспоминают это с особой теплотой, они считают, что они - кадровые офицеры в то время - обязаны были воевать до последнего, а солдат мог бы и не рисковать). Но Володя не согласился. Настоящий русский солдат...

Киселев молодец, посадил борт, вертолет горел полностью весь! (Точно так же, как борт Рускевича на следующий день).

Следом за Киселевым шел вертолет Юры Харина. Харин крикнул: «Горите! Садитесь, подберу!». Подобрал сразу же, в составе экипажа Киселева были:

- Устиновский Алексей – штурман.

- Кондрат Виктор – борттехник.

- Петренко Володя – солдат срочной службы – бортмеханик.

Экипаж Рускевича прибыл накануне операции в командировку из Воркуты. Летели они через Москву, билетов, как всегда, в кассах не было, и ребята, скинувшись, доплатили кассиру сверху, чтобы прилететь вовремя. Быков – из Магадана. Сначала их определили в Шуроабад, машины у них были МИ-8Т.

27 июня снаряжались на РБУ, у всех были ракеты и бомбы, а у экипажа Рускевича только ракеты. В строю было штук 12 вертолетов, Быков был на 44-ом борту, Рускевич на 40-м. Когда сообщили, что надо забрать тяжелораненого, Рускевич сказал, что заберет, так как знал эту площадку. При заходе слева сзади из пещер начали стрелять, и сразу попали в подвесной левый бак. Потянулся белый шлейф, керосин, потом попали в расходный бак, Рускевич сказал в эфир: «Сороковой, горю». Быков закричал: «Валера, садись. Валера, миленький, садись». Вертолет начал задирать нос, гасить скорость, потом отвернул влево, и Быков даже подумал, что он собирается сесть на плато, которое находилось вверху над огневыми позициями. Вертолет Рускевича был полностью объят пламенем, были видно только концы лопастей, он сделал вираж, и на втором вираже носом и правой стороной врезался в отвесную скалу, взорвался и упал на дно ущелья. Обе стороны вели интенсивный огонь, и не давали никому приблизиться к месту падения вертолета.

Останки ребят удалось забрать только на четвертые сутки. Сначала пехотинцы выдвинулись и не нашли их. Но была вызвана спецгруппа, в которой были специально подготовленные люди, и погибшие были доставлены в Термез, а оттуда по домам. Рускевич Валерий похоронен в Ташкенте.

 

 

Из журнала «Ветеран границы» № 1-2/1999. «ЖИВУ И ПОМНЮ»

Генерал-лейтенант Резниченко Николай Семенович

Как на всякой войне, на этой тоже трагическое соседствовало с героическим. В историческом формуляре моей полевой оперативной группы многие страницы отмечены замечательными примерами доблести, мужества, воинского братства. Особой строкой в него вписана операция в горах Альбурз. Я и сейчас вспоминаю ее с особым трепетом в сердце.

Лето 1985 года. Руководством пограничных войск было принято решение на проведение операции в горах Альбурз, которые находятся в тридцати пяти километрах юго-западнее Мазари-Шарифа. Задача стояла следующая: силами ММГ обеспечить прикрытие действий десантников.

К месту боя прибыли с рассветом. Местность - хуже не придумаешь. Неприступные горные кручи, зной, пыль, выжженная горячим солнцем земля. По краям редких арыков - плотный кустарник.

Две ДШМГ Керкинского и Пянджского пограничных отрядов высадились в ущелье Гордара. У противника на господствующих высотах располагались огневые позиции с крупнокалиберными пулеметами. Небо то и дело вспарывалось всполохами длинных трассирующих очередей. Первая неприятность не заставила себя долго ждать. Один из вертолетов был подбит. Приземлился он на площадке, рядом с которой находилась наша оперативная группа. Осмотрев машину, мы обнаружили восемь пробоин. Из операции она, естественно, была выведена. Часа через два еще одна «вертушка» попала под обстрел противника. На этот раз все оказалось намного трагичнее. Вертолет начали обстреливать еще на подлете, но пилоты сумели удачно его посадить и высадить десант. При взлете вертолет вновь попал под огонь ДШК и начал терять высоту. Но благодаря умелым действиям летчиков винтокрылая машина приземлилась. Едва успел экипаж покинуть «вертушку», как она тут же загорелась, затем взорвалась.

