Объем дисциплины и виды учебной работы
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра уголовно-процессуального права
СУД ПРИСЯЖНЫХ: Теоретические и практические проблемы функционирования Учебно-методический комплекс для магистрантов заочной формы обучения направление подготовки 030900.68 Юриспруденция, уголовно-правовой профиль магистерской программы «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза»
г. Ростов-на-Дону 2013 г.
Автор: Киселёв О.Т., доцент кафедры уголовно- процессуального права Ростовского филиала РАП.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 юриспруденция, квалификация (степень) «магистр».
Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Российской академии правосудия (протокол № от 2013 года). Утвержден учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия _______2013 г., протокол № ________
Российская академия правосудия, Ростовский филиал, 2013 Киселёв О.Т., 2013.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………….. 4 2. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6 3. Тематический план дисциплины ……………………………………………… 7 4. Программа курса (рабочая программа дисциплины)…...……………………. 7
5. Планы аудиторных (практических) занятий………………………………….. 10 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по ……………… 18 организации самостоятельной работы магистрантов 7. Контрольные задания……………………………………………………………35 8. Примерная тематика магистерских диссертаций…………………………….. 52 9. Литература……………………………………………………………………… 52 10. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой……………………………..…..55
ВВЕДЕНИЕ «Суд присяжных: теоретические и практические проблемы функционирования» - дисциплина по выбору вариативной части профессионального цикла магистерской программы Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза». Теоретическая общепризнанность абсолютной необходимости судебной власти сочетается с многочисленными и многоаспектными трудностями ее практического независимого существования. Нынешняя судебная система РФ представляет собой сложный и внутренне динамичный юридико-политический организм. Его жизнедеятельность, интеллектуальная и моральная репутация, важные сами по себе, в глазах населения служат также критерием оценки государственного механизма как такового, а значит, и самого государства. Изменение экономических и общественных отношений 90- годах 20 века в России, создание правового государства, процесс демократизации общества повлекли судебные преобразования, главным из которых является суды присяжных, которые призваны оздоровить и повысить эффективность системы правосудия, способствовать формированию нового правосознания и, в конечном счете, стать важной гарантией необратимости демократических преобразований государства и общества. Приходится констатировать, что, по крайней мере на первых порах введения института присяжных заседателей в уголовном процессе недостаточно сказалось на качестве правосудия. Некоторые вердикты присяжных порой вызывают в обществе не меньше непонимания, чем некоторые судебные решения, принятые без их участия. Нуждаются в уточнении некоторые организационные и методологические вопросы, прежде всего связанные с составлением списков и подбором присяжных. Не отмечается рост правосознания населения, слабо действует обратная связь с обществом, в том числе в плане распространения и укоренения массовой правовой культуры. Для этого необходимо использовать методы правового просвещения для ознакомления граждан России в целом, и в первую очередь вероятных участников процесса - судей, прокуроров, адвокатов, помощников и секретарей судов со спецификой и задачами суда присяжных, а также способствовать развитию соответствующей специальной подготовки студентов-юристов.
Разнообразны доводы, давно и активно выдвигаемые против суда присяжных: от дороговизны этого института до его непрофессионализма. Относительно денег надо решить, что приоритетнее: поиск справедливости или – деньги (причем поиск справедливости не путем отвлеченного теоретизирования, а имеющий непосредственный, прикладной характер). Если обратиться к вопросу о том, под силу ли присяжным заседателям (среди которых, кстати, отнюдь не все такие уж несведущие) решение сложных вопросов, то ответ будет очевидным: естественно, далеко не всегда. Но это «не всегда» относится в большей степени к самим судьям и другим профессиональным участникам судебного процесса. При этом надо помнить, что присяжными заседателями не могут быть лица, работающие в правоохранительных органах, умеющие применять закон, - это судьи из народа которые выносят свои решения на основании своего жизненного опыта, а не знания законов и это требование закона. Альтернативы суду присяжных нет, история свидетельствует, что это лучший институт, выработанный человечеством в своем стремлении к справедливости. Приверженность народов суду присяжных возрастала по мере просвещения общества. Суд присяжных – это судебный орган, заслуживающий одобрения народов на протяжении веков, который неизменно возрождается в периоды цивилизации, демократии и наоборот перестаёт действовать в периоды диктатуры. Суд присяжных способствует оздоровлению и повышению эффективности системы правосудия, формированию нового правосознания. Суд присяжных необходим для повышения общего уровня правовой культуры населения страны в целом. Он не является панацеей для решения всех сложных проблем, с которыми сталкивается современная Россия. Однако именно суд присяжных, при совершенствовании его форм, повысит качество расследования уголовных дел, обеспечит независимость, объективность и состязательность процесса, будет способствовать укреплению судебной власти, и в конечном итоге - содействовать формированию правового государства.
Суд присяжных является одной из важнейших форм контроля гражданского общества – даже находящегося в зачаточном состоянии, как у нас – по отношению к государству. Цель освоения дисциплины «Суд присяжных: теоретические и практические проблемы функционирования» – путем разносторонней аргументации попытаться убедить сомневающихся в наличии у суда присяжных большего количества социальных достоинств, чем недостатков; в научно-практическом плане показать основные блоки механизма данной политико-правовой структуры. Все это, по возможности, и должно способствовать превращению студентов в приверженцев и популяризаторов суда присяжных как одного из наиболее демократических институтов мирового сообщества и современного российского общества в частности. В связи с этим задачами изучения дисциплины являются: - формирование у студентов знаний и правильного понимания деятельности института суда присяжных; - ознакомление с нормами действующего законодательства в РФ, регламентирующего структуру и содержание работы суда присяжных; - изучение сущности, структуры и содержания всех стадий уголовного процесса в суде присяжных, умения правильного формирования своей позиции в процессе и отражения ее в процессуальных актах; - усвоение навыков поведения в конкретных судебных ситуациях, что является необходимым условием профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - историю возникновения и становления суда присяжных в мире, в том числе России, правовые основы судопроизводства с участием присяжных заседателей, такие вопросы, как статус присяжных заседателей, их отбор для участия в суде присяжных, общие положения процессуального производства в суде присяжных, вынесения вердикта коллегии присяжных, развитие судебной практики; уметь: - осмысленно применять полученные в процессе обучения теоретические знания и навыки на практике, особенно с присяжными заседателями и другими участниками процесса. Оказывать консультативную помощь в вопросах, связанных с судом присяжных. Правильно оценивать судебные решения, принимаемые судом с участием присяжных; владеть: - уголовно-процессуальной терминологией, навыками работы с законодательной базой и анализа фактов правоприменительной деятельности Магистрант, изучивший дисциплину «Суд присяжных: теоретические и практические проблемы функционирования», должен обладать следующими компетенциями: - общекультурными компетенциями (ОК): - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального самосознания (ОК-1); - способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); - способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4); - компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). - профессиональными компетенциями (ПК): - в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); - в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); - организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать, и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); - в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Тематический план для магистрантов очной формы обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|