Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение

Высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра уголовно-процессуального права

 

 

СУД ПРИСЯЖНЫХ:

Теоретические и практические проблемы функционирования

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения направление подготовки 030900.68 Юриспруденция, уголовно-правовой профиль магистерской программы «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза»

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013 г.

 

Автор:

Киселёв О.Т., доцент кафедры уголовно- процессуального права Ростовского филиала РАП.

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 юриспруденция, квалификация (степень) «магистр».

 

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Российской академии правосудия (протокол № от 2013 года).

Утвержден учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия _______2013 г., протокол № ________

 

 

Российская академия правосудия,

Ростовский филиал, 2013

Киселёв О.Т., 2013.

 

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………….. 4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6

3. Тематический план дисциплины ……………………………………………… 7

4. Программа курса (рабочая программа дисциплины)…...……………………. 7

5. Планы аудиторных (практических) занятий………………………………….. 10

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по ……………… 18 организации самостоятельной работы магистрантов

7. Контрольные задания……………………………………………………………35

8. Примерная тематика магистерских диссертаций…………………………….. 52

9. Литература……………………………………………………………………… 52

10. Вопросы для подготовки к зачету с оценкой……………………………..…..55

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Суд присяжных: теоретические и практические проблемы функционирования» - дисциплина по выбору вариативной части профессионального цикла магистерской программы Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза».

Теоретическая общепризнанность абсолютной необходимости судебной власти сочетается с многочисленными и многоаспектными трудностями ее практического независимого существования. Нынешняя судебная система РФ представляет собой сложный и внутренне динамичный юридико-политический организм. Его жизнедеятельность, интеллектуальная и моральная репутация, важные сами по себе, в глазах населения служат также критерием оценки государственного механизма как такового, а значит, и самого государства. Изменение экономических и общественных отношений 90- годах 20 века в России, создание правового государства, процесс демократизации общества повлекли судебные преобразования, главным из которых является суды присяжных, которые призваны оздоровить и повысить эффективность системы правосудия, способствовать формированию нового правосознания и, в конечном счете, стать важной гарантией необратимости демократических преобразований государства и общества.

Приходится констатировать, что, по крайней мере на первых порах введения института присяжных заседателей в уголовном процессе недостаточно сказалось на качестве правосудия. Некоторые вердикты присяжных порой вызывают в обществе не меньше непонимания, чем некоторые судебные решения, принятые без их участия. Нуждаются в уточнении некоторые организационные и методологические вопросы, прежде всего связанные с составлением списков и подбором присяжных. Не отмечается рост правосознания населения, слабо действует обратная связь с обществом, в том числе в плане распространения и укоренения массовой правовой культуры. Для этого необходимо использовать методы правового просвещения для ознакомления граждан России в целом, и в первую очередь вероятных участников процесса - судей, прокуроров, адвокатов, помощников и секретарей судов со спецификой и задачами суда присяжных, а также способствовать развитию соответствующей специальной подготовки студентов-юристов.

Разнообразны доводы, давно и активно выдвигаемые против суда присяжных: от дороговизны этого института до его непрофессионализма.

Относительно денег надо решить, что приоритетнее: поиск справедливости или – деньги (причем поиск справедливости не путем отвлеченного теоретизирования, а имеющий непосредственный, прикладной характер). Если обратиться к вопросу о том, под силу ли присяжным заседателям (среди которых, кстати, отнюдь не все такие уж несведущие) решение сложных вопросов, то ответ будет очевидным: естественно, далеко не всегда. Но это «не всегда» относится в большей степени к самим судьям и другим профессиональным участникам судебного процесса. При этом надо помнить, что присяжными заседателями не могут быть лица, работающие в правоохранительных органах, умеющие применять закон, - это судьи из народа которые выносят свои решения на основании своего жизненного опыта, а не знания законов и это требование закона.

Альтернативы суду присяжных нет, история свидетельствует, что это лучший институт, выработанный человечеством в своем стремлении к справедливости. Приверженность народов суду присяжных возрастала по мере просвещения общества. Суд присяжных – это судебный орган, заслуживающий одобрения народов на протяжении веков, который неизменно возрождается в периоды цивилизации, демократии и наоборот перестаёт действовать в периоды диктатуры. Суд присяжных способствует оздоровлению и повышению эффективности системы правосудия, формированию нового правосознания. Суд присяжных необходим для повышения общего уровня правовой культуры населения страны в целом. Он не является панацеей для решения всех сложных проблем, с которыми сталкивается современная Россия. Однако именно суд присяжных, при совершенствовании его форм, повысит качество расследования уголовных дел, обеспечит независимость, объективность и состязательность процесса, будет способствовать укреплению судебной власти, и в конечном итоге - содействовать формированию правового государства.

Суд присяжных является одной из важнейших форм контроля гражданского общества – даже находящегося в зачаточном состоянии, как у нас – по отношению к государству.

Цель освоения дисциплины «Суд присяжных: теоретические и практические проблемы функционирования» – путем разносторонней аргументации попытаться убедить сомневающихся в наличии у суда присяжных большего количества социальных достоинств, чем недостатков; в научно-практическом плане показать основные блоки механизма данной политико-правовой структуры. Все это, по возможности, и должно способствовать превращению студентов в приверженцев и популяризаторов суда присяжных как одного из наиболее демократических институтов мирового сообщества и современного российского общества в частности. В связи с этим задачами изучения дисциплины являются:

- формирование у студентов знаний и правильного понимания деятельности института суда присяжных;

- ознакомление с нормами действующего законодательства в РФ, регламентирующего структуру и содержание работы суда присяжных;

- изучение сущности, структуры и содержания всех стадий уголовного процесса в суде присяжных, умения правильного формирования своей позиции в процессе и отражения ее в процессуальных актах;

- усвоение навыков поведения в конкретных судебных ситуациях, что является необходимым условием профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: - историю возникновения и становления суда присяжных в мире, в том числе России, правовые основы судопроизводства с участием присяжных заседателей, такие вопросы, как статус присяжных заседателей, их отбор для участия в суде присяжных, общие положения процессуального производства в суде присяжных, вынесения вердикта коллегии присяжных, развитие судебной практики;

уметь: - осмысленно применять полученные в процессе обучения теоретические знания и навыки на практике, особенно с присяжными заседателями и другими участниками процесса. Оказывать консультативную помощь в вопросах, связанных с судом присяжных. Правильно оценивать судебные решения, принимаемые судом с участием присяжных;

владеть: - уголовно-процессуальной терминологией, навыками работы с законодательной базой и анализа фактов правоприменительной деятельности

Магистрант, изучивший дисциплину «Суд присяжных: теоретические и практические проблемы функционирования», должен обладать следующими компетенциями:

- общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального самосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

- профессиональными компетенциями (ПК):

- в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать, и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

 


Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы по учебному плану Количество часов по формам обучения
Зачетные единицы-общая трудоемкость Всего -3 з.е. - 108
Всего аудиторных занятий (из них)  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Зачет с оценкой

 


3. Тематический план для магистрантов очной формы обучения

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары     С\Р
  Тема 1. Правовые основы судопроизводства с участием присяжных заседателей. История развития судов с участием народных представителей. Суд присяжных в истории России. -    
  Тема 2. Общие положения процессуального производства в суде присяжных. Законодательство РФ о суде присяжных. Особенности проведения предварительного слушания (активное\интерактивное занятие).      
  Тема 3. Судебное разбирательство дела. Обжалование решений суда присяжных (активное/интерактивное занятие)      
  Всего      

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...