Временное затишье наступило, когда наступили сумерки. Утром вновь трагедия. При подходе к месту высадки был обстрелян третий вертолет. Командир экипажа В.В. Рускевич и второй пилот были убиты. Машина, падая в ущелье Акдара, загорелась.

Десантникам, находящимся на вершине горы, удалось обнаружить обгоревшие трупы погибших летчиков. Спуститься им в ущелье не представлялось возможным. Тогда руководитель операции полковник И.М. Коробейников связался со мной, приказал выдвинуться в ущелье и вынести тела наших боевых товарищей.

Решил, что отправиться на поиски погибших мне необходимо самому. Собрал группу опытных и хорошо знающих свое дело парней. В нее входили двадцать один солдат и три офицера - Виктор Пичугин, Игорь Мирошниченко и Василий Пискун. Дорога предстояла долгая и опасная.

Выехали рано утром, перед рассветом. По пути встретили около пятидесяти сарбозов с двумя танками и ГАЗ-66. Они рассказали о том, что в ущелье душманы оказали упорное сопротивление, использовав отлично оборудованный опорный пункт. Оценив обстановку, принял решение: вступить с ходу в бой. Афганцы, в свою очередь, стали поддерживать нас боевыми машинами. Они выдвинулись в направлении ущелья. Для такой техники дорога была узкой, а следовательно, труднопреодолимой. Кроме этого, никто не исключал возможности ее минирования.

Танк сумел вписаться в поворот, но тут же подорвался на мине. Наши опасения оправдались. Естественно, движение было приостановлено. Я понимал, что осуществлять буксировку придется под непрекращающимся огнем душманов. С опорного пункта их пулеметы не замолкали ни на минуту. От пуль спасали лишь большие валуны. Я вызвал офицера В. Пискуна и саперов. Следовало произвести проверку местности, преодолеть поворот, за которым находился подбитый танк, и попытаться зацепить трос, чтобы можно было отбуксировать его назад.

Саперы обнаружили пятисоткилограммовую неразорвавшуюся бомбу, под которой для усиления было около двухсот килограммов взрывчатки. Лишь по счастливой случайности душманы не успели ею воспользоваться. Благодаря грамотным и решительным действиям пограничников фугас был обезврежен. Однако продвижение в глубь ущелья не представлялось возможным. Душманы били с двух сторон: с одной - пулемет из дзота, противотанковая пушка - с другой. Связавшись со своим руководством, доложив обстановку, я внес ряд предложений по дальнейшему проведению операции. Дали «добро». На следующий день начали блокировать противника. Проведенный маневр силами и средствами, правильно расположенные пулеметы, гранатометы подавили огневую мощь моджахедов, позволили нам выполнить поставленную задачу.

Мятежники были уничтожены. Продвижению людей и техники на этом участке дороги ничто не угрожало. Наконец-то моей группе удалось добраться до той площадки, где находились останки погибших летчиков. Найти тела двух членов экипажа не вызвало особых трудностей.

В ходе этой операции моей группе достались большие трофеи: автоматы, пулеметы, мины и другие боеприпасы. Одних только «итальянок» триста пятьдесят штук. Нельзя не отметить тот факт, что в самой популярной телепрограмме тех дней, программе «Время», несмотря на неафишируемый характер боевых действий, итогам этой операции был посвящен весь информационный блок...

Начальник авиации Пограничных войск Рохлов Николай Алексеевич на фоне трофеев, захваченных в ходе операции "Альбурз"

Трофеи с Альбурза

 

В том вылете в паре с экипажем капитана Рускевича был экипаж майора Быкова (к тому времени Сергей Быков также уже перевелся из Душанбе в Магадан). Он рассказал о гибели экипажа В. Рускевича следующее: Борт Рускевича уже заходил на посадку, когда был обстрелян из ДШК почти в упор на небольшой высоте. Очевидно, тяги управления вертолетом были перебиты, потому что вертолет стал задирать нос и заваливаться в сторону. Быков непроизвольно крикнул по радио: «Валера, прыгайте!» и услышал в ответ от Рускевича: «Куда на… прыгать?...». И через секунду-другую вертолет врезался в гору и взорвался. Спасать было уже некого...

Майор Быков Сергей на фоне трофеев, захваченных в ходе операции "Альбурз"

 

 

Из воспоминаний заместителя 3-й ПЗ ММГ-2 Талукан, командира НДШПЗ – Талукан, Румянцева Вадима:

Среди прочих операций одна обычно бывает образцово-показательной. На неё ссылаются, приводят в пример, а затем изучают в академиях. Грандиозные планы, уйма войск и техники, авиация. В результате - богатые трофеи, и, как правило, большие потери.

С 84 г. в течение 1,5 лет такой операцией был "Мармоль". А с лета 85 г. стал "Альбурс". На операцию привлекались обе штатные ДШМГ (Пянджская и Керкинская), мангруппа с броней, сарбозы с танками и около 5 внештатных застав. Среди них была и Талуканская НДШПЗ. Операцию проводила Москва (или контролировала).

В описании "операции в горах Альбурса" ничего не говорится про сам Альбурс. Для меня это запомнилось не как горы, а как ущелье, вернее даже каньон. Широкий, извилистый каньон с отрогами, обрывистыми склонами. Как в кино про индейцев. И в этом каньоне “духами” была грамотно построена мощная, многоярусная и хорошо замаскированная оборона. Позиции располагались на разных уровнях, на противоположных сторонах, прикрывая друг друга. И такие узлы обороны были и по самому каньону, и в отрогах. Подходы к краям ущелья были заминированы. В этом убедились сарбозы, когда заехали танками на минное поле. Была организована сильная ПВО. По-моему, 3 борта было сбито и несколько подранено.

Ловили мы тогда Мувлави Ибота (за правильность написания не ручаюсь). Вообще, из бандглаварей я помню только троих. Инженер Башир - его мы гоняли все 2 года, пока я там был. Наверное, все операции в зоне Пянджского и Московского отрядов были против Башира. На Куфабе гонялись за Гулом Хасаном. Когда я прилетел на Куфаб в 84 г., в целях конспирации его шифровали в радиоэфире как "Геннадий Харитонович". А в 85 новая фишка: "Гена Хазанов". И вот Мувлави Ибот (лирическое отступление).

Талуканская ДШГ, как обычно (не смейтесь!), была в резерве. Поэтому вылетали последними. С нами летел офицер с ДШМГ, который знал дорогу и показывал пальцем летчикам. Перед высадкой командир борта узнал, что надо перелетать через ущелье и вошел в противозенитный маневр. Я был рад, что по утрам не завтракаю, а только пью чай. Позицию мы принимали у других внештатников. Их зам. нач. накануне был ранен в руку. Подполз слишком близко к краю ущелья и пытался изучить обстановку в бинокль.

Самое тяжелое для нас было - полное отсутствие воды. Воду возили бортами из Союза. На вертолетке стояла пожарная машина и заливала воду в целлофановые мешки. Плотный целлофан, похож на мешки с удобрениями. Что-то рвалось, где-то полмешка всего было. Нам повезло только в одном. У нас была удобная вертолетная площадка. Воду сбрасывали на три заставы сразу. Рваньё, излишки, все, что на 3 не делится - забирали себе. Но состояние ужасное, когда с утра осталась кружка воды, и ты думаешь: то ли зубы почистить, то ли чайку попить. Обычно выбирал второе. В такой же ситуации и все наши соседи были.

Басмачи нас особо не терроризировали, только активно пресекали любые попытки войти в ущелье. И все ущелье оживало, когда появлялся борт. Строчили со всех стволов, особенно много было ДШК. Утром, день на 5-6-й, мы присели попить чайку. На склоне спали бойцы после дежурства. От жары спасались тем, что сверху натягивали плащ-палатку в виде тента. И тут с тыла подскочила мобильная "духовская" группка и ударила по нам с ДШК и стволов (штук с пяти). Бойцы откатились к нам. Отбиваемся. Красивое зрелище: замбой (Толик Еременко со 2 заставки) - с голым торсом, волосатая грудь - вторую коробку из АГС заканчивает. Я успел только фельдшера к себе вызвать (на всякий случай). Минут через пять боя, во время паузы, из-под плащ-палатки выскакивает воин и несется к нам. У меня аж сердце сжалось! ДШК из плащ-палатки сделал решето, она как раз была на линии огня. Думаю, парнишка поседел. Духов накрыли ПТВшники. Как в артиллерийском учебнике: недолет, перелет, точное попадание. Классическая вилка. Обошлось без раненых чудом. После операции в моде был сувенир - пуля от ДШК 12,7мм на цепочке.

Получилось у нас и отличиться. Ночью пошли на засаду у выхода тропы из ущелья. Взяли двух пленных. Один оказался типа замполита банды - мулла. А второй, типа старший инструктор политотдела округа - представитель Исламской партии из Кабула. Вроде все нормально, дали результат. Только я задачу ставил: при появлении неизвестных открывать огонь на уничтожение. Зазевались ребятки. Опомнились, когда на них чуть не наступили.

Ставя себя на место командования, я не представлял, как это ущелье можно взять войсками. Но выход нашли. Прислали к нам сержантов-химиков, привезли бочки. То ли напалм, то ли газ какой - не помню. Эти бочки химики должны были скатывать в ущелье. Готовимся к войне. Оператор, когда нас инструктировал, сказал, что кто захватит бандглаваря - тому сразу орден. Думаю: надо мозги включать, и заказал себе "синеглазки" (дымовые шашки со слезоточивым газом). Придется ведь духов из пещер выкуривать! Уж больно мне хотелось орден получить.

Но химики с бочками не понадобились. Ушла банда. Сарбозы выставляли засаду. Бойцы, кто нес ночью службу, утверждают, что видели очереди трассеров в небо, как будто ворота. Бой был короткий. Правду знает командование. И уж больно смело на следующий день входили они в ущелье.

На позициях оставили смертников, прикованных к скалам. У каждой заставы был свой сектор. Нам досталась позиция на противоположной стороне. Вся позиция на карнизе метров 30-40. Заходим в первую пещеру - склад АТВ. Два ДШК, безоткатное орудие, стрелкового оружия полпещеры, выстрелы, боеприпасы, пулеметные ленты. Настроение поднялось. Вторая пещера - склад ПФС. Мешками рис, зерно, мука, сухари, орехи. Моя ДШГ на этих продуктах месяц могла продержаться. В жилых пещерах даже уютно: все одеялами застелено, Кораны валяются, скарб. Светло. Свет попадает через окошки-бойницы. Противоположную сторону видно прекрасно, а бойницу рассмотреть невозможно. В самой нижней точке позиции замаскирована цистерна с водой. К ней тянутся желобки с обеих сторон, которые собирали с гор воду. Оружие считали, как стога сена в колхозе - копнушками. Звоню соседнему начальнику: "У тебя сколько стволов?". Отвечает: "Семь копнушек". "А у меня пять". Пянджская ДШМГ взяла склад мин - 200 штук противотанковых. Было у них и электричество. На дне каньона стоял какой-то японский дизель-генератор. В городе Талукане света не было, а у басмачей в пещере лампочка висела. Между позициями была связь. Нашли советский телефонный коммутатор на 10 абонентов, в пещере - ТАпик. Была своя тюрьма. В одной пещере в стены были кандалы вмурованы. Даже рассказывали про мини-сауну в пещере, сам не видел. Говорят, у Мувлави Ибота были иностранные советники. Стволы на собственном горбу тащить на площадку не хотелось. И я нашел решение, поддержанное командованием. Над позицией стояла броня, и мы только перетащили оружие наверх и сдали мангруппе.

По радио звонит оператор и сообщает, что есть информация, будто в пещере продолжает оказывать сопротивление сам главарь банды и его охрана. Я решил, что вот он - мой звездный час. Оставил старшим на переноске оружия сержанта, а сам с парой человек рванул к месту боя. Один боец носил в рюкзаке "синеглазки". Но взять бандглаваря не получилось. Переводчик оказался идиотом и все перевел неправильно. В пещере просто отстреливался смертник. Его взяли без моего участия.

Но орден за эту операцию я все равно получил. Была она не самая трудная, даже самая короткая для меня - всего 10 суток. Зато наградные листы москвичи забрали с собой.

Есть плюсы - участвовать в таких образцово-показательных операциях!

 

Из книги: Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. — М.: Граница, 2008.— 455с.

…самой сложной и драматичной для Р. Фазлеева, с точки зрения понесенных потерь авиагруппы в вертолетах и экипажах, была операция «Альбурс» в июне-июле 1985 г. Боевые вертолеты оказались не способными подавить сильную ПВО хорошо укрепленной горной базы, десантные возможности вертолетов в самое жаркое время года оказались ниже расчетных. Из этих первых своих операций молодой командир сделал для себя главные выводы: при подготовке и ведении операций ничего нельзя пускать на самотек, всеми процессами на земле и в воздухе надо управлять…

1 июня 1985 г. в операции «Альбурс» оперативно-войсковая группа САПО вела ожесточенные бои с незаконными вооруженными формированиями и несла большие потери. Экипажам майора В. Еремина и капитана А. Ханина была поставлена боевая задача: эвакуировать раненых из боевых порядков пограничных подразделений. Посадка на заранее условленную и подготовленную площадку была невозможна, так как подходы к ней и сама площадка простреливались сосредоточенным огнем противника из гранатометов. Промедление в эвакуации раненых угрожало их жизни.

В этой сложной обстановке экипаж капитана А. Ханина, подобрав подходящую площадку, произвел посадку вблизи боевых порядков нужного подразделения, но прицельный огонь противника не позволил перенести раненых к месту посадки. Тогда майор В. Еремин, оценив воздушную и наземную обстановку, принял решение посадить свой вертолет на пыльную, ограниченных размеров, но защищенную дувалами и деревьями площадку. С ювелирной точностью, произведя заход на посадку под огнем противника, вертолет приземлился в этот колодец. Рискуя собственной жизнью, экипаж майора Еремина выполнил поставленную задачу и эвакуировал с поля боя девять раненых пограничников…

26 июня 1985 г. в операции «Альбурс» при выполнении боевой задачи по высадке десанта, из крупнокалиберного пулемета ДШК, в момент взлета после высадки десантников, был подбит вертолет Ми-8 (командир экипажа капитан В. Чурута, летчик-штурман майор П. Пензев, бортовой техник старший лейтенант И. Рева). Вертолет потерял управление, упал и разрушился. Экипаж успел покинуть вертолет и через 6 мин был эвакуирован с места аварии следующим за ним вертолетом командира звена майора В. Киселева.

Потерпевший аварию экипаж майора В. Киселева был эвакуирован ведомым вертолетом командира звена капитана Ю. Харина. Причем капитан Ю. Харин, обнаружив позицию огневой точки, которая сбила его ведущего, вначале ракетным ударом уничтожил замаскированную засаду противника, а уж потом произвел посадку недалеко от взорвавшегося вертолета, высадил свой десант, забрал на свой борт боевых друзей и доставил их на базовый аэродром.

В этот же день, 26 июня, еще четыре вертолета авиагруппы получили различные боевые повреждения, в том числе вертолет Ми-8, командир экипажа капитан С. Шуваев. Он не дотянул до аэродрома Мазари-Шариф всего 6 км и произвел вынужденную посадку из-за серьезного повреждения главного редуктора. Благодаря грамотным действиям экипажа вовремя произведшим вынужденную посадку, на следующий день вертолет быстро был восстановлен ремонтной бригадой. Все члены этих экипажей были отмечены боевыми наградами. Майор В. Киселев за эти боевые вылеты был награжден орденом Красного Знамени.

В ходе операции «Альбурс» 26 июня 1985 г. в сложный, драматический момент высадки десанта на 5-ю и 6-ю точки вокруг горной базы тактическая десантная группа из четырех вертолетов, возглавляемая подполковником В. Неробеевым, сумела незаметно, на предельно малой высоте подойти и еще до высадки десанта нанести бомбовый удар по базе. В результате прямого попадания бомбы был уничтожен крупный опорный пункт бандитов в районе 5-й точки. В ходе десантирования ожили две позиции ДШК, но, благодаря четкому руководству со стороны командира авиагруппы подполковника В. Неробеева, оба ДШК с расчетами были уничтожены бортовым оружием вертолетов. За этот боевой вылет В. Неробеев был награжден орденом Красной Звезды.

27 июня 1985 г. в ходе операции «Альбурс» после успешной высадки десанта и подавления огневых точек противника экипаж вертолета Ми-8 Воркутинского авиационного полка в составе: командир звена капитан В. Рускевич, старший летчик-штурман лейтенант К. Яценко, бортовой техник старший лейтенант Я. Лащук, бортовой механик прапорщик С. Киселев - получил боевую задачу эвакуировать из боевых порядков тяжелораненых пограничников. Следуя на выручку товарищей, вертолет был подбит из крупнокалиберного пулемета ДШК. Последними словами командира экипажа в эфир были: «Горят оба двигателя…». До последней возможности боролся экипаж, стараясь спасти неуправляемую машину, но при встрече с землей вертолет загорелся и взорвался. Экипаж героически погиб, до конца выполнив свой воинский долг. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания, капитан В. Рускевич награжден вторым орденом Красного Знамени, а лейтенант К. Яценко, старший лейтенант Я. Лащук, прапорщик С. Киселев - награждены орденами Красной Звезды (все посмертно).

Место гибели экипажа вертолета капитана Рускевича:

 

Кадр из фильма Б.И Захарова "В небе Афганистана":

Из сборника: «ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС...». Сборник примеров героических поступков воинов-интернационалистов. Под общей ред. подполковника В. Кудрявцева. Автор-составитель капитан С.Сметанников, г. Душанбе 1988 г., 50 с.:

Командир саперного взвода войсковой части 2099 прапорщик Сергей Панасенко 6 августа 1985 года в составе мотострелкового подразделения оказывал помощь афганским воинам в ликвидации душманской базы в ущелье Гордара.

С боем подразделение подошло к району, где расположился опорный пункт бандитов. Вот тут и началась работа С. Панасенко. Одна ребристая "итальянка" обезврежена, другая... А мятежники не пускали в ущелье. Били из безоткатных орудий, крупнокалиберных пулеметов. Но у Сергея своя забота. Осторожно погружал он в землю щуп там, где замечены демаскирующие признаки. Еще мина, еще, еще…

Три дня бандиты обороняли свою базу, но были все-таки выбиты из нее. В ущелье обезврежено семь мин.

Из воспоминаний участников операции - бойцов Пянджской ДШМГ

На этом фото я узнал себя - Скичко Леонида Леонидовича, пулеметчика 1 отделения 3 ДШЗ ДШМГ ПЯНДЖ-85, больше известного в ДШ как "ФАЗА".

Ребята, это фото сделано где-то 30.06.-03.07.1985 года в горах Альбурз (Айгуль), которые находятся в тридцати пяти километрах юго-западнее города Мазари-Шарифа. 26.06.1985 года на нашей площадке было подбито 2 борта. Первый борт, на фоне которого я сфотографирован, был подбит утром при высадке групп захвата. Второй борт был подбит в тот же день, ближе к вечеру, привозил к нам на площадку воду в полиэтиленовых мешках. Пока мы разгружали воду, один из членов экипажа, сбегал к первому подбитому борту и забрал с него подъемный трапик, и буквально через 2-3 минуты после отрыва от земли он был подбит и с черным шлейфом пошел к земле... С нашей площадки место падения борта не было видно. Но, связавшись по радио с соседними площадками, мы узнали, что экипаж буквально возле самой земли выпрыгнул из горящего борта, и все остались живы.

Утром 27.06.1985 года большая группа бортов бомбила ущелье под нами. После бомбежки одна пара пошла в сторону нашей площадки. Один из бортов пошел на посадку, чтобы забрать раненого снайпера второго отделения 3 ДШЗ Клименко Костю. Все, кто находился в это время на нашей позиции, видели очередь трассеров из ущелья, которая вошла в борт. Он еще несколько минут прошел по курсу вперед, но затем начал западать вниз хвостом, но экипаж сумел выровнять борт. Но через минуту-две, борт снова просел, перевернулся через хвост, и винтом вниз свалился в ущелье и взорвался. Это мы поняли по взрыву и столбу черного дыма. Капитан Урванцев собрал с нашей площадки человек 6-7 и мы вместе с ним начали спуск в ущелье. Минут через 20 мы увидели догорающие остатки борта, но подойти к месту падения не смогли. Борт лежал в ущелье еще глубже того места, где мы находились, метров на 80-100. Спустится ниже у нас не было возможности, так как ниже шли отвесные скалы и без специального снаряжения там спустится не представлялось возможным. Мы сверху четко видели место падения борта, и видели духов, которые подбирались к этому месту, и открыли по ним огонь. Урванцев доложил об обстановке командованию, и получил указание поставить здесь отделение для прикрытия места падения, до тех пор, пока не заберут тела погибших. На этом месте мы просидели трое суток. Тела погибших забрали ребята из ММГ, какой точно не знаю. Помню, что в первый или на второй день, в ущелье попытались зайти сарбозы на танках, но первая машина была подбита и перекрыла проход для техники в ущелье.

Леня, ты сидишь на том "борту", который нас (2-ю боевую группу 3-й ДШЗ) высаживал. Утром 27 июня я с Воробьевым, более данных о нем не помню - он к нам только-что пришел в подразделение, помню, только, что он был из России, находились на "службе". Около 07.00 нас обстреляли с противоположной стороны ущелья. В ходе перестрелки Воробьева тяжело ранили в голову, меня спасло то, что пули попали в пулемет. Под прикрытием огня наших (Белуга Серега и Паденко Игорь), удалось подать тело Воробьева (который был без сознания) из окопа, и парни на ремнях утащили его из-под обстрела. Но самое страшное было выбираться из окопа самому под обстрелом... "Обрабатывала" ущелье авиация, после нашей перестрелки. Затем, ближе к обеду сообщили, что прийдет "борт" за раненым. Экипаж Рускевича, на подлете к нам пошел прямо над позициями ДШК, мы стали кричать по радиостанции, что его могут сбить, но летчики нас не слышали! Далее все произошло мгновенно - линия "трассеров", борт продвигается немного вперед, а затем весь вспыхнул от хвоста до кабины и, завалившись, упал в ущелье!

Вечная память летчикам, которые ценой своих жизней старались спасать нас!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...